Интервью журналист Татия Суботина беседует с Инной

Инна Комарова
14.08.2017, 18:00

Современный прозаик, романист, новеллист, крайне творческая натура и просто романтическая женщина – Инна Комарова. Поговорили о творчестве, критике, сложностях в работе писателя и читателях.

Инна, расскажите пожалуйста, когда и с чего началось Ваше увлечение сочинительством?

Всё началось в детстве, всегда была большой выдумщицей. Чудесные истории рождались в моём воображении, иногда вспоминаю и поражаюсь. Происходило это везде, причём, спонтанно: в транспорте, когда направлялась рано утром в музыкальную школу, по дороге домой, бывало и на уроке. Вот сидишь, и вдруг… возникает живая картинка, от которой невозможно оторваться. Учительница: «Инна, вернись к нам». Я: «А?» Все в хохот. «Алла Сергеевна, наша фантазёрка опять размечталась», – реплика с последней парты.

Ночами запоем писала. Процесс увлекал невероятно, я погружалась в удивительную атмосферу, наблюдала за героями, сменой действий и терпеливо ждала, чем же закончится. Всё это впечатляло и выливалось на бумагу. Записи вела в дневнике и никому не показывала.

Одноклассницы и одноклассники часто меня просили сочинить послание – первая влюблённость, не знали, как подойти, намекнуть, пригласить на прогулку, поздравления, приглашения. Так рождались поэтические строчки, иногда писала смешные кокетливые эпиграммы.

А первая проба пера была удачной? О чем же именно Вы написали впервые?

К первой пробе пера отношу солидный трактат с посвящением, он родился в восьмом классе.

Предчувствую, что с этим трактатом связана любопытная история. )

 Да. Моя мама работала в оперном театре. К ним на гастроли приехала известная румынская оперная певица – обладательница красивейшего меццо-сопрано – Елена Черней. Тогда она была в зените славы. Божественно красивая женщина, глаз не отвести. Впервые я увидела певицу, когда была маленькой девочкой, но уже тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление. История немного комичная. Мы встретились в душевой театра, да-да. Тогда в домах не было ванных комнат (проза жизни). Мама брала меня на работу и после спектакля мы шли купаться.

Я всегда любила рисовать, позднее досконально изучала полотна мастеров. Естественно, Елена Черней буквально врезалась в мою детскую память, она напоминала мне одну из героинь с тех полотен. Долго я вспоминала эту встречу. И спустя много лет певица опять приехала на гастроли уже постаревшая, но такая же красивая, яркая и, что удивительно, её превосходный голос сохранился. Как сейчас помню – после спектакля пулей летела домой и выплеснула на бумагу все чувства – исписала целую тетрадь. Это было моё посвящение кумиру. Наша учительница по литературе любила давать сочинения на вольную тему и разрешила подготовиться дома. Долго я думала, нести или нет, всё же решилась ей показать. На одном дыхании она проглотила этот эмоциональный всплеск и потом поставила моё творение на выставке среди лучших работ. Так что да, первая проба пера по-своему была удачной.

Если к творчеству у Вас любовь появилась с детства, то и мечтали Вы о творческой профессии?

Безусловно. С детства мои мечты возносились к высочайшему уровню дирижёрского исполнительского искусства. Такие гиганты, как Евгений Александрович Мравинский, Дмитрий Станиславович Загрецкий (мой крёстный отец в музыке). Вероника Дударова (у которой я планировала пройти стажировку симфонического дирижирования) и, конечно, Гербер фон Караян – были моими путеводными звёздами. На них я ровнялась, у них училась. Мне повезло, моим преподавателем по специальности была лучшая ученица профессора Загрецкого – Валентина Ивановна Науменко. Сам Дмитрий Станиславович тогда уже не работал. А она мне передала его школу и путёвку в жизнь. Ясостоялась, как дирижёр-хоровик, успешно работала с детьми в Советском Союзе и за границей.

Инна, когда Вы стали писать осознанно? Расскажите о своём первом романе.

