Письма из Египта сестре Алёнке

Юлия Журавлева
ПРЕДИСЛОВИЕ к «ПИСЬМАМ ИЗ ЕГИПТА»

Мы работали в разных подразделениях большого Управления и даже на одном этаже: Игорь, я, Вовчик, Саша и Марина. Почти одновременно, в один год, все переженились. Вовчик был самый беспокойный, жениться традиционным способом ему показалось скучно, поэтому он слетал поработать на остров Диксон, нафотографировал там белых медведей, трижды написал заявление на имя кладовщицы «прошу выдать мне банку рыбных консервов в связи с моим днем рождения» и привез оттуда Наташу.
Саша с Мариной родили Дашу, Вовчик с Наташей – Элю, а мы с Игорем – Данила. Когда Игоря переманили в другую фирму, он переманил с собой Сашу. А Вовчик остался работать на нашем этаже, дружил с Игорем, у них было общее дайверское снаряжение, а Данька с Элькой были в одной группе в детском садике.

Потом Игорь умер, а Вовчику надоела фирма, и он уехал водить яхту в Геленджик, из Геленджика в Турцию, из Турции куда-то еще - и осел в Египте. И хотя по виду он русский, очень русский, у него, как у арабского шейха, две жены: старшая и младшая. Две дочки и два сына. Жен и детей он содержит таким образом, чтобы они не нуждались и даже путешествовали.

А недавно умер Саша: пришел с вечерней подработки домой, сел на диван и умер.
Вовчик приехал на похороны, вечером, между моими двумя работами, мы купались с ним и его детьми на диком пляже, и он рассказывал мне свою жизнь, а я - свою, но лучше б я этого не делала, потому что на праве друга моего мужа он спросил: - тебе серёгина смерть ничего не напоминает?
- А что она должна мне напоминать?
– Пришел с подработки домой, сел на диван и умер.
Я сказала, что из всех вариантов смерти сашин вариант самый милосердный, поэтому я не против.
Он возразил, что подработки, каковы б они ни были, должны приносить либо кайф, либо деньги, а желательно то и другое вместе. Если эти условия не соблюдены, подработку нужно менять, не дожидаясь времени, когда самым внятным твоим желанием станет желание придти домой, сесть на диван и умереть. (Строго говоря, никаких других, внятно оформленных желаний, у меня не было с тех пор, как сын поступил в университет, а я в дополнение к основной работе поступила ещё и на одну утреннюю и одну вечернюю, и мы перестали ездить в дешёвые автобусные туры по Европе). Единственное, чего мне хотелось последние года три или четыре: придти вечером домой, сесть на диван и тихо гигиенично умереть.

С пляжа Вовчик с детьми ушёл домой, а я - на вечернюю работу. На вечерней работе оказалось, что он ушел не совсем домой, а проследил, где я работаю, и пришел посмотреть, как это выглядит. Выглядело это солидно: салон красоты в границах бывшей трехкомнатной квартиры.
Когда я, в бабском платье в цветочек ниже колен, со шваброй с намотанной на ней тряпкой вышла мыть крыльцо, он спросил: - сколько ты собираешься так жить?
Я сказала: - посмотрим.
Он спросил: - можешь ни о чем не думать и молча согласиться? Хуже не будет, а будет или хорошо, или интересно. (Или то и другое вместе)
Я ответила, что могу. И что от прежней, веселой и доуниверситетской жизни у меня остался загранпаспорт. Непросроченный.
Вовчик пришёл к нам в канцелярию и объявил зав.канцелярией, что я увольняюсь без отработки, и что за 10 лет, которые он не видел канцелярию, сволочной дух из нее ничуть не выветрился, и что от этого духа он сбежал в Египет.
Зав.канцелярией, монументальная дама с розовыми глазами,  сказала, что она ничего не решает, а решает «наша начальница»: тихая ледяная стерва 42-х лет со средним школьным образованием, которая 10 лет сидела делопроизводителем, исходя от ненависти ко всему, что вокруг нее шевелится, а потом ее взяли референтом, возвысили до тела ген.директора и теперь она, со средним образованием и непростым характером, второе лицо в Управлении и строит кадровую политику в соответствии со своим отношением к действительности: сокращает к чёрту всё позитивное и образованное и рассаживает на освободившиеся места людей со средним образованием и деформированной психикой.
Это не смешно, потому что это так. Вовчик пошёл поздороваться, увидел ледяные глаза, передумал здороваться и назидательно сказал: Люд, а среднее образование сказывается.

Минуя «начальницу», мы попали в кадры, которые держат против канцелярии круговую оборону, поэтому все сотрудники там с высшим образованием и все нормальные; кадры против моего увольнения сильно воспротивились и предложили оформить отпуск, против которого воспротивилась «начальница», сказавшая: уё-вай с двухнедельной отработкой.
Отрабатывать я ничего не стала, потому что милый туроператор Володя «подсадил» нас на египетский чартер, очень дешево. Мы улетели на другой день, и боинг был лёгкий, очень красивый, непереполненный.

Мы сели и улетели. И это оказалось совсем не то, что тебя увозят в отпуск недели на две, и ты долдонишь как попугай: хоть бы это никогда не кончилось. Хоть бы время остановилось. Или хоть бы мне умереть на этом месте, чтобы не возвращаться в канцелярию.
Шутки шутками, но именно в канцелярии и с её безмерно разжиревшей  заведующей с розовыми глазами, с которой никогда в жизни, начиная с ее рождения, не случалось никаких неприятностей, я провела 20 лет своей жизни, глядя, как на нее без меры сыплется всё, что она любит ( а поскольку она больше всего любит деньги, то именно они на нее и сыплются: от мужа, сыновей, матери, которая не знает размеров своей приличной зарплаты и очень приличной пенсии, потому что дочка забрала ее банковскую карту; наконец, от нашей замороженной «начальницы», которая сделала ей оклад, который та захотела, а к нему персональные надбавки,  большие премии и даже грамоту Главы, который понятия не имеет о нашей «заве», но грамота которого дает ей 50-процентную скидку на оплату ЖКХ.
Сосуществуя с ней 9 часов в день, я дошла в итоге до такой дикости, что стала думать, что если человек получает то, что он сильно хочет (она любит деньги – поэтому получает деньги), а я не получаю ничего, кроме работы, которая дает очень мало денег и отнимает время с семи утра до десяти вечера, то я должна полюбить самоё эту работу с подработками и получать бескорыстное, ежедневное и  неограниченное по времени удовольствие.

