Ключ под ковриком

Галина Лазарева 2
                РЕЦЕНЗИЯ
    Предисловие Нины Русановой к своей книге  «Ключ под ковриком» заслуживает, чтобы о нём сказать особо. Это лучшее предисловие, что я читала когда-либо, говорит об  авторе, как об умном, оригинальном, ироничном  писателе, что прекрасно чувствует время и людей, всех для кого написана эта книга:                И эти все Интерлигенты  фейсбучат от и до зари
                На самом деле импозантны, да так, что сопли им утри.
                И те, кто Родину проспали – прозрели – не уберегли!
                И кто от сказок тёти Вали укрылся в импортной дали…
                И те, кто ближних убивали за пядь…(за –пять! – и не земли)…
      Вот только читателей у нас всё меньше, хотя сама идея навеять воспоминания о собственном детстве - хороша. Я не буду останавливаться на таланте писательницы, видеть  красоту в деталях, мелочах и вкусно с шармом  подавать всю эту прелесть  на точку  воображения. Об этом хорошо написала редактор книги Светлана Данилина.  В детских воспоминаниях Нины Леонидовны мысли, чувства, восприятие жизни счастливого ребёнка. И видно, насколько это важно для будущего. Несколько раз автор повторяет,- «Мы были послушными…»
    В этом уже  видна мера совести, а значит склонность души к свету или тьме. Послушание, прежде всего, говорит об адекватности. «Дети – цветы жизни» -скорее редкость. Чады бывают и капризными, и злыми, и даже жестокими. На заметку родителям: Ваш ребёнок вас раздражает? Это уже сигнал обратиться к специалисту, прежде всего вам самим. Возможно,  вы ещё успеете что-то исправить. Вот и книга Нины Русановой о том же, что только счастливая семья даёт благополучное потомство.
     В книге детские эссе чередуются со стихами, что создаёт эффект присутствия уже взрослой писательницы, осознавшую себя как личность своеобразную, одарённую особым  чувствованием жизни.  Стихи – поэтическое подведение итога познания мира и себя в нём. К чему и призывает автор своих читателей.  Мы – это то, что получили в детстве.  Да в стихах Нины Русановой встречаются  трагические нотки: «И с кем бы… на какие бы сегменты… я не делила круглый этот мир… О смерти… о десерте ли «моменты»… Кругом – одна. Такой вот… «дезертир».
    Не сбылась мечта девочки Кати о родственной душе: «…мечта о Душе –Близнеце, всепрощающей, всепонимающей, которой и слов никаких не надо!». Но для  личности самодостаточной  вполне хватает радости бытия: «Как  же хорошо! – думала Катя, - вот просто так сидеть и пить чай из «рябиновых» чашек… с клубничным тортом… Можно даже и не говорить не о чём… Совсем. Да и не писать… К чему все эти слова? Кто его знает? Как там оно, это «слово наше» и «в ком» «отзовётся»: в одном так, в другом эдак...»               
    Я мало знаю современных авторов.  Не слежу за модой  литературных течений. Но мне показалось, что поиски себя в детстве, о чём собственно и книга Нины Русановой, как свежая струя в нашей нынешней действительности. Внимание родителей! Если вам удалось подарить вашему ребёнку счастливое детство, ни годы, никакие внешние обстоятельства, не смогут лишить  вашего потомка «невесомости  сердца».
   «…И по замиранию в груди, по ощущению какой-то даже – необъяснимой совсем! – бесплотности… нет, не под ногами… и лёгкости… но не телесной даже!.. а – невесомости сердца… такой, что от этого даже голова немного кружится…
   …По внезапно наполнившему душу… и растущему…распирающему – расширяющему её – и выходящему за её пределы тихому счастью!..»
   В своём вступлении автор поставила задачу, чтобы её читатель, кто бы он ни был, каким бы он ни был, кем бы он ни был, должен вспомнить себя маленьким  и переосмыслить, насколько хватит ума и сердца, себя нынешнего.  И насколько я могу судить по себе, Нине  Леонидовне Русановой это удалось.