Какой была Роксолана?

Петрович 8
Путешествуя по просторам «Всемирной паутины» встретил упоминание о Роксолане. Оказалось, что это супруга османского султана-завоевателя Сулеймана Великолепного. Украинка Роксолана одна из самых влиятельных женщин своей эпохи.
И хотя во времена правления Сулеймана Великолепного ещё не было «жёлтой прессы», но человеческая молва, что не знала точно, то домысливала, фантазировала, придумывала, приукрашивала, а могла и просто очернить… И что из дошедших о Роксолане слухов является правдой, а что — вымыслом, если получится, попробуем разобраться.                И чем же могла славянская девчонка пленить пресыщенного, если не сказать – зажравшегося, турецкого султана? Очень интересно!
Как же на самом деле звали Роксолану? Под этим именем её знали в Европе. Но на самом деле такое прозвище турки давали всем рабыням-славянкам.
В гареме будущая султанша приняла ислам и получила новое имя Хюррем (смеющаяся). И это имя, своей наложнице, дал сам султан, что было неслыханной честью.
По некоторым сведениям, на родине ее звали Анастасия  Гавриловна Лисовская. Вероятнее всего, она была дочерью православного священника родом из Рогатина (Западная Украина). Но с уверенностью утверждать, что  это её настоящее имя, данное при крещении, мы не можем...
Достоверной информации о Роксолане, или Хюррем почти нет. Османский двор был очень закрытой структурой. Там трепаться не то, что не любили, а  боялись. За это можно было моментом лишиться языка, да и не только его одного… Об интимной жизни правителя Османской империи можно лишь догадываться по нежной переписке между Сулейманом и его возлюбленной.
Можно предполагать, что Роксолана-Анастасия попала в гарем османского султана Сулеймана Великолепного 15-летней. Сначала пленницу привезли в Крым, обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. Уже тогда заботились о сохранении товарного вида. Пораженные красотой полонянки, крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, что бы выгодно продать ее на самом большом невольничьем рынке мусульманского Востока. (В других источниках говорится, что как раз красавицей она совсем не была, даже совсем наоборот. В чём, я пожалуй, усомнюсь. Это каких-таких вялых писюнов, в штат гарема будут зачислять страхопетных девиц. Ведь явно существовал фейс-контроль, отбор. Иначе, те кто отбирал кандидаток, могли и своей задницей расплатиться за недосмотр. У турков это было тогда запросто, да наверное и сейчас ещё живы вековые традиции нетрадиционной ориентации, уж простите за каламбур..)
В столицу султанов прекрасную пленницу отправился продавать сам хозяин. По прихоти переменчивой судьбы, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше. Турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Узнав для кого предназначена рабыня, торговец подарил ее султану в знак уважения. Такой поворот дел дал возможность Роксолане стать законной женой Сулеймана, что было бы невозможно, если бы ее купили за деньги. Оказывается, что уже тогда существовали такие интересные юридические закорючки и тонкости «османского семейного права»… Попав в Топкапы (главный дворец), Роксолана приложила много сил, используя свою хитрость и очарование, чтобы завоевать расположение султана.
Дальнейшее развитие событий в гареме могущественного султана известно лишь по запискам иностранных послов. Но поскольку их туда явно не пускали, то они собирали сведения преимущественно из пересудов и слухов, по которым  Хюррем была коварной ведьмой, околдовавшей султана и истинной злодейкой, омывшей чужой кровью путь своих сыновей к трону. А мы с вами знаем, что иностранная пресса никогда не отличалась правдивостью…
В сохранившейся переписке Хюррем с мужем, прослеживается её образованность, ясный ум. Не удивительно, что правитель охотно прислушивался к ее советам. Но всё же помимо ума, образованности, наверняка были и другие, чисто женские, качества, за которые Сулейман безумно был влюблён в свою супругу… Можно только догадываться, какие…
Мало того, что Роксолана влияла на назначения в совете визирей, интересовалась международной политикой. Она также активно занималась благотворительностью. На ее личные средства было построено немало мечетей и приютов. А слухи о политических злодействах султанши, наверняка сильно преувеличены. Просто Роксолана была первой женщиной в Османской Империи, которая посмела открыто заниматься государственными делами!
Хюррем вызывала зависть, страх и ненависть, поскольку была первой женщиной-правителем в истории Турции. Ее главной заслугой стало то, что она сумела превратить любовь в инструмент полноценной власти, распространявшейся далеко за пределы гарема.
Привязанность, которую Сулейман и Хюррем испытывали друг к другу на протяжении многих лет, абсолютно не вписывалась в обычаи двора. Ради Роксоланы Сулейман впервые нарушил многовековую традицию правителей - никогда не жениться на своих наложницах. Влюбленный султан не только заключил брак со своей рабыней, но и дал ей свободу.                Хюррем родила султану пять сыновей, а по обычаю, жена могла родить султану лишь одного ребенка мужского пола. После этого она получала почетную “отставку” от ложа правителя, «отправлялась на пенсию» и занималась исключительно наследниками. Но не в этом случае!                Ради Роксоланы султан надолго забыл о своем “священном” праве иметь детей от других женщин. Известно несколько случаев, когда слишком красивых наложниц быстро удаляли из гарема. Причем делалось это по распоряжению самого султана и его матери.                По традиции, мать сопровождала совершеннолетнего принца в провинцию, где наследник приобретал навыки правления. Хюррем же всегда оставалась в Стамбуле, рядом со своим мужем.                Свою привязанность к жене султан пронес через всю жизнь. Когда Хюррем умерла (то ли от долгой болезни, то ли от яда), безутешный супруг воздал ей невиданные почести. Роксолану похоронили в мечети Сулеймание, специально построенной для того, чтобы после своей смерти султан мог упокоиться навеки рядом с любимой женой.