И так бы я жила и жила, превращаясь в издёрганный и безмерно усталый кабачёк, но прилетел Вовчик, и я вдруг столько нового для себя наоткрывала. Что относиться к себе полагается всерьёз. Что даже если очень сильно себя не любишь – не надо над собой издеваться. Что если противно, безденежно и скучно, нужно найти, где непротивно, а всё же платят. Что будущее – штука совсем неинтересная, потому что в нём болезни, старость и смерть, поэтому жить нужно сейчас. Сегодня.
Вообще-то это не он открыл. И не я открыла. Я просто слышала, как абхазы говорят, что мы живём сейчас, а впереди у нас только смерть, - это надо помнить, чтобы не тратить жизнь на работу в канцелярии и в салоне с утра до ночи.  И что надо быть совсем без мозгов, чтобы провести всю жизнь в нашем офисе, который очень умеренно оплачивает наше в нем присутствие. Тем более – зная, какая меня ожидает смерть с моим привычным давлением 170 на 110.
Из того, чего я действительно не могла предполагать, Вовчик открыл мне только то, что двадцатилетний студент способен пойти и заработать сколько он считает необходимым себе на жизнь. Особенно на каникулах. И что бардак в моей голове легко разрулить без нервов, без препятствий и без вреда для семьи и себя самой.
Что мы, собственно говоря, и сделали.

Немножко о Вовчике.
Есть такой достаточно редкий тип мужчин, которые всё время, что их знаешь и с ними дружишь, не делают никаких попыток перейти в категорию любовников. У них своя территория, свой прайд - и  при этом полное отсутствие нравственных запретов. Никакого халяля, а просто редкое, очень лёгкое, мотыльковое понимание, что есть отдельно мужчины, отдельно женщины, у тех и у других своя жизнь, и если эти жизни внезапно пересеклись, то это может быть интересно, весело, но незачем тащить и соединять эти жизни в одну и портить отношения.
И, по-моему, это самые лучшие мужчины.
Что мне в нём нравится: ни он не изменяет своим двум женам, ни я - своему нежеланию иметь любовника.
Человек живет и думает, что он главный. Поэтому и живет как главный. И правильно делает, потому что за него так не подумает и не сделает никто.
При этом немножко не учитывает, что помимо него есть Бог, который тоже думает, что Он главный, и, как никто, умеет ставить на место и возвращать в стойло. Вовчик говорит: - поменьше об этом думай. Не грузись.
Собственно, я и не гружусь. Просто у меня многолетний опыт, согласно которому я усвоила, что всё хорошее дается на короткое время и стоит денег, а когда деньги кончатся и нужно будет срочно заработать другие, то тебе не только укажут много разных мест, где можно немножко заработать противным и скучным способом, но даже ощутимым пинком загонят именно в это место. Точнее, в три.

Улетев в Египет, я бросила в России сразу три таких места,  – и живу с неприятным ощущением, что они, все три, меня ждут, так как Египет не может быть постоянным местом жительства и дан на время. Хотела «другое море – и получила «другое море» с «другой» жарой – не сырой, полной испарений, в которой по ночам пышно зацветает замшевая обувь и покрываются плесенью кожаные куртки, а сухой, яркой и закопченной, в которой ничего не цветет и не плесневеет.


                11 августа 2012
                2:14

                Дорогая моя Алёнушка!

        В самолете лопнули барабанные перепонки. Очень странное ощущение: как будто в голове тоннель и ездят КАМАЗы. С грохотом. Попутчик-врач сказал, что лопнули перепонки.
Я забеспокоилась, как с этим жить, чтобы не лечиться в Египте, и врач великодушно сказал: - оно вам мешает?
- Нет!  Можно не лечить?
- Ой, я вас умоляю! Пусть это будет вашим последним горем.
У него манера разговаривать,  будто он мессия. В иллюминатор он смотрел как в колодец, как будто хотел разглядеть, что под крылом. Остальные пассажиры смотрели сбоку. Под самолет заглядывал только он. На крыле трепыхалась серенькая тряпочка, про которую он сказал: как у нас в кардиологии. Нашел бинтик - почистил туфли.
Я спросила: простите, а вы еврей?
- Я понимаю: лопнули перепонки и всё такое. Но и вы меня правильно поймите - как я могу быть еврей, если лечу в Египет?
Действительно!
На обратном пути перепонки сами собой срослись.
А врач поехал в круиз по Нилу.


                12 августа 2012
                9:11

                Дорогая моя Алёнушка!

          Разговор русской группы в аэропорту Шарм-эль-Шейх. Очень громко и серьезно:
- А где Настя? Кто видел Настю?
- Настя Кулешова или Настя Пятница?
- Естественно, Кулешова. Зачем мне Пятница?
- Она в туалете. У нее начались месячные.
- Ты шутишь, что ли?
- Я что, вообще идиотка – шутить с месячными?
- Я так и знал. Прилетели, блин !!! А что она делает в туалете?
- Ждет, когда закончатся.
Пятилетний Ваня: - Папа!
- Аюшки!
- Что такое месячные?
- Стой около меня, я тебе сказал! Я тебя в другой раз с бабушкой оставлю.
            - Ваань!
- Чего тебе?
- И что ты собираешься делать?
- Я собираюсь отдыхать и угорать. А что?
- Настя говорит – вы с ней можете посидеть в тенёчке.
- Я не собираюсь в Египте сидеть в тенёчке. Я собираюсь в Египте отдыхать и угорать.

    12 августа 2012 года
11:27
               

                Дорогая моя Алёнушка!

Первое впечатление на египетской земле: хорошо, что нет японцев. Я не против японцев, но когда их вежливые шустренькие группы с фотокамерами встречаешь в самой крайней точке Норвегии, и у каждого водопада, поневоле хочется, чтобы они путешествовали в других местах.

Второе, мимолетное, но свойственное славянам впечатление: опа! Куда меня опять черти занесли! - которое чувствуешь, попадая южнее места, в котором живешь сама, почти немедленно любовью к роману Фолкнера «Осквернитель праха», в котором мальчик из южных штатов, выросший среди негров, попадая в негритянскую хижину, безошибочно различал среди других запахов запах негров, вдыхал его - и тут же переставал его замечать.

