Майдановцы и москали 12. Философия

Древний Старец
                <><><>Чтоб стать народ великим мог,
                <><><>В нем должен свить гнездо ПОРОК;
                <><><>Достатка — все тому свидетель
                <><><>Не даст ему лишь добродетель.
                <><><>Бернард  Мандевиль
<><><>Если общая философия ищет внутренний смысл изменчивого разнообразия явлений, то политическая философия призвана раскрыть глубинный смысл отношения людей по поводу власти, причину отношений господства и подчинения в человеческих сообществах.
<><><>Можно выделить три концептуальных позиции на сущность и развитие человека и человеческого общества. Человек и общество в своих отношениях и действиях руководствуется инстинктами, вторая - наше поведение обусловлено Создателем и третья - собственным разумом. Есть еще фантастическая гипотеза о космических пришельцах. Позиции “инстинктами” и “Создателем” схожи, так как исключают или минимизируют  влияние Разума. В тоже время космическое происхождение человека и обусловленное Создателем схожи тем, что основаны на метафизических догадках.
<><><>Насколько человек биологическое создание, а насколько метафизическое в наших представлениях. И от того, какие представления о самом человеке такая и философская позиция, такое и построение проектов человеческих отношений, в том числе и политических. Такие проекты могут базироваться на реальных отношениях, а  могут основываться на далеких от реальности философских теориях.

                <><><>ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

<><><>В предыдущих статьях этой серии мы констатировали, что политические утопии, как правило, основаны на идеальном человеке, которого в природе быть не может, но хочется, чтобы он был, и был похож на воображения автора. Ниже приведено несколько таких представлений разных авторов, не указывая их имен.
<><><>«Каким же может быть «идеальный человек» в нашем представлении? Это порядочный, трудолюбивый и культурный - созидательный - человек, имеющий высокий интеллект (высшая школа) и развитые трудовые навыки - от грядки с луком и домашней кухни до трактора, станка, верстака и работы с компьютером. Не помешают приличный уровень спортивной подготовки, владение музыкальным инструментом, голосом, чертежными и рисовальными принадлежностями. Еще оружие - пока будет нужно»
<><><>«Быть нравственным, культурным и духовно развитым членом общества».
<><><>«В человеке больше заложено стремление к дружелюбию, чем к соперничеству, конкуренции» Если это так, то почему вокруг нас проявляется тотальное соперничество, даже в дружелюбии, говориться много и часто о пользе конкуренции.
<><><>«Бескорыстие -  это основа для проявления творческих способностей, милосердия, справедливости  и иных достоинств человека. Оно –  оселок, на котором испытывается истинность веры, любви и всех других заявленных духовных состояний человека».
<><><>«Нравственность, Честь, Мудрость, Духовность, Цельность, Скромность, Ответственность, Доблесть, Благородство, Творчество, Служение, Любовь». Вот духовные идеалы нравственности, идеалы метафизические, а не психофизиологические,  поэтому и не достижимые, но к ним должно стремиться каждый. 
<><><>«Готов жить впроголодь, но в окружении порядочных, дружелюбных, милых сердцу людей. Справедливость, в моём понимании, заключается, вовсе, не в распределении благ, а в духовности человеческой, выражаемой любовным, бережным отношением друг к другу, когда за благами не лезут через головы, а, напротив, стараются быть последними».
<><><>Когда будешь жить впроголодь, то люди милыми не покажутся. Стараться быть последним противоречит существу природы, такая “игра в поддавки” привела бы к быстрой деградации. Да и уже приводит благодаря толерантности, политкорректности и прочего перехлестывания гуманизма.
<><><>«Человек, образ и подобие Божье, преодолеет свой эгоизм, жадность, гордыню и многое-многое другое, что Ему надо ежедневно и неустанно преодолевать, чтобы возвыситься над собственным варварством и создать для себя и для своих потомков достойную среду обитания». “Преодолевать”, значит сдерживать обостренные притязания эгоизма, но сдерживать не у всех и не всегда получается и конкурентная борьба процветает, которая обеспечивает всяческий общественный прогресс и регресс.
<><><>«И осуществятся вековечные мечты народа об устроении жизни на своей земле на принципах правды и справедливости, равенства и взаимопомощи, духовного возвышения и совершенствования человеческой личности».
<><><>«И мы будем бороться. До конца. До тех пор, пока на всех уровнях управления не произойдут ценностные изменения в сознании людей. (майдановец)». Опять же “бороться” за изменение сознания, изменение человека. Идеологическая борьба за “правильное сознание” переходит в фазу физическую, история человечества насыщена борьбой за “правильное сознание”.
<><><>«Всё человечество движется к ноократии, к власти разума, мудрости и партнерского сотрудничества!»

