Яр смерти

Владимир Колябин
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время» (Откр. 6:9-11).


16 августа 1942 года по улицам моего родного села Благодарного прогромыхали танки со свастикой и промаршировали колонны гитлеровских вояк. С этого дня и по 15 января 1943 года Благодарненский район находился в немецкой оккупации.

Немцы поселились группами в лучших домах только с деревяными полами и с колодцами воды. Обустраивались  они как хозяева основательно и надолго.

 С балкона районного узла связи военный комендант майор Герман Пфейфер объявил об установлении нового порядка. Вновь испеченные арийские господа устроили моим односельчанам порядок основанный на крови и убийствах.

Татьяна Власенко (Раенко) написала пронзительные строки: "Кровь стынет в жилах. Моя бабушка рассказывала мне о предателях и их зверствах без слез не говорила. Наш дом был на Советской,как раз напротив Гестапо. И мои родные видели как привозили людей,как они кричали от пыток. А полицаев из местных боялись больше, чем фашистов. Я ещё знаю о могилах расстрелянных на юго-западе города на выезде в село Елизаветинское. Я помню,что в детстве мы с бабушкой в поминальные дни ходили на то старое кладбище и бабушка говорила,что тут убиенные похоронены от рук фашистов.Но кладбища то давно уж нет..."

Из числа местных предателей было отобрано несколько негодяев, которым выдали повязки полицаев. Полиция в селе Благодарном расположилась по переулку Октябрьскому, дом № 6. Ранее в бывшем купеческом особняке находилось районное отделение НКВД, а с приходом немцев здание облюбовали полицаи.

Здесь они планировали убийства советских граждан. Повязанные людской кровью подонки утратили человеческий облик. Никаких угрызений за совершенное нелюди не испытывали. Напялив на себя одежду убитых, попрятав по карманам кольца и коронки снятые с трупов, эти изверги заливали водкой остатки совести.

 Они приветствовал немецких солдат, офицеров и своих коллег-предателей поднятием руки и возгласом «Хайль Гитлер!». Их отличительным признаками были белые нарукавные повязки с надписью «Русская полиция» или латинской буквой «Р». Вступившим в полицию выдавались чёрные костюмы и немецкие велосипеды армейского образца.

 Примерно в конце сентября или начале октября 1942 года Благодарненской райполицией были арестованы советские граждане еврейской национальности: мужчины, женщины и дети. Всего было арестовано примерно более ста человек, из них было человек сорок мужчин, остальные - женщины и дети.

Под зданием полиции находились огромные подвалы, а во дворе имелся огромный сарай , состоящий из нескольких помещений. Прежними хозяевами они использовались как склады и конюшня. Полицаи приспособили сарай и подвалы под камеры для заключения своих жертв.

С началом 22 июня 1941 года Великой Отечественной войны в Благодарненский район стали прибывать беженцы. Главным образом это были женщины, дети и старики.  И таких оказалось около двух тысяч человек.  В августе 1942, когда Благодарненский район был оккупирован фашистами, не все беженцы успели уйти, вместе с отступающей Красной Армией.

После оккупации  в августе 1942 года Ставропольского края гитлеровцы приступили к к планомерному массовому истреблению евреев, коммунистов и всех других элементов сопротивления. На Ставрополье действовала оперативная группа - зондеркоманда СС 10-а, которой руководил группенфюрер СС - Вальтер Биркамп.

По приказу немецкого коменданта Германа Пфейфера благодарненские полицейские согнали в октябре граждан еврейской национальности во двор полиции.

Несомненно, что предатели могли воспользоваться списками еврейского населения, составленными властями Благодарненского района накануне прихода немцев, либо сами составили списки своих будущих жертв. Это не составило большого труда для полицаев. Большинство беженцев жило на частных квартирах, а в селе каждый человек на виду.

Только после войны следы расстрельных этих списков затерялись. Скорее всего, что полицаи уничтожили их, как улику своих преступлений. Все запросы местных властей в архивы не дали положительных результатов.

Однако случаются неожиданные события и открывается неведомое. Недавно мой земляк-краевед Соколов Василий обнаружил среди множества архивных документов донесение райкома ВКП(б) от 23 ноября 1943 года о погибших в оккупации комсомольцах села Благодарного.

Среди погибших в октябре 1942 года значаться две девушки-комсомолки.

Титова Мария Ивановна 1921 года рождения, член комсомола, работала до оккупации ассистентом в местной аптеке. Из донесения усматривается, что она препятствовала входу в дом трем немецким офицерам. Мария Титова была убита одним из фашистов выстрелом через дверь.

В этом же донесение сообщается, что член комсомола Блехер Мария Наумовна 1924 года рождения прибыла в село Благодарное во время эвакуации с родителями с Украины из города Бердичева.