(Хорошее было время, когда в книгах американских авторов прямо и убедительно писали «негр», и в этом слове было уважение к нации, и сочувствие к ней, и признание ее прав и ее достоинств. Вряд ли в такой степени можно любить и уважать афроамериканца, в какой после всех своих детский чтений уважаешь негров, приученный Марком Твеном, и Фолкнером, и Харпер Ли, что есть такие люди, которые называются негры, и в них терпение и достоинство, которое тебе даже и не снилось.

          Но я отвлеклась. В Египте нет негров. Там арабы. И едва ступив на их землю и увидев ее под ослепительным небом, с ее запахами, звуками, верблюдами и кошками, со всеми жителями в их обыкновенном, житейском, совсем непарадном виде, как мальчик Фолкнера – втягиваешь воздух и принимаешь чужую повседневную жизнь, и  понимаешь  ее, и любишь всё то, что понимаешь.

                14 августа 2012
17:19
               

Дорогая моя Алёнушка!

Египет – вязь. Противоречивый. Разный.
В нем много кошек. Самые обычные кошки, но глядя на них, стараешься догадаться, какую жизнь она живет. Вторую или девятую? И сколько жизней положено прожить ей и сколько тебе? И начинаешь непривычно беспокоиться о себе: вечная ты или невечная? Зачем тебе быть вечной, сама не знаешь, но в своей праздности среди нагретой солнцем чужой экзотики, вблизи очень странных сооружений, а особенно среди чужих людей с их мыслями и неторопливым, но громогласным, зазывающим, шумным течением жизни, начинаешь думать о вечном и доходишь даже до такого абсурда, что корыстно смотришь на обмотанных арафатками египтян, на глаз определяя, способен ли  этот или вон тот араб построить пирамиду Хефрена?

        Зачем им строить пирамиду Хефрена, если она давно построена и частично разобрана на дешевые жилища, а ученые доказали, а особенно сам вид этой пирамиды доказал, что ее строили не арабы, а внеземные цивилизации, потому что невозможно обыкновенным маленьким людям соорудить такую махину с безупречно подобранными плитами? Не знаю. Я видела, что строят сейчас. 
 
Судя по их теперешним жилищам, пирамиду Хефрена им не построить. Да и не нужно. С пирамидами у них хорошо. С дождями - плохо.

                16 августа 2012
    21:10
               

                Дорогая моя Алёнушка!

Мне нравится идея - если я буду писать об этой стране, начинать посты в манере раннего Вадика Галыгина («русалка, сука, доверчивая»; «колготки, сука, порвались»): Каир, сука, интересный, а пирамиды, сука, большие.
Стилистически это так и есть: Каир, сука, интересный.
Хотя я уже понимаю, что не буду стилистически правильно начинать посты, потому что нельзя страну, которая нравится, которую уважаешь, называть «сука».

Хотя Каир, сука, интересный. От своих курортных провинций он отличается тем, что живет для себя, живет, как хочет, и мнение туристов о нем его не интересует. Если материализовать мысли вечного Каира по отношению к туристам, то звучать они могут так: приехал - смотри! Что я мог, я для тебя сделал: я выстроил для тебя курорты, обустроил долину Гиза и пустил по Нилу суда, но если тебе там скучно, - смотри как есть. Потому что ты здесь не на курорте. Мы здесь живем, воюем и размножаемся.

Потому что это Каир. Он живет, воюет и во все века размножается, чтобы было кому жить дальше: громадный, пыльный, и в отличие от курортов абсолютно непоказушный город.

          А вот такой. С помойками. С притоками реки Нил, в которые сбрасывают мусор. Если в Египте видишь речку или ручей, то это обязательно приток Нила, потому что другой реки там нет. Мусор можно бросать в мусорные баки, но интересней бросать в притоки Нила,
Каир немножко напоминает Красную Поляну советского периода, когда гиды обиженно говорили въезжающим в нее туристам: только не спрашивайте – это и есть Красная Поляна?

Въезжая в Каир, тоже хочется спросить: это и есть Каир? А это и есть Каир, и когда он раскрывается по мере того, как ты по нему едешь, у тебя постепенно захватывает дух оттого, какой он величавый, красивый, чистый и благоустроенный, но не потому, что это нужно туристам, а потому, что он хочет так сам.
Он – Каир. Как хочет, так и живет.


                16 августа 2012
    23:14
               

Дорогая моя Алёнушка!

Главное в Египте – избегать курортных мест. Строго говоря, там, где помойка – там Египет. А где помойку убрали, а место вычистили и построили отель со сложной европейской инфраструктурой, после чего место огородили и назначили ему цену посуточно и в долларах, то уже не Египет, а курорт.


                17 августа 2012
                02:12 утра

Дорогая моя Алёнушка!

В ресторанчике, куда мы зашли поесть, ожидали большую группу, и владелец - в джинсах со стразами и во фраке, закрывая спиною выход, чтобы мы чего доброго не ушли наружу, с гиканьем и взмахиванием рук перебазировал нас, как гусей, в маленький пустой зал со столом, накрытым белой, мокрой скатертью прямо из стиральной машины.

Вычислив, что мы русские, хозяин таинственно сказал – борш, борш, выбросил руки вверх и торжественно объявил: Тагил!
Миша Галустьян научил россиян, а россияне научили курортный мир говорить «Тагил», хотя где находится Тагил, не знает, скорей всего, ни сам Миша, ни половина россиян, а тем более жители востока, которым чудится, что в слове Тагил заключен магический, безусловный смысл.

Мы сидели над мокрой скатертью и хотели чего-нибудь поинтереснее русского борща, но как это объяснить хозяину, который не слушает, не реагирует, ждет большую группу и кричит «Тагил»?

А дальше случилось интересное: молодой помощник начал протискиваться в дверь с большой наряженной елкой и застрял. Елка раскачивала лапами, и с нее сыпались новогодние игрушки.
Пока Олеся расчехляла фотокамеру, прибежал хозяин и с гиканьем, как гуся, вытолкал помощника вместе с елкой из нашей комнаты, собрал с пола новогодние игрушки, принес две порции гороха нут, залитого сильно наперченным ледяным кефиром, и сказал: борш, а потом – Тагил!
Большая группа, которую ждал хозяин, оказалась немецкой семьей из четырех человек. Им постелили мокрую скатерть, они отказались на ней есть и перешли в другое кафе.