                <><><>ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

<><><>Из идеальной личности строятся различные общественные утопии типа «Православного Царства!». Проект построения идеального государства украинского “Третий Гетьманат”, или проект ‘Межморья’ как исторический аналог Речи Посполитой.
<><><>«Нам нужна политическая партия «чистых рук». В сложившейся ситуации - «Партия спасения», которая, в отличие от других партий, своим идеалом примет порядочного созидательного человека, возглавит реорганизацию законодательства, политики и экономики С ПОЗИЦИЙ ИМПЕРАТИВА НРАВСТВЕННОСТИ, будет продвигать «наверх» порядочных и компетентных людей». 
<><><>И это пишет академик Амосов, а что говорить о нетитулованных сочинителях, таких как мы, которых тьма тьмущая. Где их взять эти “чистые руки” и кто их продвинет “наверх”. Каждый мнит себя “чистым” и борется с другим “нечистым” за свой мир и справедливость.
<><><>«Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждаются высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство».
<><><>Общество есть совокупность людей, взаимосвязанных какими либо отношениями. Понимать общество означает понимать человека, понимать общественные процессы означает понимать характер сложившихся отношений между людьми. А насилие оправдывается во имя “утверждения высших ценностей человека”. Человек человеку не волк, но конкурент точно. Конкуренция поощряется как фактор развития общественного прогресса. В СССР конкуренция сдерживалась, и государство не выдержало геополитического соперничества.
<><><>«Диктатура закона, в основание которого будут положены конституционно закреплённые нормы Абсолютной этики».
<><><>«Справедливость всегда есть продукт безоговорочного соблюдения нравственных принципов и основ высокой морали.  Совместить социокультурные парадигмы возможно только посредством создания государства, как причины фиксирующей рождение новых народов. Для чего должна быть создана нравственная универсальная база, обязательная для всех. Где генетическим кодом культуры является образование, образование, получаемое не только в школе, в вузе или где-то еще, но, прежде всего, в семье, где будет культивироваться культура быть человеком с большой буквы».
<><><>«Более крупные государства не могут угнетать меньшие и что люди должны иметь возможность выбирать собственное будущее. Это простые истины, но их следует отстаивать.   Америка и наши союзники будут поддерживать народ Украины по мере того, как он развивает свои демократию и экономику. Мы усилим наших союзников по НАТО, и будем придерживаться наших обязательств по коллективной самообороне. Мы заставим Россию платить за агрессию, и мы противопоставим лжи правду».
<><><>«…отбирать лиц с отличными способностями. При одинаковых способностях отбирать лиц с большим трудолюбием…
<><><>«И это – после фундаментальных трудов этнографов в течение шести последних десятилетий, которые показали, что отношения доминирования и конкуренции ЕСТЬ ПРОДУКТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ И КУЛЬТУРЫ, что никакой «природной» предрасположенности к ним человеческий род не имеет».
<><><>Создание социальных условий, “исключающих отношения доминирования и конкуренции” уже предполагает конкурентную борьбу за изменение социально политических условий, и автор этой цитаты вступает в конкурентную борьбу мнений.
<><><>«Самым приоритетным направлением внешней политики должна стать тотальная пропаганда своей философской доктрины и организация массовых международных движений, направленных на то, чтобы похоронить политику силы в международных отношениях, чтобы заставить правительства всех стран сесть за стол переговоров и подписать договор о всеобщем и полном разоружении под надёжным общественным международным контролем».
<><><> И какая сила может заставить правительства стран что-то делать, кроме того, что,  например, США могут заинтересовать другое государство или вынудить силой, но не все. Но и доминирующее государство исходит из интереса своего доминирования, а не из чьего-то понятия справедливости.