Беженка Мария Блехер училась в средней школе № 1 села Благодарного. Однако смерть настигла эту семью. Вместе с родителями Мария была арестована и казнена полицаями в октябре 1942 года. 18 - летняя девушка приняла мученическую смерть среди других мирных граждан, расстреляных в селе Благодарном.

Среди казненных в селе Благодарном граждан были лица разных возрастов, преимущественно женщины, дети и старики.  Ютились эти несчастные люди в подвале и сараях. Их не кормили и не поили, это не входило в планы их палачей. Среди заключенных было много малолетних и грудных детишек.  А днем полицаи   выгоняли людей на солнцепек во двор.

Вся их вина этих людей заключалась в том, что они были людьми другой нации.  Властелины Третьего рейха  уготовили для них смерть в концлагерях, в газовых душегубках , при расстрелах  в карьерах и оврагах, при повешении на площадях и улицах.

В октябре погода в селе Благодарном  бывает переменчивой.  Днем может быть солнечное пекло, а ночью наступает  прохлада.  С реки Буйволы тянуло сыростью и матери кутали детишек во что попало.  Полицаи забрали у своих жертв теплые вещи и ценности.  По ночам арестованные молились Богу. Они верили в то, что Он Великий и Всемогущий не допустит их гибели и обязательно спасет в смертельную минуту.

Но судьбу их решил немецкий комендант Герман Пфейфер. Начальник полиции Лысоченко принес списки задержанных в комендатуру, располагавшуюся в здании бывшего райкома ВКП(б).

План,  родившийся в мозгах коменданта,  был жестоко прост. Первоначально необходимо было казнить мужчин, а затем расправиться с беззащитными женщинами и детьми.  Пунктуальный немец дал распоряжение подготовить приказ о проведении карательной акции. Роль убийц по плану коменданта возлагалась на начальника полиции Лысоченко и его подчиненных.

Три дня  спустя после расстрела сорока мужчин еврейской национальности  на территории аэродрома  местные полицаи и немецкие фашисты совершили новое злодеяние.

Рано утром в один из дней октября 1942 года к зданию полиции села Благодарного Ставропольского края подогнали несколько автомашин. Подручные начальника полиции  Лысоченко усадили в кузова сто сорок женщин и детей.

Найденовой Марии Семеновне  в ту пору было 11 лет и она запомнила навсегда, что когда обреченных  везли к месту казни по улице Советской села Благодарного, дети и женщины кричали во все голоса и рыдали.

 Полицаи повезли их в сторону каменного карьера на юго-западной окраине села Благодарного. В этом карьере благодарненцы добывали камень песчанник, из которого строили свои жилища. Рядом находилось старое кладбище. Место казни мог предложить один  из извергов - полицай Сатин Николай, проживаший поблизости на улице Советской и хорошо знавший окрестные места.

 В народе это зловещее место называется Золотой Яр.

Тапешкина Таисия в газете "Ленинское знамя" 30 марта 1989 года напишет спустя годы после трагедии :"Вода в селе Благодарном была на вес золота. Не берусь утверждать, но может поэтому колодцу с хорошей питьевой водой дали название "Золотой". Балочку на юго-западной окраине Благодарного, где находится колодец, тоже именовали "Золотой яр".  Да и улицу, которая прилегала к этой балочке, самую окраинную, тоже звали "Золотой".

И поныне это глубокий и каменистый  овраг на юго-западной окраине села, поросший деревцами. Достаточно оступиться и упасть в него, чтобы погибнуть при падении в результате ударов об острые выступы. 

На месте казни в октябре 1942 года полицейские раздели обреченных и группами подводили к краю пропасти. Вопли женщин и плач детей, мольбы несчастных не трогали сердца убийц. 

Убежден, что немецкий комендант Герман Пфейфер и начальник районной полиции Лысоченко лично руководили казнью.

Полицаи проявляли особое усердие перед немецкими хозяевами и прикладами винтовок подталкивали женщин и детей к месту расстрела.  Палачи стреляли из винтовок и автоматов в своих жертв.

 Ручьи крови стекали на камни и песок. Раненых свалили в одну кучу вместе с убитыми.

Полицаи запретили предавать земле свои жертвы. Но жители улицы Подгорной и других прилегающих улиц не испугались угроз расправы и  тайно похоронили убиенных женщин и детей.

13 октября 1942 года в селе Благодарном во дворе Бедненко К.Н. напротив Храма благоверного князя Александра Невского приняли  бой партизаны-разведчики отряда «Максим», Михаил Андреевич Коробко и Федор Федорович Гриценко.

 Они погибли в неравном бою с фашистами и полицаями.  Оккупанты запретили хоронить погибших, но местные жители вырыли неглубокую могилу в огороде дома на месте гибели партизан.