                18 августа 2012
03:14
               

Дорогая моя Алёнушка!

Плавали под желтой, жаркой луной, большой и круглой как медаль за материнство.
Вода теплая и от воздуха отличается только тем, что мокрая. Не испытываешь ни прохлады, ни облегчения. На пляже полно народу, пахнет шашлыками и поет певица Ёлка «Мой мальчик-красавчик, много девушек вздыхает». Полное ощущение, что отдыхаешь в Туапсинском районе и только усилием воли напоминаешь себе, что вокруг всё оч.восточное с верблюдами.

                18 августа 2012
     04:19

И опять привет!


        Когда-то здесь жили Боги. И были добро и справедливость. А потом ушли. Оставили все как есть и ушли. И кошки были Боги. И лисы. И шакалы. Интересно, где они видели здесь лис? Или лисы ушли вместе с Богами? И птицы улетели за всеми. Остались люди, которые настроили как попало сложенных пирамид с плохо пригнанными камнями, а потом занимались тем, что растили на орошаемых землях урожаи, заготавливали зерно и делали мумии из соображений гигиены: Нил, разливаясь, вымывал покойников из песка и оставлял на поверхности, где они воняли и грозили эпидемиями.

          А потом в Египет пришли американцы со своим практичным складом ума,  узнали, что в нем напрятано много мумий и стали решать, что делать с мумиями. Оказалось, что мумий можно закапывать на удобрения, топить ими печи и размалывать на лекарство.
Их стали собирать, складировать и вывозить на контейнеровозах. Вывезли 10 миллионов, пока кто-то из египтян не сказал: ну, хватит.

                19 августа 2012
21:21
               

Дорогая моя Алёнушка!

        Гид Мухаммед объяснял, что, пирамиды сделали люди. А, может быть, и не люди. Или какие-то другие люди. Например, Атланты.
        А ты смотришь и понимаешь, что всё это сделали не люди.
 Не такие, как мы. Потому что не могут просто люди, даже очень древние и с очень высокой цивилизацией - делать такие вещи.

Атланты могут. Могут придумать, могут захотеть, могут воплотить.
Где нечеловеческая точность линий, видишь фигуру, подходишь к ней и как родной говоришь ей: «привет! Какой ты красивый. Как я рада, что я тебя увидела» – это Атланты.
А где как попало набросанные камни с искренним эмоциональным посылом в вечность «да пошли все на фиг! Я на этой жаре для кого-то должен камень долбать!» - это люди, это такие же как мы.

Египтяне два тысячелетия назад были такие же, как мы, такие же ленивые, так же хотели пить и также плохо переносили жару. Собери нас всех вместе, объяви тиранию и потребуй вытесать одного сфинкса и возвести одну стену… Мы такое возведем!
Были Атланты. Были. А потом ушли. И больше не приходили.
Но память о себе оставили красивую.

В Луксоре большая и добрая душа, которую чувствуешь, и к каждой живой птичке и полуживой, часто спящей кошке (вообще это самая обычная благодарность за то, что они не вымерли без воды и пищи, а как-то живут и размножаются), относишься так, будто это их предки ходили в парадно украшенных золоченых мантиях и с непростым выражением на мудрых мордах с макияжем богини - две линии, подчеркивающие глаза и проходящие по скулам, и назывались красивыми именами Амон, Анубис, Апис, Атон, Баал, Геб, Гор, Мин, Нун, Осирис, Птах, Ра, Себек, Сет, Тот, Хонсу, Хнум, Шу, Астарта, Баст, Исида, Маат, Нехбет, Нут, Сехмет, Тефнут, Хатхор.

Когда Атланты ушли, они увели их с собой, как уводят с собой коров, лошадей и коз и уносят кур.

                19 августа 2012
07:16
               

Верблюды Джаспер, Мумтаз Амча, Джелал Амча, Хатиче Акар, Кибеле, Чигдем, Турая и Святой Иоанн (что совсем уж удивительно).

                19 августа 2012
10:23
               
ПРИВЕТИКИ!

Жить в общине – совсем не то, что жить в семье. В семье, если кто-то болеет – его лечат и за него переживают. А в общине на него машут журналом, создавая прохладный ветер, и предлагают кофе, а если нельзя кофе – пойти поплавать. В семье все вместе едят, а если у тебя есть отдельные продукты и ты ими не делишься, то это очень некрасиво, поэтому всегда всё съедают вместе.

В общине можно вдвоем купить козьего сыру или халвы и вдвоем их съесть, чтоб никто не видел, а виноград или дыню прятать под кроватью, чтобы не нашли и не съели, пока тебя нет дома. В общине можно есть отдельно.

В семье каждый носит свою одежду, только пляжные полотенца общие, а в общине могут легко попросить твою туничку или футболку, и ты легко можешь надеть чужую туничку или майку и съездить в соседнюю деревню.

Соседские арабы, которые тебя знают и ты всех знаешь, можно сказать, тоже члены общины: если ты пьешь кофе, то предлагаешь кофе, а если у тебя есть минеральная вода – то протягиваешь бутылку – сколько выпьет. И они тебя угощают всем, что у них есть.

А поскольку почти все местные арабы – бедуины (Дахаб – «золото», бывшая бедуинская деревня), они очень строго и многослойно одеваются, и в общении с ними нужно следить, чтобы сарафан, майки, шорты казались достаточно закрытыми, и стараться не попадаться им на глаза в купальнике. В купальнике на морском курорте нет ничего предосудительного, но нужно щадить их чувства.

                21 августа 2012
16:43
               


                Дорогая моя Алёнушка!

Сеид, у которого мы с Машкой купили два куска халвы, подарил нам 20 пакетиков чая «Мохито».  Мы страшно обрадовались и побежали домой пить чай. Халву, правда, съели по дороге. Как-то так она очень быстро кончилась. (Если халву есть общиной, она кончается еще быстрее и удовольствия от нее каждый отдельный человек получает меньше).