                <><><>ИДЕАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ

<><><>Созидательного человека с высокими моральными и интеллектуальными качествами можно сотворить в результате идеального воспитания – утверждают сторонники теоретической педагогики. Но для этого нужно повсеместно внедрить правильную систему воспитания. Суть ее в том, что формирование этических установок, от которых зависит социальное поведение личности, происходит в раннем возрасте и заканчивается до 8 лет. Следовательно, путем игр в “правильное поведение” можно закрепить на всю жизнь социально ориентированные установки, побуждения, устремления, наклонности и главное сформировать установку к творческому труду.
<><><>Но в этом идеале много ‘но’, например, где взять идеальных педагогов? Даже у педагогов собственные дети встречаются с зависимыми наклонностями и безнравственными поступками. Идея - воспитывать подрастающее поколение в закрытых интернатах (кадетских училищах) имеет место. Тем более, что в западных странах, особенно в скандинавских, властвует над семьей ювенальная юстиция, которая оценивает воспитательные возможности семьи и отбирает ребенка, если посчитает, что такие возможности низкие. Но как бы не воспитывались дети в интернатах, после окончания они окунуться в общество со сложившимся порядком человеческих отношений и будут “перевоспитываться’ через конфликт поколений.
<><><>Безусловно, что воспитание во  многом зависит, от окружающей культурной среды, от той культуры, какой пропитана эта среда. Восприятие и заимствование поведенческих ценностей происходит не столько внушением (пусть даже игровым), сколько подражанием, причем по большей части подражанием неосознанным. Это природная “система воспитания” для всех живых существ и даже растений. Каждый индивид выбирает себе пример для подражания в соответствии с наклонностями. Не все  характеры восприимчивы к подражанию, не все выбирают примеры социально ориентированные. Многие из нас повинуются инстинктам и не поддаются никакому воспитанию.
<><><>По новостям прошел реальный сюжет. Малец в 14 лет застрелил отца из висевшего на стене ружья, типа защищая маму, Отец по пьяне лез к маме в драку. Малец уже  в 12 лет изнасиловал соседскую десятилетнюю девочку, тогда ему простили. Малец попал в учреждение для малолетних преступников до 18 лет. После освобождения шел по улице и стал мочиться, рядом мужчина копался в своем огороде и сделал ему замечание. Малец его прибил, затем вошел в дом, убил жену и дочку. После на автобусной остановке прибил еще двоих, видно тоже сказали ему что-то осуждающее. Такому властному характеру никакие меры воспитательного воздействия не помогут.
<><><>Окружающая среда на современном этапе включает семью школу, сверстников, интернет, но это может быть и магазин, и транспорт, и пешеходный переход. К вопросу о том кто ответственен школа или родители, то виновна за воспитание вся окружающая культурная среда. Но нельзя снимать ответственность и с самого ребенка, в конце концов, последующая жизнь его награждает и наказывает.
<><><>В плане ответственности бытует либеральное мнение, что преступники и все асоциальные личности не виноваты в том, что они такие плохие, и достойны не осуждения, а сострадания. Виновато государство (тоталитарное) и общество, поскольку не смогло воспитать. Но такое перекладывание ответственности бросает камни в политический огород - чтобы воспитать идеальных людей необходимо создать совершенное государство. Но как несовершенные люди создадут совершенное государство?
<><><>Чем отличается воспитанный человек от невоспитанного. О воспитанном человеке много написано красивых характеристик, перечень которых может занимать несколько страниц. Все такие характеристики можно свести к тому, что воспитанный человек владеет собой в любой ситуации, в любых человеческих отношениях строго придерживается “императива нравственности”. Другими словами, может сдерживать в нужных пределах побуждения инстинктов. Что же это за инстинкты?
<><><>В соответствии с нашей глубинной психологией “научного эгоизма” (изложенной в книге “Но любовь всего более”) наше поведение от рождения и до смерти подчинено четырем инстинктивным чувствам. В первую очередь это чувство гордыни, которое стимулирует и мотивирует собственную значимость. Его дополняет чувство жадности, которое побуждает присвоение и накопление материальных благ. Формы присвоения и накопления различные, в условиях наемного труда формой присвоения является заработная плата. Чувство ревности мотивирует и стимулирует владение противоположным полом. Удовлетворение побуждений этих чувств осуществляется в условиях  всеобщего личностного, группового и геополитического соперничества. И здесь в человеческие отношения накладывается чувство зависти.
<><><>Родительское, школьное и всяческое воспитание направлено на поощрение эгоистических притязаний, а не их сдерживание. Воспитание направлено на то, что ребенок (да и взрослый) стремился везде и всюду быть первым, был значимым, был богатым и любимым – мог удовлетворять свои чувства собственной значимости, жадности, ревности, зависти. Только в этом случае воспитание признается успешным. Для этого и создаются элитные образовательные учреждения с коммерческим (жадным) уклоном.
<><><>Пример родительского воспитания, который можно встретить где угодно. «Автобуса с рынка, давно не было, народу как сельди в бочке, стоячие наваливаются на сидячих. Поодаль  дедок сопротивляется натиску со всех сторон, перед ним сидит малыш лет 6-7, вальяжно развалившись. За малышом сидит его мама, дама молодая привлекательной внешности. Вдруг эта мама накидывается на деда, чтобы он не дотрагивался до ее ребенка, решительно от него старика отталкивает. Дед опешил, начал оправдываться, что держится за поручень кресла и до парня не дотрагивается. Дама успокоилась, но пригрозила».
<><><>Шквал обратных примеров воспитания идеальной личности выдает окружающая информационная среда:  примеры эгоистической распущенности, коммертизации человеческих отношений, призывы легкой и красивой жизни, достижения успеха любыми средствами. Подростковая и школьная среда охвачена негативными результатами воспитания. И тенденция воспитания личности приближенной к идеалу не просматривается в далекой перспективе.

