Ч. 24 Индиана Джонс из Берлина

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/08/14/814

Охота за растениями насчитывает тысячелетия, начиная с женщины-фараона Хатшепсут, которая три с половиной тысячи лет назад отправила вооружённую экспедицию за деревом ладана в далёкую африканскую страну Пунт.

Он не был солдатом, пиратом, миссионером, врачом или шпионом. Тысячи раз, подвергая свою жизнь смертельной опасности, барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт делал это ради растений.

«В полдень мы остановились в пустынном месте под названием Альгодонал. Я оставил своих спутников, когда они вытащили на берег лодку и занялись приготовлением еды. Я шел по пляжу, чтобы понаблюдать за группой крокодилов, спящих на солнце ....  Однако моя прогулка почти стоила мне жизни.

 Я постоянно смотрел на реку, а затем, увидев вспышку слюды …, также заметил свежие следы ягуара .... Животное ушло в джунгли, и когда я посмотрел в этом направлении, то увидел, что он лежит под толстой листвой …, в восьмидесяти шагах от меня. Никогда тигр не казался мне таким огромным.

Бывают моменты в жизни, когда бесполезно призывать разум. Я очень испугался. Однако достаточно контролировал себя, чтобы помнить, что индейцы советовали нам делать в таких случаях.

Я продолжал идти, не ускоряя шаг и не двигая руками .... Чем дальше я уходил, тем больше ускорял свой темп. Тянуло обернуться и посмотреть, преследует ли меня кошка! К счастью, я подавил этот импульс, и тигр остался лежать. ... рассказал эту историю индейцам, которые отнеслись к ней равнодушно». Александр фон Гумбольдт (Jaguars & Electric Eels, translated by Jason Wilson. London: Penguin Books, 1995. pp. 74-75)

Такими словами барон описал лишь одно из своих многочисленных приключений во время исследований белых пятен на картах Венесуэлы и Бразилии. Александр и его брат Вильгельм происходили из знатной и состоятельной семьи.
 
Достаточно сказать, что крёстными отцами Александра были  будущий король Пруссии Фридрих Вильгельм II, герцог Фердинанд фон Брауншвейг и министр барон фон Финкенштайн.

Оба брата получили прекрасное образование, впоследствии стали знаменитыми учёными, каждый в своей области. Но нас интересует только Александр. Во время учёбы в Геттингенском университете Александр познакомился с Рейнольдом Форстером, который в пятнадцатилетнем возрасте вместе со своим отцом – натуралистом принял участие в 1772 году в экспедиции капитана Кука.

Форстер обладал даром слова, и его красочные рассказы разожгли страсть Александра к путешествиям. В 1790 году Гумбольдт и Форстер отправились в путешествие по Рейну, в Голландию, Францию и Англию.

Они посетили в Англии вдову капитана Кука, которая их очень любезно приняла и много рассказала о своём покойном муже. Хочу сразу предупредить, что не пишу биографический очерк Гумбольдта, а рассказываю лишь отдельные эпизоды незаурядной жизни выдающегося учёного.

В 1799 году Александр Гумбольдт получил в Мадриде аудиенцию у испанского короля и получил от того разрешение посетить испанские владения в Америке. 5 июня  того же года он отправился в Америку на корвете «Пизарро». С ним следовал его друг ботаник Бонплан.

Это была большая удача. В то время въезд иностранцам в испанские колонии был запрещён, за нарушение можно было тяжело поплатиться. Торговля с иностранцами каралась смертной казнью, а разглашение сведений о колониях – пожизненным заключением.

Тогда испанскими колониями были все нынешние южные штаты США, Центральная Америка, Вест-Индия и Южная Америка, кроме Бразилии, Патагонии и Огненной Земли.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/08/16/590

Гумбольт в 1806 году. Портрет работы  Фридриха Георга Вейтша