Чай мохито оказался мелиссой, которую мы у себя дома рвем, сушим на балконе, отряхиваем от пыли, а потом не знаем, как дальше ее использовать, потому что вкус чая с мелиссой нам не нравится, и кончается всегда тем, что она пересыхает, теряет товарный вид и ее выбрасывают.
Но пахнет родиной, и можно пить много.  Мы с Машкой открыли в мелиссе новое хорошее свойство – не надоедает. Пакетики, правда, жлобские и завариваются только в одной чашке, а не по очереди в двух-трех-четырех, как Гринфилд или Липтон.
Но можно пить много и пахнет Родиной.

                23 августа 2012
08:43
               

Дорогая моя Алёнушка!

Русская жена Оля, сочная как боченок с медом, приехала отдыхать с симпатичным мужем-арабом и с собакой. Собака – тяжелый и одышливый французский бульдог по кличке Шер. Формой напоминает комод и перекрывает собой все звуки: если спит - храпит, не спит – хрипит. Глаза выпучены от жары и ожирения, а между нижней и верхней челюстью с плоским языком можно просунуть палец.
         С виду жизнь такой собаки – сплошное мучение, все время хочется предложить ей пососать валидол.

Муж-араб собаки стесняется, а жена ее обожает. Пес страдает от ее внимания и давно не хочет ни пить, ни есть, ни жить. Он такой тяжелый, что его не держит морская вода, которая, в принципе, держит всё. Погружается и тонет, поэтому Ольга купает его, держа под мышки.
Утром лежал в тени пальмового навеса под настилом на прохладном песке, завернутый в мокрое полотенце, и хрипел. Потом перестал хрипеть и все стали ждать, что начнет храпеть. А он в это время получил тепловой удар и умер.

Муж-араб встал на четвереньки и за уши вывез его из-под настила. Позвали спасателей спасать. Не спасли. Спасатель Миша отказался делать искусственное дыхание рот в рот, и Оля от души назвала нас всех сволочами, хотя мы мучаемся от зноя не меньше ее собаки.
         Муж-араб осторожно интересовался дальнейшей судьбой бульдога, в которую входит обратный билет на самолет в Катар: заставят собаку увезти домой в самолете, или сделают из нее мумию, или предложат отвезти на свалку и закидать песком, или придумают что-то креативное,  главное,  чтоб недорогое.
Предложили кремировать. Недорого.

Жена ругала нас сволочами, хотя ее Шеру мы никак не вредили, смерти не желали и по-своему сочувствовали. Возложила на нас ответственность за климат. Чтобы ее утешить, мы с Машей сломили две цветущие ветки и крест-накрест накрыли ими собаку. Получилось красиво. Почти тотчас подошел молодцеватый вежливый полисмен и потребовал 20 долларов экологического сбора за сломанные ветки.
Мы виновато объяснили, что денег у нас нет. И что если бы у нас были свободные 20 долларов, мы бы сразу в Абу-Симбел поехали.

                25 августа 2012
     09:19
               

Дорогая моя Алёнушка!

Ночью снились танцующие турецкие дервиши – кружились и кружились. По берегу кто-то ходил и разговаривал, что-то роняли, разбивали и занимались любовью, а они все кружились и кружились.
И Мевлана, который всегда стоит и смотрит, одетый в темное, стоял и смотрел, одетый в темное.

Часа в три ночи сбегала искупалась в чем спала (ночью темно, поэтому в чем спишь – в том бежишь ныряешь, главное - надеть шлепанцы, потому что здесь по ночам такое ползает, и купаться в шлепанцах, потому что такое плавает! Бывает, заговоришь с человеком в темноте, и если он от тебя шарахается, то значит совсем раздет.
Стесняется!

        Трижды за ночь в открытое окно комнаты врывался кот Керим, шуровал на полках и на столе, что-то искал.
В первый визит Керима мы с ней толком не проснулись.
А позже я ему говорила: - иди в кухню, там в миске рыбьи головы.
А кот местный. Кот знает, что если он вечером их не съел, то они протухли. Оля предположила: может, он родить хочет?

Местные кошки любят выводить потомство в домах, и местные жители радуются, если уличная кошка родит в их доме: для них это значит прибыль. Деньги или дети.
Хотя он даже не беременный. И вообще - Керим.
Ночью чего только не подумаешь!

А в половину седьмого утра в открытую дверь комнаты вошла толстая русская девочка лет семи и спросила: мой бантик не у вас?
Мы сказали: нет.
Бантик оказался у нас: большой розовый цветок вроде георгина.
Забрала свой бант и ушла.
Притащить к нам шелковый бант мог только кот. Когда я подняла его с пола, из розовых лепестков посыпался песок.

                27 августа 2012
13:22
               

Дорогая моя Алёнушка!

  Торговцы хорошо понимают, если обеими руками рисовать вокруг себя большой шар и с вытаращенными глазами кричать: мани - зеро! Вообще зеро! Вообще никаких денег у меня нет!
Главное - делать это искренне. Фальшь чувствуют сразу и не любят.

                28 августа 2012
   17:24
               

                Дорогая моя Алёнушка!

В сувенирном магазине Халида – косыночка на шею, серенькая с пятнышками. Немножко похожа на половую тряпочку – но очень стильная. 7 долларов. Я так долго приходила на нее посмотреть, что Халид привык делать широкий приглашающий жест и показывать пальцами разные комбинации: то три, то пять.

А сегодня посмотрела вокруг косыночки и увидела, что у него на швабре висят сарафанчики, и два из них – на меня. Один черный в мелкий цветочек, второй желтый, пляжный.

Халид сказал «тэн долларс», потом сразу «файф долларс». Никогда не пойму, почему вещь, которая объективно стоит 10, нужно отдавать за 5, если этим живешь и ты, и жена Далила, и тонконогие глазастые сыновья.
Я протянула ему 20 долларов. Красивые, неперегнутые.

Обрадовался. Повязал мне на голову косыночку, как Марфутке, и подарил магнитик с фараоном, который в скрещенных руках держит крюк и палку с длинной кистью. Так и шла - в косыночке, с пакетом и магнитиком на ладони, мимо других торговцев, которые зыркали черными глазами и шумно обижались, что так много купила у одного и ничего - у других.

                1 сентября 2012
05:21
               

Дорогая моя Алёнушка!