                <><><>ЧЕЛОВЕК ПОРОЧНЫЙ

<><><>В противоположность утопиям, в которых идеальные личности с развитым интеллектом создают совершенное общество, в антиутопиях на основе анализа негативных общественных тенденций предвосхищаются картины ужасающего будущего, заканчивающиеся Апокалипсисом. К таким исследованиям относится, например, труд Конрада Лоренца «Опасности перенаселения и «идеологии роста», опустошения жизненного пространства». В этом труде уже название не обещает процветание эры разума, геополитическая гонка коммерческого соперничества приведет к невиданному техническому прогрессу, с помощью которого люди будут истреблять друг друга не мене рьяно, чем на заре эволюции.
<><><>В антиутопиях действует “человек порочный”.  “Идеальный человек” и появляется в воображении по той причине, что люди в реальности сталкиваются с негативными отношениями и невзгодами по вине ближнего своего. “Порочному человеку” гораздо больше посвящено строк и авторов, чем идеальному. Христианская религия, например, в своих постулатах исходит из порочности человека. Человек уподобился животному, когда Ева нарушила запрет Бога.
<><><>«От природы люди очень эгоистичны, они любят унижать, подавлять, эксплуатировать друг друга. Для большинства людей, самым весомым аргументом вашей правоты, будет сила, а не умная речь». Здесь четко определена реальная причина общественного негатива.
<><><>«Живут жестокие, подлые, жадные, беспринципные люди, которые ненавидят друг друга и всё меряют на деньги. Подлость, корысть, жестокость, зависть, ненависть, жадность, трусость».
<><><>«Бесхребетное, тупое, насквозь коррумпированное и трусливое население».
<><><>«Общество состоит из эгоистов, маргиналов и воров».
<><><>«…делить себя с другими и служить корыстолюбцам, тщеславным, завистливым, жадным и беспринципным, равносильно самоубийству».
<><><>«Вы прозябаете в мире, в котором мать не понимает собственных детей, дети – родителей, сестра - сестру. А брат готов убить брата.
<><><> «Нормальный человек генетически не может убить другого человека». Любой человек может сильно обижаться и пылать ненавистью к обидчику. А обида и ненависть означает готовность убить другого человека, хотя бы мысленно. А если иметь в виду самозащиту, то в пылу борьбы кто кого. В таком случае, что такое “нормальный человек”?
<><><>«Современное моральное состояние украинского общества таково, что гибель людей стала обычным явлением. Убийств — на то же число жителей — в 10 раз больше, чем в Европе. Наркотики в школах начинают теснить сигареты. Алкоголь уничтожает город и село. Беспризорные дети при живых отцах и бомжи на улицах» (Виталий Колиснык).
<><><>«Я вам расскажу о действительном состоянии преступности в стране. Если раньше за сутки по всей стране похищали от 3 до 10 автомобилей, то сейчас только по Киеву — 15. А разбои и грабежи квартир? А совершение преступлений с применением оружия? Когда такое было, что гранаты взрывались в спальных районах Киева? Я могу много и эмоционально говорить. Я просто человек, и тоже боюсь за свою семью и своих детей. И если их государство не будет защищать, я сам вынужден буду это делать».(откровение военного прокурора А. Матиоса).
<><><>Человеку противопоказана “райская жизнь”. Когда человек обеспечен и ему ничто не угрожает, то возбуждаются эгоистические инстинкты и в первую очередь обостряется чувство гордыни в сочетании с инстинктом соперничества. Состязательная конфликтность смещается в ранг развлечений, становиться образом жизни, к ней относиться и страсть к революционной борьбе.