У этого романа своя история. Мне очень повезло, я родилась в прекрасной семье. Та атмосфера, которая царила в нашем доме, сформировала меня, как личность. У меня был легендарный папа. На его долю выпало так много лишений, страданий, потерь, но что удивительно, ему удалось сохранить нетронутую душу. Больше я таких людей не встречала. Папа прошёл три страшных войны. Спас много людей от смерти. Вернулся с войны больным человеком. Но никогда не рассказывал о своих подвигах. Случайно я узнавала от его сослуживцев или родственников и то поверхностно. Нашей семье пришлось пережить все ужасы и лишения Великой Отечественной Войны. Очень большие потери понесли мои близкие. Накопился материал. Мне хотелось увековечить память о людях, прошедших эту «мясорубку», их человеческий подвиг. Так в 2002 году родился роман «Откровение странника или на пути к истине». Это роман-монография, моё посвящение всем тем, кто выстоял и победил фашизм. Книга большая и очень серьёзная.

Как появляются сюжеты? Что Вас вдохновляет?

Вдохновляет природа, особенно, море. Но, как правило, ночами, когда наступает тишина, незаметно крадучись приходит Муза. Её вдохновенный танец увлекает меня за собой и не отпускает, пока первые строчки не появляются на бумаге. Моя Муза с характером и очень требовательная девушка. Поэтому всегда рядом блокнот и ручка. Самое невероятное, в какой-то момент я начинаю слышать текст, причём, без остановки. Иногда это диалоги и тут же оживает картина действия. Бывает, внезапно рождается в голове основной замысел, мысли преследуют, внедряются в сознание, и нет спасения. Понимаю, надо работать. Тут же делаю наброски плана. А случается так, вижу человека, его окружение и всё – понимаю, это мой персонаж. Ситуации редко повторяются, всегда по-разному.

Какие слабые и сильные свои стороны, как автора, Вы могли бы назвать?

О, это, пожалуйста. Как правило, в моих черновиках вы найдёте лишние запятые. Это пожизненно. Что же касается стилистики, мне присуща, так называемая, избыточность. Люблю подробно описывать пейзажи, одежду героев, их чувства. Мне недостаточно использование одного прилагательного, хочется добавить ещё красочки, так появляются синонимы. Потом при вычитке долго и нудно вычищаю и с трудом расстаюсь с лишними прилагательными.

И ещё один таракан. Мой злейший враг – сомнения. Выбрасываю огромные фрагменты из текста, тысячи раз переписываю и так до бесконечности. Только спустя годы, случайно открыв старую рукопись, приходит осознание, что отработала на совесть. Вот тогда удовлетворение посещает меня. Но это случается крайне редко – в процессе работы терзаюсь сомнениями. Никогда не бросаю незаконченные произведения, не останавливаюсь, иду дальше. Но вот сомнения одолевают, каюсь.

А сильные стороны?

У всех моих романов увлекательные, интересные, интригующие сюжеты. Не мои слова – читатели пишут об этом. Кроме этого в книгах много познавательного, я вплетаю в канву исторические либо научные факты, легенды, которые возбуждают любопытство читателей.

В каком жанре Вы больше предпочитаете писать и почему?

Моя любовь – классический авантюрный роман в историческом антураже, обязательно с детективной сюжетной линией. Это не исключает: фэнтези, мистику, магию и многое другое в моих сюжетах, но всё зависит от замысла.

Инна, представьте, пожалуйста, любимую книгу из написанных Вами. Почему стоит ее прочесть?

Роман «Расправа в замке Бельфорсбрук» – участник конкурса «Колдовские тайны». Магический детектив, любимейшая викторианская эпоха, бесподобный антураж. Я попыталась окунуть читателей в атмосферу вековых тайн, загадок, оживших призраков, красивых романтических отношений и неподражаемого благородного главного героя – сыщика Уильяма Мейсона. Получилось ли? Судить читателю.

Есть ли Уильяма Мейсона реальный прототип?