Главное в Египте - держаться так, чтобы никто не сумел с тобой подружиться и начать рассказывать, как мама болела раком; как первый муж был пьяница; как дочки перебрались в Москву. Отцепиться потом чрезвычайно сложно.

Русская туристка с фамилией Страшевская рассказала, что фамилия ее первого мужа была Буханов, и он бухал по-черному. Потом она вышла за доброго и непьющего Страшевского, а все стали спрашивать: как ты живешь с такой фамилией?

Некорректные вопросы поселили в ней комплекс: знакомясь с человеком, она зачем-то называет фамилию по второму мужу и объясняет, что он хороший человек и фамилия Страшевская никак не повлияла на ее психику.

Объективно дама и вправду страшноватая, сказала собаке «а ну пошла!» и в истории ее замужества жалко Страшевского, которого она не взяла отдыхать в Египет.

                2 сентября 2012
08:42
               

Дорогая моя Алёнушка!

Интересная штука: на две недели отлучаешься отдыхать на чужой курорт - и открываешь в себе способность чувствовать все, что чувствовали эмигранты первой волны. И второй волны. И всех следующих волн. Все, о ком Малинин поет
Ах, какие белые на синем
Пароходы уходили вдаль.
Увозили на бортах Россию,
Ах, поручик, вам их было жаль.

                3 сентября 2012
11:14
               

Дорогая моя Алёнушка!

Приехали в гости к своим мужьям две русские жены: беременная Галя, которая сейчас сохраняется в египетском госпитале, и Ника. Мы скинулись по 70 баксов и поехали на экскурсию в Каир (1 день) - Пирамиды, Сфинкс, Египетский национальный музей, Мечеть Мохаммеда Али, Восточный базар. Русскоговорящий гид.
Мужья спросили, как мы собираемся осматривать эти дивные места при температуре 48 градусов в тени и 62 – на солнце, учитывая почти полное отсутствие тени почти во всем Египте, но мы бодро ответили, что мы русские, выносливые, как кони и любопытные, как канарейки, поэтому сели и поехали.
Теперь каждая из нас и еще три семьи из России можем сказать: я ездила в Каир. Это факт моей биографии, которым я могу хвастать: мы ездили в Каир.

Повез нас туда легконогий, как Гермес, 19-летний мальчик по имени Абу (Абуся) и пожилой гид Ибрагим, которого лет 25 или 30 назад на танке вывезли из Цхинвала и, видимо, довезли прямо до Египта.
Через 20 минут пути наш белый щеголеватый минивэн задымился, Абуся выбросился на открытое солнце и начал пинать его ногами. Следом степенно вышел гид, поднял крышку двигателя, начал махать над ней мокрым полотенчиком  и переругиваться по сотовому с агентством.

Мы тоже вышли на открытое солнце, и беременной Гале стало плохо. После первой остановки минивэн шустро и без приключений проехал минут сорок, въехал в выжженную солнцем деревню и остановился у пешеходного перехода, который собирались переходить трое детей. Прямо перед нами затормозила голубая легковушка, мы стали за ней, дети начали переходить по зебре, и в это время кто-то нетерпеливый со страшной силой ударил нас в сзади, мы по инерции пролетели вперед и стукнули голубую машинку, которая вылетела на зебру. За детьми на длинном поводке бежала собачка. Какой-то нетерпеливый автомобилист, обогнув три наши раненые машины, вылетел на зебру, переехал собачку на поводке и полетел вперед.

Дети начали кричать, Галя начала умирать, из всех машин вышли люди посмотреть на собачку, которая оказалась живой, хотя и помятой. Гид Ибрагим дал детям полотенце, в которое завернули собачку, а дедушка из легковой машинки сбоку сказал, что отвезет их к ветеринару. Начал выруливать справа и треснул наш минивэн по морде.
Галя утвердилась в мысли, что жить дальше не за чем, и начала умирать с каким-то опасным ускорением. Мы нашли в аптечке кучу таблеток, среди которых оказался подходящий к случаю нитроглицерин, и дали ей погрызть.
Детей и собачку в полотенчике увезли, а мы остались ждать египетских ГАИшников, которые в итоге приехали через 6 часов и в течение еще трех часов разбирались в обстоятельствах.

Открытое солнце в пустыне – вещь очень колоритная. От него трещит голова и возносишься с неприятным ощущением, что вознесение – процедура очень болезненная, от нее тошнит и вознесут тебя прямо в ад. В Египте начинаешь верить, что ад есть, и есть причины его бояться.

Всю минералку, которая была в минивэне, мы вылили Гале на голову в ее самый первый, еще безобидный приступ. Осталось пиво в банках и корвалол из аптечки, который мы накапали в пиво и по очереди отхлебнули из банки. Гадость невероятная! Но возноситься, по крайней мере, перестали, даже Галя перестала умирать, а начала раскачиваться и с монотонной певучестью твердить: а что нам делать? Что делать? А давайте позвОним Игорю. ПозвОним Игорю.

Непонятно, почему Игорю, если ее муж Паша, но мы позвонили Игорю, и он в таких отборных выражениях откомментировал местные трассы, транспортные средства и дамскую любовь к путешествиям, что мы не дали Гале его послушать, а просто сказали ей, что он сочувствует.
Гид предложил продолжить путешествие. В этих местах сильно развита солидарность туристических агентств, и если с группой что-то случается на маршруте, ее распределяют по другим группам и автобусам. Три русские семьи, приехавшие в Египет на восемь дней, так и поступили.
Мы спросили: а можно, мы вернемся домой?

Ибрагим сказал, что мы не стойкие, и начал заманивать нас дешевыми сувенирами и прессованными финиками в Долине Гиза.
Потом согласился, что можно и вернуться, только чтобы мы дома не требовали назад свои 70 долларов, не возмущались и не жаловались мужьям, которые начнут угрожать придти и сжечь туристическую лавочку.
Мы искренне сказали, что агентство ни в чем не виновато, сели во встречный автобус и вернулись домой.