                <><><>ИСТОРИЯ УЧИТ

<><><>«Следует отметить, вся история развития общества - это история постепенного удовлетворения возрастающих потребностей человека. Глубокая движущая сила, идущая от самой природы человека, как части животного мира, - это стремление к комфортности за счет удовлетворения физиологических потребностей. Она есть и у животных и двигала развитием примитивного общества, когда человек еще оставался фактически животным, правда, высшим животным. Следующий слой потребностей - это стремление занимать достойное место в коллективной иерархии, стремление к власти, к силовому превосходству, стремление к самоутверждению за счет подавления других - это тоже частично присуще высшим животным и двигало развитие силового общества. А вот третий слой потребностей: стремление к экономической автономии от государства, стремление к богатству, к его символам, которые наиболее воплощены в том, что мы называем предметами рыночной структуры договорного общества потребления, присуще только человеку, даже самому примитивному, и полностью отсутствует у животных».
<><><>Это цитата академика Н. Амосова из статьи “Мое мировоззрение”. Главой движущей силой развития общества (прогресса, эволюции, истории) академик считает “ удовлетворение потребностей”. Наша философия “научного эгоизма” разделяет эту позицию общественного развития. Заметим, что такой “биологический” (точнее психофизиологический) подход исключает участие в эволюции “разума”, считает его второстепенным фактором.
Но следует уточнить, что не только «физиологическое стремления к комфортности», такое же «стремления к комфортности» и психологическое - “занимать достойное место в коллективной иерархии, стремление к власти, к силовому превосходству, стремление к самоутверждению ”. Также является психологическим и  “стремление к богатству, к его символам”.  «Стремление к комфортности»  двигало развитием не только примитивного общества, оно двигает и в наш век, и будет двигать всегда.
<><><>В приведенной выше цитате Амосов не увязывает “удовлетворение потребностей” с соперничеством за это удовлетворение, отдельно заключает, что  «Полем для эволюции стала внутривидовая борьба: человек оттачивал свой ум в борьбе с другим человеком». Гениальные слова указывающие на причину развития человеческого общества. Удовлетворение разнообразных потребностей сопровождается конкурентным соперничеством, которое приобретает формы от бытового состязания до военного истребления. “Внутривидовая борьба”, борьба за влияние и власть является строительным материалом для формирования “коллективной иерархии” в форме общины или государственного образования
<><><>Декларируется, что первобытнообщинный строй является одной из ступеней или фаз развития человеческого общества. “Ступень” подразумевает постепенное по времени и содержанию смены периодов развития. Но “общинный строй” и сегодня существует в племенах Африки, Австралии, Амазонии, Общинное устройство в родоплеменных общинах существовало изначально параллельно с государственными образованьями в форме княжеств, дружин, как и крупных государств. Вопрос в том, какова причина образования государства? По какой причине мог произойти переход от общинного строя к государственному?
<><><>В общине за подчинением общинников сложившимся обычаям следили старейшины. Обычаи были направлены на нравственные, справедливые отношения между общинниками. Легко ли  давалось старейшинам удерживать общинников в рамках обычаев? Естественно, что очень трудно, как и сегодня - массовое нарушение законов, морали и справедливости, потому, что таков человек, такова наша с вами психология. Рождались характеры способные “владеть и господствовать”, нарушители выдворялись из общины. Но и сами амбициозные общинники покидали общину в поисках лучшей или более легкой доли.
<><><>Таким образом, появлялись свободные люди, которые не только искали какого-либо промысла, но и сбивались в разбойные и завоевательские дружины. С одной стороны завоеватели, а с другой обороняющие – в обоих случаях выстраивается иерархия соподчиненности с вождем во главе, тем более, что нападение и защита часто в одном лице. Завоевания и грабежи способствовали возникновению господского слоя, но не только завоевания. Как только община разрастается, то общинники начинают слоиться на менее и более “уважаемых” персон. Слой господ, вождей, атаманов, князей требовал привилегий, отличительных атрибутов. Прежде всего, у господского слоя возникла потребность в “заморских” товарах и услугах, уже предметы натурального хозяйства не могли удовлетворить господский вкус. Рост потребности именно господского слоя в различных товарах способствовал развитию торговли, как и в наше время.
<><><>«Желание украшение собственной жизни вполне законное и до такой степени присущее человеку, что устранить его значит подорвать человеческую деятельность в самом ее корне. Страна, в которой нет роскоши, всегда остается бедною и мало образованною, способною содержать только скудное население» - Поясняет Б. Н. Чичерин в своем «Курсе государственной науки».
<><><>Но для приобретения заморских товаров и услуг требуются средства, деньги. А эти средства всегда под рукой - человеческий ресурс. «Посредством рабства человечество вышло из состояния дикости и вступило на путь экономического и общественного прогресса» - подтверждает нашу мысль Чичерин. И здесь рабство нужно понимать более широко – как эксплуатация человека человеком, которая является неотъемлемым явлением развития человеческого общества.
<><><>История учит, что человеческое общество развивается, повинуясь как раз “порокам”, инстинкту эгоистического соперничества, в этом и причина отношений господства и подчинения в человеческих сообществах. Поэтому утверждение, что «Отношения доминирования и конкуренции есть продукт исключительно социальных условий и культуры» нужно отнести к вирусу идеализации, к отрицанию очевидной реальности. Ярчайшим примером является киевский Великий князь  Владимир Святой, который благодаря порочным действиям не только достиг почитания, преклонения и святости, но и утвердил Государство Российское. 
<><><>Американский исследователь К. Боулдинг создал "общую теорию кон¬фликтов", в которой заключил, что человек по своей природе склонен к вражде и насилию. Политический конфликт, считал он, неотделим от общества, заложен в самой природе человека, который постоянно враждует с дру¬гими людьми и склонен к насилию в этой борьбе. Он подчеркивал сознательное участие индивидов в конфликтах, и разрабатывал страте¬гию и тактику поведения в них.