Не хотелось бы разочаровывать, но скажу правду. Нет прототипа, с первой и до последней строчки авторский вымысел. А может, такой Уильям где-то и существует, но мне он, увы, незнаком. )

А работа над какой книгой далась Вам сложнее всего?

Вряд ли смогу выделить какую-то одну книгу.

Очень тяжело работалось над романом «Оборванная нить», скажу почему. Роман объёмный, состоит из двух частей: первая – «Монолог писателя», вторая – «Убийство на улице N». Так вот первая часть состоит из дневниковых записей писателя, что даёт читателю возможность заглянуть в замочную скважину и понаблюдать за главным героем. Глубокие, обоснованные философские заключения, разговор начистоту. Нет, это не душевный стриптиз и не самокопание. Отнюдь. Детальный анализ жизни, умозаключений, рассуждений, ответ на самые трудные вопросы. И здесь мне пришлось попыхтеть немало. Вторая часть романа ничуть не легче – полным ходом разворачиваются события: преступление и расследование.

Должна заметить, и другие произведения рождались непросто. Новый роман, который сейчас в работе, уже несколько раз переписывался. На мой взгляд, лёгкой работы не бывает, когда выполняешь её на совесть и с любовью к читателю. Мы ведь им адресуем своё творчество, не так ли?

В чём же заключается для Вас основная сложность при написании романов?

Лично для меня самое главное – донести посыл. Не имеет значения, пишу роман, новеллу, сказку, сказание или миниатюру. Если удаётся выписать всё задуманное так, что мой посыл узнаваем, слова проникают в сердце и душу читателей, заставляют их забыть обо всем и дочитать произведение до последней точки, считаю, свою миссию выполненной, и моему счастью нет конца.

Инна, наверняка, у Вас были и те истории, которые писались легко, на полете. Расскажите, пожалуйста, о них.

Легко писался роман «Биограф». Было ощущение, что кто-то сверху вёл мою руку. У этого романа своя история. Случилось так, что на определённый период я выпала из реальности, воображение унесло меня в любимую Италию. Сюжет настолько захватил, что пока не выписала произведение, не отпустил. Так родилась довольно большая новелла.

В тот период я тесно общалась с главным редактором издательства «Амадеус» – Мариной Кудимовой. Кстати, очень интересный человек, я с большим удовольствием беседовала с ней. Она прочитала мою новеллу. Ей понравился сюжет, изложение и Марина посоветовала на основе этой новеллы создать полноценный роман. Что такое вдохновение… я работала, не прерываясь и несказанно наслаждаясь процессом. И именно этот роман стал моей лебединой песней. К сожалению, Марина Кудимова вскоре перешла на другую работу и роман остался не изданным. В 2008 году новосибирское издательство заключило со мной договор на этот роман. Начался кризис, но они не опускали руки, пролонгировали договор. Директор очень хотел издать роман, их главный редактор написала шикарную рецензию. Однако кризис разрушил все их и мои планы.

У Вас есть изданные книги?

Мои книги дожидаются своего звёздного часа. А вот новеллы, сказки, сказания, миниатюры, фрагменты романов издавались и довольно успешно в журналах разных издательств, как в России, так и за её пределами. Было такое.

Какой положительный опыт Вы вынесли из работы с издательствами?

Прежде всего, это дисциплинирует, не можешь себе позволить отложить работу на завтра. У редактора свой график и ей нужно успеть своевременно сдать материал. Приятно общаться с человеком, который из большого потока выбрал именно твоё произведение. Положительные эмоции – стимул для творческого человека.

Какие они, Ваши читатели?

Самые лучшие, самые взыскательные, самые требовательные, самые трепетные и чуткие. Мы с ними вместе работаем, переживаем, отрабатываем ошибки. Я их обожаю. И благодарна всем сердцем за их преданность, верность, любовь к моим произведениям. Ведь книги – мои дети и я несу ответственность за них. Читатели это видят, понимают, разделяют со мной мои переживания. Мы – единомышленники. А какие советы, подсказки, замечания, предложения они приносят! А отзывы, какие! Такое отношение оценить невозможно. Я всех люблю и очень дорожу их дружбой.

