Для начала - грузчик

Елена Бездудная
      Семнадцатый день рождения…. Что может быть прекрасней! ...
А я чуть не плача стою у доски объявлений и не нахожу своей фамилии среди поступивших на мехмат РГУ. На следующий день, уже несколько успокоившись, я пошла забирать документы. В деканате выяснилось, что по баллам  я была на 103 месте, а принимали 100 человек. Мне предложили пойти на вечернее отделение. Потом при хорошей учебе можно было  бы перейти на дневное. Конечно, я согласилась. И вот, первого сентября в старой школьной форме с белым воротничком, но уже без фартука, я отправилась начинать студенческую жизнь.

             Надо сказать, что университет – это не школа. На этом, как я поняла тогда и много раз убеждалась в дальнейшем, “срезались ” многие.
              Слишком много новой, да еще и часто тяжелой для понятия информации надо было усваивать. Ну, не доходило сразу до меня, как надо вычислять эти пределы или другие подобные вещи. Постепенно разобралась, втянулась.
            Поначалу, по укоренившейся еще в школе привычке, старалась выполнять все домашние задания. Помню, как я возмутилась, когда преподаватель решила, что я списала…. Но, это было поначалу.
Как ни странно, тогда больше времени уходило на подготовку к занятиям по общественным дисциплинам или на перевод “тысяч” по английскому, чем на решение примеров.

             А тут еще сказано было, принести справки с работы…. Все-таки мы учились на вечернем отделении. Кое - кто из подружек уже работал, а у меня и намека не было, где можно устроиться. Обратилась к отцу, у него были знакомые в Ростове. И вот с подачи такого знакомого я отправилась устраиваться на “сладкое”, самое подходящее для девочки место, на кондитерскую фабрику. Меня взяли … грузчиком в тарный цех.
              Моим местом работы вместе с двумя другими женщинами была товарная станция, куда приходила возвратная тара от конфет и печенья. Это были деревянные ящики 4-7 кг весом, бывало разбитые, с торчащими металлическими полосками и гвоздями. Часто они грудой лежали около железнодорожных путей, и мы грузили их в машину. Потом ящики отвозили на фабрику, где их сушили, чинили и снова наполняли конфетами и печеньем. Бывало, что приходилось грузить  ящики  прямо из вагона, а в конце дня, чтобы не было простоя вагона, выкидывали их в кучу на землю.
              Вот представьте себе, две-три женщины должны за день освободить вагон, перекидав около двух тонн ящиков…. Сначала я очень уставала, потом втянулась, появились силы.  Запросто переносила стопки из трех-четырех штук.

               На товарной станции шла своя жизнь. Наша маленькая бригада работала  там почти каждый день. А грузы на станцию приходили не только для нашей фабрики. Время от времени приезжали грузить дощечки несколько заключенных под охраной конвоира. Они уже ждали скорого освобождения, поэтому свободно разгуливали по всей станции и даже бегали кое за чем в ближайший магазин. Бывало, что в свободные минуты они подходили к нам поболтать, а то и помочь нагрузить машину. У одной из моих напарниц даже чуть ли не роман завязался…. Иногда в этой группе заключенных бывал  Вася, огромный мужчина и, как мне казалось, со зверским выражением лица. Просто типичный убийца из фильмов того времени. Говорили, что он действительно отсидел за убийство…. И какой же у меня был ужас, когда через несколько лет я его встретила в городе. Он узнал, поздоровался. Я ответила, а потом боком, боком постаралась быстрее проскочить мимо.

               Когда у нас выдавалось свободное время, пока не пришла очередная машина на погрузку, мы сидели, разговаривали о том, о сем. Любопытную историю я услышала от другой напарницы. Сейчас мне трудно сказать, сколько ей было лет. Наверное, от тридцати до сорока. Похоже, что у нее с головой было не все в порядке, поэтому я не знаю, правду она говорила, или выдумала.  А говорила она, что муж у нее был полярником, работал в Антарктиде. Что она сама бывала в Антарктиде. И с головой у нее непорядок после того, как их с мужем однажды избили и ограбили в гостинице. Она тогда очень испугалась….
                Выглядела она соответственно. Но, … однажды мне в руки попался ее паспорт. Там с фотографии на меня смотрела очень красивая молодая женщина. Вот и думай, что хочешь.

                При всем при том, что я, наивная, “зеленая” девчонка, попала в среду грузчиков, шоферов и даже заключенных, я не помню ни одного случая, чтобы мне пытались нахамить или обидеть. Без мата, конечно, не обходилось, но и то, любителя высказаться, бывало, одергивали: - Тут же девочка….
                Кто-то может сказать: - Работаешь на кондитерской фабрике, конфеты, печенье – ешь, не хочу….  Да, если работаешь в шоколадном цеху, то можно, но выносить запрещено, на выходе из цеха стоит вахтер. Выносили, конечно, но буквально по несколько штук, угостить знакомых на обеде. За все время, если мне штук пять шоколадных конфет досталось, то уже хорошо. Зато карамельки были для нас в свободном  доступе. Бывало, я утром захватывала из дома кусок хлеба, “прихватизировала” горсточку еще теплых, без оберток  карамелек, потом все это запивалось водой. Вот и завтрак….
               Однажды при мне остановился наклонный конвейер, который подавал пустые ящики в вафельный цех. Шустрые мальчики по нему забрались в цех и вернулись с только что изготовленными, еще не разрезанными  большими кусками вафель. Мне тоже достался кусочек. Вкуснее вафель ни до этого, ни после я, наверное, не ела….
               Уже была зима. В тот год обошлось без больших холодов, но ночью подмораживало, мог выпасть снег. Днем же все это таяло, превращалось в снежную кашу  с ледяной водой. Нормальных сапог у меня в то время не было. Валенки, привезенные с Забайкалья, мгновенно промокали, а резиновые сапоги рвались о всякие торчащие железки. В общем, ноги были постоянно мокрые.

             Вот так наработавшись и намерзшись днем, вечером я шла на занятия. На лекции, уставшая, в тепле, просто засыпала…. Доходило до того, что хоть щипай себя, хоть булавкой коли, чтобы не уснуть. Конечно, толку от таких занятий было мало. Теперь, бывало, и домашние задания списывала, и лекции прогуливала….  Мне же только семнадцать, а по дороге на факультет надо проходить мимо кинотеатра, а там новый хороший фильм…. Как удержаться….

              В результате  первую сессию я сдала с одним “хвостом”. Вскоре я его ликвидировала, но мне стало понятно, что с такой работой я не смогу нормально учиться, и никакое дневное мне “не светит”.
              Пришлось уйти с этой работы. В память о ней осталась первая запись в трудовой книжке: - Кондитерская фабрика, грузчик….
На вечернем отделении я проучилась два года. Потом перевелась на дневное, правда, снова на второй курс. Уж слишком отставали программы на вечернем отделении.
                Самое смешное, что справку с работы, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор, в деканат я так и не представила….
16.08.17