                <><><>ИДЕАЛЬНЫЙ РЕСУРС

<><><>С одной стороны мы должны удовлетворять свои эгоистические потребности, с другой стороны это удовлетворение реализуется в условиях общественной товарно-денежной кооперации. Современному человеку всякую потребительскую мелочь нужно приобрести за деньги, даже ничего не производя. Еще на заре эволюции при  абсолютно натуральном хозяйстве каждый индивид был общественно зависим. Такой дуализм “общественного эгоиста” порождает богатые возможности для жизни одного человека за счет другого, как одну из форм паразитизма.
<><><>Эксплуатация и порабощение проявляется в первую очередь в сфере производства, в сфере оплаты труда, получения дохода. Процветает теневая экономика, теневая занятость, а если теневая занятость, то наемный работник бесправен по отношению к работодателю. И сколько добрая душа работодателя пожелает работу оплатить, столько и получишь.
<><><>Новоиспеченные предприниматели изощряются снижать договорную оплату или вообще не платить. Для этого нанимают на 1 – 4 месяца и ставят работника перед фактом увольнения с объяснениями и без объяснений. Но и оформленным по закону работникам работодатель ухищряется снижать оплату всяческими способами. Усугубляет бесправное положение отсутствие деятельности, отсутствие занятости, особенно в малых периферийных городах и поселках.
<><><>Работодатель гнобит наемного работника, причем о тирании на предприятиях пишут реже, чем о тирании  властей. А предпринимателей гнобят надзорные органы - экологические, санитарные, пожарные, технические, лицензионные и прочие Проверяющие всегда найдут несоответствие требованиям норм. Чтобы предприятие соответствовало стандартам надзорных органов нужно вложить много денег и трудов, дешевле откупиться даже штрафами.
<><><>Эксплуатация и порабощение человека человеком  в сфере производства с усилением перетекает в сферу торговли. Антагонизм между покупателем и продавцом объективен. Первый пытается приобрести продукт высокого качества за умеренную цену, второй стремиться получить максимальный доход даже без товара - за свою располагающую улыбку. Вспоминается случай в начале двухтысячных - коллега приобретала на рынке шикарную джинсовую куртку. Померила, понравилась, расплатилась, продавец завернула, постояла с ней покурила, поговорила, а дома развернула, а в свертке ветошь. Осталось только удивляться ловкому мошенничеству.
<><><>В рубрике “что мы едим” можно много почерпнуть о “заботе” здоровья народа, да и телепередач на тему технологий надувательства покупателя достаточно. А тема оплаты коммунальных за несделанный ремонт протекающие крыши и потолки, за устойчивый запах канализации в подъезде и холодные батареи не сходит с повестки дня. В условиях товарно-денежных отношений человек является САМЫМ ЦЕННЫМ РЕСУРСОМ, он приносит прибыль.
<><><>Человеку свойственно стремление к приятному расслаблению и противиться напряжению, что выражается ленью и пассивностью. Для человеческого общества присущ социальный паразитизм и иждивенчество. К паразитизму  склонны не только люди так называемого социального дна, но и просто люди пассивные, неприхотливого комфорта, предпочитающие наиболее легкие пути добычи благ. В любом коллективе есть небольшая группа трудоголиков и большая группа ‘трудноголиков’, виртуозно увиливающих от производительности и ответственности. Социальное обеспечение также порождает паразитизм. Естественное стремление “к общественной похлебке приспособиться”, как выразился древний Аристофан.
<><><>Вывод таков, что каждый не торопиться стать идеальным и совершенным, а стремиться удовлетворить свои инстинктивные потребности.

