Поэма о прекрасной Марии

Валерий Алалыкин
          (вольный стих)


Судьба, которую нельзя предвидеть,
Порой случается сама собой.
На выставке мне вдруг пришлось увидеть
Портрет девицы молодой.
 
На полотне с лучистым взором
Стояла девушка в изящной полноте
И грезила, как будто о свиданьи скором,
И пламенела вся в душевной красоте.
 
В глазах её, мечтательных и нежных,
Томилось чувство для большой Любви,
А на груди, высокой, белоснежной,
Висел сапфир – хранитель девичьей судьбы.
 
В богатой блузке, будто из рубина,
Она была живее всех живых!
И накатилась вдруг кручина -
Нет места нам в картине для двоих!
 
И вижу, тщетно всё! В мирах мы разных!
Наверно, никогда не быть мне с ней!
Как горько жить в мечтах напрасных
И одиноким оставаться до последних дней!
 
Художники!
Зачем вы пишете шедевры?
Зачем смущаете красою неземной?
Вы нас лишаете привычной веры -
Влюбиться на Земле и обрести покой.
 
«Мария! – говорю я в мыслях имя,
Которое прочёл на полотне, –
Скажи мне: ты когда-нибудь любила?
Ты можешь взгляд остановить на мне?»
 
И тут я от волненья задохнулся:
Сапфир блеснул голубизной.
На Землю девы взгляд вернулся!
Такой сердечный был он и родной!
 
Так мы смотрели друг на друга,
Пока дежурный вдруг не подошёл:
«Прошу простить – пришла разлука…» –
Других он слов нам не нашёл.
 
Еще три дня стоял я у картины
И счастлив был с Марией говорить,
И знал, что мне уже отныне
Другую женщину не полюбить.
 
Пшеничный цвет волос её нездешних
Волнения мои надеждой освещал.
Но как вернуть покой мне прежний?
Я никого вокруг не замечал.
 
Ну кто поймет рассудок воспалённый?
Ну кто поймёт безумную мечту?
Иду домой я возбуждённый,
Чтоб в одиночестве разлить тоску.
 
И вот я дома. Ставлю Баха.
Орган звучит торжественно и властно.
Давно не слышал я с таким размахом
Могучей музыки, рождённой не напрасно!
   И сразу легче жить и думать о великом!
   О том, что ты живёшь не зря!
   В прекрасном мире многоликом
   Для всех и для себя.
И сразу хочется поверить
В счастливую Любовь!
И никогда не лицемерить,
Признав её как вечный зов!
 
И вдруг беззвучно дверь открылась.
Смотрю и вижу - мир иной,
Ведь предо мною появилась 
Краса Марии неземной!
 
Как можно из другого мира
Войти в реальный мир земной?
Такое может только Лира,
Чтоб навсегда отнять покой!
 
Какой ажур из мыслей сплёлся!
Я ничего не мог понять.
Я был растерян, – может, зря увлёкся?
Ну кто решил меня так разыграть?

Мария, задыхаясь от волненья,
Желая что-то мне сказать,
Качнулась вдруг, и я в мгновенье
Успел обнять её, не дав упасть.
 
Я чувствовал упругость её тела,
Дыханье с запахом парного молока.
Душа моя печалилась и пела:
Она пришла ко мне! Но кто она?..
 
И всё ж я понял – это не картина.
Она живая вся и просто человек!
И предстоит мне разговор с ней длинный –
Не верю я, что это из музея мистический побег!
 
Она лежала тихо, неподвижно.
Закат усталый стены освещал.
И вечер опускался к нам неслышно,
И ласково о чём-то колдовал.
 
Но вот Мария поднялась с постели.
Лицо её зарделось от стыда,
Как будто люди подглядели,
Какая с ней случилась вдруг беда.
 
«Мария, – я спросил, – какой дорогой
Тебя судьба вдруг привела?
И почему с такой тревогой
Ты в дверь отчаянно вошла?
   Садись к столу. Сначала выпьем чаю.
   Я снова свежий заварил.
   Я ночи все в мечтах витаю –
   Прекрасный образ твой меня заворожил»
 
«Мой друг, – ответила Мария, –
Я слышала, тебя Максимом звать.
Чудесный чай с цветочками жасмина!
Но я хочу всю правду рассказать.
   Я дочь художника, была больная -
   Иссохла жизненная твердь.
   Я день и ночь, в жару пылая,
   Ждала, когда придёт за мною смерть.
Но мой отец искал причину
В трагическом исходе бытия.
И вдруг задумал написать картину,
Которая должна спасти меня.
 
   Однако проходили дни, недели…
   Картина в галерее, я в постели.
   И таяла надежда, уходило лето…
   И я уже прощалась с этим светом.
И вдруг мне стало лучше – я взбодрилась!
Водой холодною умылась
И в зал вошла, не чувствуя себя,
И там увидела тебя!..
   «Спаситель! – я хотела крикнуть, –
   Ты видишь, я пришла сама?»
   Но воздержалась, чтобы лучше вникнуть,
   Откуда эти чудеса…
Ты целый день стоял перед картиной.
Ушёл последним из музея.
А я стояла с горькой миной
И становилась без тебя слабее.
   Так каждый день встречались мы в музее,
   Но ты меня не замечал.
   Твой взгляд был устремлён на фею,
   Которую отец мой написал.
И с каждым днём мне становилось лучше!
Болезнь ушла куда-то безоглядно.
И мне скрываться от тебя уже не нужно.
Я за тобой пошла отчаянно и праздно!
   И вот мы пьём с тобою чай с жасмином.
   Теперь ты знаешь всё, Максим.
   Прости, я увлеклась рассказом длинным.
   Скажи, ты был когда-нибудь любим?»
 
«Мария! Что сказать тебе на это?
Волшебный чай с цветочками жасмина!
Все дни я странствовал с любимой где-то,
Но это лишь была картина…
   Она все дни меня любила.
   Ждала всю ночь, глаз не сомкнув.
   И верил я в свиданье с милой,
   И целовался с ней, едва уснув»
 
«Максим, спасибо за признанье!
Теперь тебя я поцелую.
У нас счастливое свиданье!
Ты спас меня, и я волнуюсь!»
 
И вот настал тот миг прекрасный.
Я счастлив  - мне она сродни!
И поцелуй её – отчаянный и страстный –
Стал праздником большой Любви!
 
Какие губы! Сердце замирает!
Я тоже весь в волнении горю.
«Никто судьбы своей не знает...»,  –
Я в поцелуе говорю.
 
Художники!
Пишите каждый день шедевры.
В них есть целительная сила красоты!
И пусть не гаснет пламя веры,
Когда безумно любишь ты!
 
2009