Она была единственная женщина в султанском гареме, имеющая официальный титул. Она - султанша Хасеки, и султан Сулейман разделял с ней свою власть. Она женщина, заставившая султана навсегда забыть о гареме. Вся Европа хотела знать подробности о женщине, которая на последнем приеме во дворце в платье из золотой парчи поднялась с султаном на трон с открытым лицом!
Именем Роксоланы-Хюррем-Султан назван район Аврет-базара в Стамбуле. Там Хюррем-Султан, воздвигла мечеть, приют для бедных, больницу. С её именем турки связывают ряд архитектурных памятников в Стамбуле, значительные экономические преобразования в стране. Усыпальница Роксоланы-Хуррем-Хасеки - национальная святыня Турции. Гробница её мужа султана Сулеймана Великолепного, с которым она прожила в законном браке 40 лет, и усыпальница Хюррем-Султан - рядом. За тысячелетнюю историю Османской империи такой чести удостоена единственная женщина - Роксолана.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась, по разным данным или в 1505 или 1506 г. Возлюбленная Сулеймана I умерла от простуды в 1558 году (по другим версиям 1561 или 1563 г. и была погребена со всеми подобающими почестями. Сулейман I – умер в 1566 году.)
Существует легенда о том, как Хюррем (Hurrem - в переводе с персидского языка "улыбчивая", "смешливая", "веселая") попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака, что приготовить для девчонки: одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь?
Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана – знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного - права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками, а как она владела своим языком, мы уже никогда не узнаем…
Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы.                Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам. Умной оказалась девчонка и очень удачно распорядилась своим природным даром.
Постоянные интриги при дворе Сулеймана развили в Роксолане способности психолога. Она изучала людей, их поведение и, как результат, всегда знала, кому, что нужно сказать и как действовать. Так что вскоре султан обнаружил, что именно Хюррем с ее острым умом способна дать лучший совет в государственных делах. Будущая султанша Османской империи ежеминутно была настороже, потому что там, где ей выпала доля жить, действовал только одни закон: или уничтожают тебя, или уничтожаешь ты.
Свадьба Сулеймана и Роксоланы отмечалась в 1530 году. Роксолана стала для него воплощением всего, что он любил в женщинах: она ценила искусство и разбиралась в политике, была полиглотом и прекрасной танцовщицей, умела любить и принимать любовь. Ничто их так не радовало, как возможность побыть наедине.
Нельзя передать словами пышность свадебной церемонии, состоявшейся во дворце. Было устроено общее шествие. Ночью же все улицы были иллюминированы. Повсюду были устроены увеселения, на которых играли музыканты. Дома были разукрашены. Народ пребывал в восторге. На площади Султанахмет была сооружена большая трибуна, перед которой состоялось состязание мусульманских и христианских рыцарей, представление с участием канатоходцев, фокусников, диких зверей.
Сулейман и Хюррем могли часами говорить о любви, политике, искусстве… Они часто общались стихами. Роксолана, как настоящая женщина, знала, когда надо промолчать, когда взгрустнуть, а когда засмеяться. Не удивительно, что во время ее правления унылый гарем превратился в центр красоты и просвещения, а саму ее стали признавать правители других государств. Султанша появляется на людях с открытым лицом, но несмотря на это, пользуется уважением видных деятелей ислама, как образцовая правоверная мусульманка.
Дворцовая гвардия боготворила "смешливую госпожу", которую никогда не видели без очаровательной улыбки на лице. Роксолана платила тем же. Она построила для янычар казармы-дворцы, увеличила жалованье и наделила новыми привилегиями. Когда Сулейман I, оставив управлять империей жену, отправился усмирять мятежные народы Персии, он буквально выскреб казну. 
 Это не смутило хозяйственную супругу. Она не говорила туркам: «Денег нет, но вы держитесь…», а распорядилась открыть в европейском квартале и в портовых районах Стамбула винные лавки, после чего в сокровищницу османских правителей потекла звонкая монета. Этого показалось мало, и Роксолана велела углубить бухту Золотой Рог и реконструировать причалы в Галате, куда в скором времени стали подходить не только легкие или средние, но и крупнотоннажные суда с товарами со всего мира. Торговые ряды столицы росли, как грибы после дождя.
Полнилась и казна. Теперь у Хуррем-султан хватало денег и на то, чтобы возводить новые мечети, минареты, дома престарелых, лечебницы - много чего. Султан, вернувшийся из очередного победоносного похода (он не проиграл ни одной битвы!), не узнал даже дворец Топкапы, который перестраивался на средства, добытые предприимчивой и обожествляемой женой.                Роксолана покровительствовала деятелям искусства, переписывалась с правителями Польши, Венеции, Персии, прославилась добродетельностью. Вот так Роксолана, преодолев тысячный заслон султанских наложниц, оставив позади четырёх его жён, стала первой и любимой (баш кадын) женой султана Сулеймана Великолепного, в уме и советах которой он нуждался не меньше, чем в её объятиях.