Торжественное перезахоронение тел М.А. Коробко и Ф.Ф. Гриценко состоялось 30 января 1943 года, после освобождения села Благодарного от фашистских оккупантов.

А вот 18-летняя комсомолка подпольщица Бледнова Александра Петровна была ранена и схвачена фашистскими извергами в том бою. Ее доставили в больницу и перевязали раны. А затем девушка подверглась допросам и пыткам в гестапо.

 Не добившись от Шуры признаний,  полицаи вывезли ее в сторону песчанного карьера. Документальных обстоятельств гибели девушки не найдено, но можно предположить, что она приняла мученическую смерть в яру.

После разгрома под Сталинградом, гонимые страхом нового окружения немецко-фашистские войска в январе 1943 года побежали со Ставропольской земли. Пришел час освобождения временно окуппированного Благодарненского района.

Из оперативной сводки СовИнформ Бюро за 15 января 1943 года :

110-я кавалерийская дивизия совместно с другими частями РККА с боями освободила несколько десятков населенных пунктов Орджоникидзевского края -Архангельское, Чернолесское, Благодарное, Арзгир, Гофицкое, Петровское, Винодельное, Ипатово.

А уже 16 января 1943 года за селом Благодарным в районе каменного карьера, юго-западная сторона села была обнаружена одна яма; и с северной стороны села, в районе Иподрома – 4 ямы, в которых найдены были найдены 187 человеко-трупов советских граждан, замученных и истерзанных немецко-фашистскими варварами, причем из общего числа замученных 67 трупов мужского пола, ДЕТЕЙ от 3 месяцев до 16 лет – 18 и женщин 102 трупа.

В январе 1943 года полицаи предатели бежали вместе с отступающими немецкими войсками и долгое время скрывались. Хотелось жить убийцам, дышать воздухом, любоваться солнцем на небе.

 Однако им не удалось избежать заслуженной кары. Долгие годы после окончания Великой Отечественной войны сотрудники КГБ розыскивали предателей и они понесли заслуженную кару.

В ноябре 1959 года в доме Учителя в селе Благодарном состоялся  суд над над одним из таких предателей. Не заслуживает этот иуда, предавший Родину и веру, чтобы мы упоминали сегодя его имя.

11 марта 1960 года районная газета «Путь Ленина»  опубликовала информацию под заголовком «Изменник Родины расстрелян»: «…Как уже сообщалось, краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело изменника Родины, совершившего в период временной оккупации территории Благодарненского района немецко-фашистскими захватчиками тяжелые злодеяния, приговорил его к смертной казни – расстрелу."

 В послевоенное время на месте гибели женщин и детей в яру сердобольные люди установили скромный обелиск из метала.

 К великому стыду  власти в 80-е годы прошлого века превратили трагическое место в свалку бытового мусора и памятник был погребен среди нечистот.
 
 Очевидец, начальник ОУР Благодарненского РОВД Гордиенко Александр свидетельствует, что приехавший к яру очередной трактор высыпал на обелиск тележку гору мусора, под которой  памятник исчез  навсегда.

 Так повторно их убили ! Место гибели женщин и детей в свалку превратили и нечистотами завалили ! Обыватель,  когда ты будешь бросать хлам и нечистоты в овраг то знай, что в этом месте приняли мученическую погибель невинно убиенные души. Остановись прохожий. Пусть опомнится твоя душа. Не нарушай их покой никогда.

Ныне это Богом забытое место и в памяти многих горожан не сохранились ужасающие факты событий 1942 года. Вдыхаю грудью воздух, наполненный ароматом степных трав. Жизнь радует округу палитрой красок цветов. Даже не верится, что когда-то здесь оборвались десятки людских жизней. Из этого мира  вычеркнули их выстрелы фашистских карателей и предателей с белыми повязками на рукавах.

К великому сожалению многие могилы расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками мирных советских граждан и военнопленных бойцов и командиров Красной Армии на временно оккупированной территории Ставропольского края, Благодарненского  района так и остались преданы забвению.

Убиенные покоятся непогребенные и забытые по - прежнему в тех же ямах, скотомогильниках  и оврагах, где их застигла смерть.

Президент России Владимир Путин во время выступления на параде в честь 72-й годовщины победы в Великой Отечественной войне заявил : "Триумфальная победа над этой страшной тоталитарной силой навеки останется в истории человечества вершиной торжества жизни и разума над смертью и варварством. Мы обязаны помнить, что победа добыта ценой огромных, невосполнимых жертв, что война унесла миллионы жизней"

Люди добрые ! Помните их ! Невинно убиенных и героев погибших в боях за нашу Родину!