Как считаете, критика она помогает или же вредит автору?

 Относительно критики приходят на ум слова обожаемого мной Александра Сергеевича Пушкина:

«Веленью божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца».

Я с признательностью принимаю любые конструктивные замечания, продиктованные добрыми намерениями и искренними чувствами, желанием подсказать, помочь. Слава Богу, мои читатели наделены такими качествами, это добавляет сил и поднимает дух.

В противном случае прохожу мимо. Терпеть не могу скандалов, разбирательств, никому не нужных выяснений. Считаю это пустой тратой времени и нервных клеток. И кто сказал, что истинный писатель станет топить коллегу?! Тем более, проходим мимо и продолжаем трудиться на благо читателям.

Нужна ли для творчества особая атмосфера и если да, то что помогает Вам творить?

Не знаю, как у других, но мне лично очень нужна тишина и одиночество. Поэтому особая атмосфера возникает в ночные часы, когда вдохновение работает в полную силу. Я уже как-то говорила, что с некоторых пор стала отшельником и не страдаю от этого. Не люблю шумных посиделок, скопления народа, как сейчас говорят, тусовок. Это не моё.

Поделитесь пожалуйста, творческими планами на ближайшее будущее.

Прежде всего, хочу завершить работу над романом «Особая миссия маркизы Стрингер». На сайте «ПродаМан» размещён черновик. Чистовик уйдёт прямиком в интернет-магазин «Призрачные Миры». Пока процесс продолжается, многое меняется, дописывается. Постоянно переосмысливаю, перечитываю, правлю, дописываю новые фрагменты. Обычная рутинная работа. Не исключено, что это название окажется рабочим. Всё ещё возможно.

Потом надеюсь доработать книгу «Очарованная сказкой».  Всё время занимаюсь романом, некогда уделить внимание этому произведению.

Также дожидается своей очереди романтическая повесть «Рапсодия любви». Успела выписать только её начало, как появился на горизонте великий и неподражаемый сыщик, сын лорда – Уильям Мейсон (роман «Расправа в замке Бельфорсбрук).  Сюжет захватил меня так, что пришлось отложить работу над повестью. Ничего, придёт время, вернусь и к ней. Не могу работать над разными сюжетами одновременно.

Ну а потом… есть еще одна задумка, которая тревожит, будоражит сознание. Появится возможность, займусь ею. Совсем иная эпоха, ещё не приходилось работать в ней. Сюжет почти вырисовался, коллизии и конфликт определены. Но я ничего не загадываю, это пока только в мечтах, предстоит большая и тщательная работа с источниками информации. На это уйдёт немалый отрезок времени. Не так скоро освобожусь, нужно завершить то, что пишется. Нельзя забывать, что кроме творчества есть реальная жизнь, она требует внимания и личного участия. Помимо крупной формы работаю над новеллами. Неожиданно вдохновение заявляет о себе и просмотр нового «фильма» начинается. Вот так.

Кому интересно мое творчество, всегда добро пожаловать на мои странички на Призрачных Мирах и Продамане.

 Блиц-опрос

Идеальная литературная героиня для меня – цельная натура, личность.

Книга должна дарить читателю – надежду, радость, веру в то, что добро обязательно победит зло, в справедливость, и конечно, убеждать, что настоящая любовь существует.

Я никогда не соглашусь – пропагандировать насилие, распри, вражду, ненависть, призывать к репрессиям и войнам.

Я пишу – о людях, умеющих искренне любить, дарить другим свет, тепло, свою преданность и верность. О людях, умеющих приходить на помощь, выручать, спасать, подставлять плечо друга. Они и есть главные герои моих произведений.

Инна, благодарю за откровенность, искренность и душевность. Пусть Ваше вдохновение никогда не иссякнет, а удачно воплощается в сказочные истории.


Беседу провела Татия Суботина. До новых встреч в рубрике «Тет-а-тет с писателем»!