                <><><>ВИРУС  ИДЕАЛИЗАЦИИ

<><><>Процесс любой деятельности начинается с идеи, и развивается от идеального к реальному. В процессе реализации идеи вносятся коррективы в первоначальный замысел. И от того, насколько авторы проекта учли реальное поведение всех компонентов, настолько будут значительны или незначительны изменения замысла по мере реализации. В технических проектах компонентами являются различные материалы и знание их свойств и поведения в условиях проекта. Для организационных проектов компонентами являются люди, и в этом случае знание психофизиологии и идеологии людей минимизирует болезненные изменения в процессе внедрения организационного проекта.
<><><>Организационный  проект, например, изменение избирательной системы, внедряет парламент, президент путем реформирования сложившейся системы. И реформы тяжело внедряются, так как не в полной мере учитываются реальные свойства человека. Но еще есть большой отряд “салонных” интеллигентов, таких как мы с вами, которые сочиняют свои проекты государственного и мирового устройства не заботясь об их реализации. В них декларируются идеалы  высокой нравственности, и справедливого общества, они превращаются в научные разделы идеологии, философии, социологии, политологии.
<><><>Вред от идеализации состоит в том, что несбыточные проекты будоражат умы райскими надеждами с одной стороны народу, а с другой власти и заканчиваются замыслы переустройства реформами и революциями. Идеализация человека и общества рождается в головах салонных (диванных) интеллигентов и  является возбудителем социальных катаклизмов. Все борющиеся стороны “за мир и дружбу”, за идеалы человечества и ради этого в борьбе за власть терроризируют друг друга.
<><><>Психологию и роль инкубаторов “прогрессивной мысли” досконально исследовал Огюст Кошен на примере Французской революции в книге «Малый народ и революция». Салонных интеллигентов он назвал “малым народом”, которые в своих политических утопиях выступают от имени народа, подменяя собой весь народ. “Малый народ” обитает и действует в замкнутых обществах, далеких от социальной жизни граждан, которых в своих идеалистических фантасмагориях не видит и не слышит. Чувство своего “высокого предназначения” и доступность к средствам   массовой информации обеспечивает МОНОПОЛИЮ НА МНЕНИЕ И СУЖДЕНИЕ по всем вопросам бытия, позволяет формировать нужное общественное мнение.
<><><>Исследования психологии общественной идеализации Кошена актуальны и сегодня. В условиях глобализации на смену правительств в разных странах оказывают влияние субъекты геополитики, но не последнюю роль в цветных революциях играют национальные группы “малого народа”. Ярким примером роли СМИ и салонной интеллигенции является украинская “Революция Гидности”. Та же национальная исключительность «общества мысли», претензии на истину в  интерпретации исторических фактов и текущих событий, монополия на высокую нравственность «салона избранных», манипулирование властью «общественного мнения», навязав ему свои идейные ценности и четкое понимание “врага нации”.
<><><>Революционный восторг от свержения режима сменяется унынием от экономического хаоса. В результате вместо голубой мечты жить как на западе - разбитое государственное корыто. При смене режима меняются лица, но эгоистическая суть лиц поменяться не может.