А дома все три стали умирать – видимо, перегрелись, и к Гале вызвали очень обаятельного акушера по имени Хамаш, который на русском языке рассказал, что в случае затруднений умеет вынимать ребенка из мамаши просто руками. Галю увезли в госпиталь, а мы с Никой и с еще одной женой Леной и ее дочкой Настей стали плести заговор против наших мужчин и искать способ попасть домой.
Ничего нового тут не изобретешь: нужно купить авиабилеты на Ростов, а из Ростова разъехаться кто куда. Но поездка в Каир подействовала на нас таким образом, что нам нравится договариваться об этом тайно и, лежа в море, обсуждать, как выбраться из этой жары и желтого песка.

                7 сентября 2012
                15:14

Собаки изящные, а кошки сонные.
Если одна из кошек случайно не спит, то все равно спит. Бывает, что спит беременная. Значит – было так, что проснулась, сама не поняла как вступила в связь с котом, который тоже нечаянно проснулся – и снова спит, вынашивая во сне потомство.


                19:27

Бедуин Исмаил, весь в белом, долго и страстно, с выкриками и воздеванием рук объяснял, что такое халяль, а что – не халяль. По-русски он знает четыре слова «честно клянусь» и «дай поцелую», поэтому свой весь текст произносил на арабском языке. А поскольку я по-арабски знаю только цифры, то во время беседы успела уснуть, проснуться (на жаре где стоишь - там спишь), испугаться, что его зарезали, раз он так кричит, и двумя пальцами показать, что мне пора идти. Он понял это так, что я хочу съесть краба, и с выкриками и воздеванием рук дал понять, что краб – плохая штука, потому что быстро портится. Дал съесть кусок мяса, приготовленного по системе халяль, и кончил тем, что потребовал: дай поцелую!
Дала. Поцеловал.
А мясо несоленое.
                9 сентября 2012
10:34
               


                Дорогая моя Алёнушка!

Погонщики кричат и кажется, что убивают друг друга, хотя они просто разговаривают. Это сильно напоминает Стамбульский Мысыр часыр, где человек кричит и кажется, что его зарезали, а это он просто печеную кукурузу продает.

                10:47

Все бедуины знают и отчетливо произносят русские слова «честно клянусь» и «дай поцелую».
Вовчик отвечает: ты или клянись или говори правду - одно из двух. Потому что когда одновременно клянутся, врут, думают, что они самые хитровыдуманные, и изобретают, как тебя обмануть на сто рублей, то сильно рискуют нарваться и получить по шее.

                11 сентября 2012
                23:34


                Дорогая моя Алёнушка!

Володе, который пригласил меня приехать в Египет, задали неприятный вопрос: ты где ее взял? Она приехала – и все захотели домой в Россию.
Я спросила – вообще  нельзя о России разговаривать?
Он ответил: разговаривай. Только не о серебристых тополях и не о том, как пахнут кусты помидоров, когда их поливают из шланга.
А у нас на Кубани растут высокие раскидистые тополя, от которых все такое живое и серебряное, что плакать хочется.

***
Шла по берегу и увидела около воды нежное длинноволосое существо, абсолютно похожее на девушку, но с первичными половыми признаками мужчины.
Сказала ему: идите в тень.
Он вышел из воды и послушно отправился искать тень там, где никакой тени нет, но ее можно сделать, если принести зонт.
Спросила у ребят: он русский?
Ребята ответили, что не вычислили его национальности, но под действием пива понимает на любом языке.
Пиво оказывает, вероятно, мощное защитное действие на весь его организм, потому что он весь день простоял на солнце и не обгорел.
Я спросила: может, он Будда?
Ребята ответили: может быть. Если тибетский монах вычислил, что Стивен Сигал – реинкарнация какого-то особо почитаемого святого, то почему наш длинноволосый курортник с неопалимой кожей цвета лотоса не может быть тоже чьей-то реинкарнацией.
На всякий случай помолилась в его сторону.

                13 сентября 2012
09:31
               

Несгораемый курортник открыл для себя присутствие мужчин и пришел приставать к мужчинам.
Мужчины стали стесняться.
Жестами объяснять: мы не такие.
Довольно скоро поняли, что его интересуют не мужчины, а расценки на дайверские услуги, и стали доискиваться до его национальности. Оказалось – венгр. Имя Иштван, а фамилия вроде бы Тёккёли, но не точно. Когда он сказал – мангвар, сами собой стали насвистываться вальсы Штрауса.
Помимо венгерского немного говорит по-французски.
Вручили ему прайс-лист с французским ценником. Получив в руки ценник, парень охладел к морской экзотике и ушел ходить по воде. По щиколотку и у самого берега - так каждый может.

                18 сентября 2012
   16:14
               

                Дорогая моя Алёнушка!

Несгораемый венгр обгорел и несколько дней сидел под пальмовым навесом, потом уехал, а вчера неожиданно вернулся и ходит пунцовый, густо покрытый кремом. Вышел из отеля и тихо пошел по пляжу, вспоминая, где он находится. Как выглядят верблюды, он, видимо, забыл, потому что уперся в лежащего верблюда и вместо того, чтобы его обойти, начал через него перелезать.

Верблюд неторопливо встал на ноги и величаво его побил. Прибежал погонщик, вступился за венгра и жестами показал, что безопаснее ходить по воде. Венгр потрогал воду ногой, перешел на песок, споткнулся о парус сёрфа, потом о доску, потом о другую доску и, наконец, упал.
Упорство, с которым он спотыкался обо все яркие предметы, которые можно обойти, в конце концов показалось скучным.
Зря я молилась в его сторону. Неудобно перед Господом.

                23:12
Дорогая моя Алёнушка!

Песок везде, особенно много его в еде, в одежде и в постели. По нему приятно ходить, на нем приятно сидеть, - и совсем другое дело – ходить по мокрому песку в шлепанцах: захлепываешься не просто до шеи, а до самой макушки и только дома, переодеваясь, узнаешь, как выглядит со спины твой сарафан и твоя, кстати, шея, когда ты шла в шлепанцах по песку, а потом глазела на прилавок с сувенирами, и араб подарил тебе ониксового слоника, чтобы ты и дальше приходила смотреть на его прилавок с сувенирами.
Отряхивать песок с мокрых полотенец не имеет смысла: он не стряхивается.

21 сентября 2012
02:19

Немецкие туристки дочерна загорают и становятся костлявыми. Широко белозубо улыбаются и выразительно высказывают свою немецкую симпатию, на которую я вежливо отвечаю: эндшульдиген зи битте. По странной (видимо, женской логике) сказать ни к чему не подходящее «извините, пожалуйста» кажется более подходящим к случаю, чем «данке шён» или «гутен морген».

Оказавшись среди немецких туристов, я вспомнила, чему меня научили по-немецки  в школе и институте, и выяснила, что умею по-немецки здороваться, прощаться и сообщать интимную информацию, которая едва ли может быть интересна постороннему: ихъ гее нах хаузе (я иду домой) и их бин эльф яре альт (мне 11 лет), что в условиях Египта абсолютная ерунда.

С немкой Эльзой я вспомнила фразу «Берлин ист гроз. Ди штрассен инс Берлин зинд ланге унд зер заубер».
Эльза согласилась, что улицы Берлина действительно длинные и чистые, но она сама приехала из Бонна, а в Бонне берлинцев презирают. Она очень эмоционально показала, как презирают берлинцев, хотя я не поняла, за что. У нас получился длинный содержательный разговор, после которого она подумала, что со мной и впредь можно разговаривать длинно и насыщенно.
Мне теперь перед нею стыдно.

Еще проблемнее здороваться: нужно вычислить в уме время суток, приспособить к нему готовую фразу и уже после этого произносить либо «морген», либо «таг», либо «абенд», либо «найт».
Когда понадобилось уточнить при немке: три шарика мороженого, то я при ней сосчитала по пальцам айн, цвай, и потом окончательно сказала: драй кугель!

Хорошо бы вообще не попадаться ей на глаза. Но разминуться получается только когда она с группой уезжает на экскурсии.
Зря Чехов думал, что женщина легко усваивает языки, потому что в голове у нее много пустого места. Смотря какая женщина. Некоторые так и живут с пустым местом в голове, где могли поместиться языки.


22 сентября 2012
                07:24

Паша, деловито: - а Стас ушел домой или утонул?
- Шлепанцы стоят.
- Значит, утонул.

                23 сентября 2012
10:14

Дорогая моя Алёнушка!

В комнате пахнет чесноком и малосольными огурцами. В углу стоит табуретка, на ней большая кастрюля, а в кастрюле солятся огурцы. Чтобы рассол не плесневел, сверху лежит марлечка, которую время от времени полощут в морской воде. Кому надо – лезет в кастрюлю пальцами, берет сколько надо огурцов и обязательно вишневый лист или веточку укропа, которые кладет в рот и пережевывает. «Веники» для рассола возят из России.

А вот если угостить малосольным огурцом араба, он будет долго белозубо благодарить, держать огурец в двух пальцах, и как только ему покажется, что на него не смотрят, быстрым и вороватым жестом выкинет огурец в песок.
Не понимают!
Сало тоже не понимают, поэтому салом арабов никто не угощает.

                22:23

Поесть можно примитивным способом: нагнуть пальмовую ветку, натрусить фиников, сдуть с них пыль и жевать вместе с песком и верблюжьей шерстью, стараясь не переломать зубы.
И это ерунда, когда говорят, что нельзя поднимать и есть с земли. Можно. Ничего от этого не бывает.
24 сентября 2012

                20:24

Египет. Корректирует характер. Хочешь откорректировать характер – езжай в Египет. Он тебя откорректирует на всю жизнь.
Мне так понравилось летнее платье фирмы Кап-Капино за 4800, что я просто умирала – хотела его купить, и думала, что это трагедия: не иметь возможности купить кап-капиновское платье с растаращенными девчонками. С дырками. С драными заплатками.
И нужно было уехать в Египет, чтобы вместо кап-капиновского платья захотеть увидеть зеленые деревья. Заскучать по привычной тени, по которой у себя дома мы ходим даром. Захотеть надеть  свитер и все-таки мерзнуть, и чтобы черные смерчевые тучи висели над головой и роняли тяжелый дождь. И чтобы море было вздыбленным, грязным и холодным.
Вспоминаются новогодние каникулы, когда было низкое смерчевое небо и холодное море, и можно было замерзнуть и прибежать домой греться.

                26 сентября 2012
23:14               

Самое бессмысленное и завораживающее занятие - смотреть на верблюдов и на море. С ощущением, что я вечная. И вокруг все вечное. И нет ощущения, что я здесь в последний раз. Вокруг всё родненькое.
Когда всё и все становятся близкими, уже знаешь, что будешь по ним скучать, поэтому вернешься. И поедешь на Нил и увидишь Нил, и солнце не будет выжигать глаза и мозги, а будет ослепительным, нежным и пронзительно-прохладным, как бывает солнце осенью, и Пирамиды еще постоят и подождут.
28 сентября 2012

                15:32

Пьем пиво и слушаем "Прогулки по воде" - с причала рыбачил Апостол Андрей...
Иштван сидит с нами в позе лотоса и тоже слушает. Пиво не пьет, но нос у него так блестит и лоснится, что отражает сёрферов.


                19:14
Страна классная. Страна нормальная. Страна очень интересная.
Только при чем здесь русские?
***
Все-таки интересно, как я выбираться отсюда буду.

 
                23:14
Позвонил мой знакомый Алексей.
- Привет! А ты чего делаешь?
- Леш, я перезвоню, а то у тебя деньги быстро кончатся.
- Привет! А ты чего делаешь?
- Рассольник варю.
- О. Это хорошо. А мы как раз к тебе едем.
- Леш, я вообще-то в Египте его варю.
- В чем?
- В Египте.
- А что это такое?
- Страна такая. На севере Африки и на Синайском полуострове.
- Да ты гонишь! Нету такой страны.
- Леш, ну как это нет, если Ёгурт везде написано? Раз на майках написано – значит, есть.
- Если на майках написано – это не значит, что ты в Египте.  Так ты где?
- В Дахабе.
- По путевке?
- В гостях.
- Ааа. Ну давай гостИ.
Отключился. Или обиделся, или деньги кончились.
                29 сентября 2012
22:03
               
Новое выражение: гайцает.
- А где Саня гайцает?
- За рифом.
Дома говорят - гОцает.
***
Дайверы, уходя под воду с аквалангом и клиентом, объясняют: пошел деньги вымораживать.

                1 октября 2012
  16:22

Русские жены улетают в Россию, и я с ними. Прощай, любимый Египет. Удачи тебе во всём.