                <><><> ТЕНДЕНЦИИ

<><><>Тенденции общественного развития. Что считать “развитием”? Отдельные многочисленные показатели, характеризующие  общественное развитие, публикуются государственными и межгосударственными институтами, но нам нужен более упрощенный и комплексный подход. Таким комплексным показателем может быть “комфортность”, в самом широком смысле, который включает имущественную состоятельность, положения в обществе, безопасность, состояние здоровья и медицинского обслуживания, накопления средств и предметов роскоши, уверенность в будущем для себя и для потомства и много чего другого.
<><><>В итоге  ‘комфортность’ подразумевает физиологическое и психологическое удовлетворение потребностей. Здесь надо отметить, что у разных людей различное представление о комфортности и зависят, от имущественной состоятельности, положения в обществе, менталитета и т. д. Разделяем позицию академика Амосова, что история общественного развития сводиться к истории повышения комфортности  жизни. И сегодня есть племена, живущие в условиях первобытной комфортности, остановились в своем развитии. Обычаи оказались сильнее, никто из вождей не почувствовал вкус к власти и роскоши.
<><><>Но комфортность, как и НТП, которым она обусловлена, приводит к позитивным или негативным общественным явлениям. С точки зрения предугадывания тенденции общественного развития, нужно определить каких явлений больше позитивных или негативных, и какие явления считать позитивными, а какие негативными. К негативным следует относить явления, которые сопровождаются конфликтностью. “Конфликтность” это второй комплексный показатель развития общества. Но он может быть позитивным для характеров, получающих удовольствие от конфликтности, а также для политических партий, придерживающейся революционных взглядов.
<><><>Всякое общественное явление несет в себе и позитив и негатив. Великая Русская революция или Украинская революция “Достоинства” - это позитив или негатив, обычный бандитизм или “победа разума”? Например, современные электронные средства связи в целом является позитивным явлением. С другой стороны удаляют от живого общения, от реальной действительности, что усугубляет и без того несогласие, разногласие, непонимание друг друга, в итоге приводит к усилению конфликтности. Также автоматизация технологических процессов. Которая значительно повышает производительность труда, но приводит к увеличению числа “лишних людей”, расслоению населения.
<><><>Чтобы минимизировать негативные тенденции общественного развития, необходимо вовлечение широких масс в политический процесс функционирования государства. Таким требованиям вовлечения граждан отвечает наш “проект” организации сети городских соседских общин,  изложенном в предыдущей статье  этой же серии “Общество”. Проект сети городских соседской общины предусматривает исполнение задач и функций по типу общественной палаты на всех уровнях общественно-территориальной иерархии как-то дом, квартал, микрорайон, район, область, регион, республика. Сеть общин может охватывать большое число функций, главные из них связь между государственными органами и нижними слоями гражданского общества. Да само формирование сети дворовых общин является становлением гражданского общества.
<><><>Сверху вниз по общинной сети от государственных и хозяйственных органов поступает в дворовые общины отчетная и плановая информация. От дворовых общин вверх по сети  поступает действительное общественное мнение по всем вопросам бытия, в том числе реакция на отчетную и плановую информацию госорганов. Таким образом, осуществляется реальная тесная и непрерывная связь государственных и хозяйственных чиновников с низовыми слоями общества. В таком варианте сеть городских соседских общин представляет собой непрерывный референдум, госорганы всех уровней получают непрерывно мнение народа в текущем режиме.
<><><>Еще одна из приоритетных функций сети общин – сдерживание политических процессов глобализации. Политический процесс любой страны представляет собой борьбу не на жизнь различных политических игроков (субъектов политпроцесса), аналогичная политическая и экономическая борьба непрерывно разыгрывается и за доминирование на планете. Закон эгоистического соперничества действует неотвратимо и, в конце концов, приведет к единой мировой империи с кастовой структурой мирового сообщества. А кастовая структура (подробно изложена в гл. 10 книги “Но любовь всего более”) включает касту высшего слоя и низшего слоя. А низший слой используется как домашний скот для технических нужд. Что бы кастовое будущее предотвратить, НЕОБХОДИМО ОРГАНИЗОВАТЬСЯ В СЕТЬ ГОРОДСКИХ СОСЕДСКИХ ОБЩИН, ПЕРЕЙТИ К ОБЩИННОЙ ФОРМАЦИИ.
<><><>Несмотря на очевидную разумность организации домовых соседских общин, этот проект выглядит утопией по той же причине, что и большинство утопических идей -  основаны на идеальном человеке. Но он  как нельзя лучше показывает, что люди руководствуются не “религией разума”. а инстинктивными чувствами, моральной и материальной выгодой.  А эгоистическое  соперничество, наши инстинкты, склоняют больше к разъединению, чем к объединению. “Гусь свинье не товарищ” – подсказывает интуиция, и ей повинуются большинство.
<><><>Психологическая потребность к объединению возникает, когда человек чувствуют в другом свою идентичность, схожесть по многим параметрам. В первую очередь это чувство равенства, равенство имущественной состоятельности, равенство в интересах, в образовании, равенство в проблемах и способах их решения и т. д. Но есть еще объединительная идеология, которая “освещают путь к счастью” и эта идея уравнивает ее последователей. При всем при этом группа или общность людей без лидера, что стадо без пастуха - не будет  ни группы, ни общности. Можно ли представить, что семьи, живущие на лестничной площадке, выберут себе лидера, уполномоченного решать от их имени, их информировать, короче, с ними взаимодействовать по насущным и перспективным вопросам бытия. С  какого это бодуна жители будут объединяться, даже  идея майдана не всех объединяет. А вот если появиться лидер, “отмеченный харизмой”, то возможно объединение вокруг его авторитета. Хоть чувство равенства и демократичности отвергает диктатора, но в душе каждый мнит себя диктатором. Демократия тем отличается от диктатуры, что в ней много диктаторов, а не один.
<><><>Но на каждую лестничную площадку лидер с харизмой не родиться, поэтому, чтобы выжить, в усложняющихся условиях всеобщего соперничества, надо проявлять инициативу без харизмы. Возможен вариант организации домовых общин сверху государственным решением, подобно созыву общественной палаты, но без инициативы снизу городская соседская община превратиться в формальность и умрет не родившись.
                <><><>©  DS   15.08.2017