Рассказы почтальона фечкина. путевые заметки 2017

Юрий Андронов
24 июля почтальон на пенсии Жора Фечкин вернулся из своей поездки по маршруту: Калининград – Полесск – Советск – Шяуляй – Мажейкяй – Салдус – Рига – Карсава – Резекне – Даугавпилс – Каунас – Мариянполе – Гусев – Черняховск – Калининград.  Ездил он на мотоцикле. Поездка была скоротечная, Жора совершил ее за пять дней, и преодолел полторы тысячи километров. Воспоминания о путешествии решили не откладывать в дальний ящик, а записывать с помощью друга и соседа Юрия, то есть меня, каждый день, конечно, при наличии такой возможности, по странице.

Сначала о средстве передвижения. Почему был выбран мотоцикл? Мотоцикл китайского производства «Джианши» Жора приобрел три года назад, и уже совершил   недельную поездку по Польше. Об этом путешествии  мы еще как-нибудь расскажем. Когда выходцы из Советского Союза видят  мотоцикл «Джианши», то вспоминают мотоцикл «Минск». Внешнее сходство имеется. У мотоцикла двигатель объемом 125 кубических сантиметров, но он четырехтактный. То есть масло в бак заливать не надо, и это большое удобство. Есть электростартер, но Жора им не пользуется – бережет аккумулятор. Тем более, что двигатель запускается с полоборота. Мотоцикл надежный, за три года эксплуатации Жора даже свечу зажигания ни разу не выкручивал.

Мотоцикл экономичный, на сто километров требуется всего три литра бензина, и вот это обстоятельство стало одним из основных для его выбора. Мотоцикл свободно держит скорость 80 километров в час, можно разогнаться и до 110 километров, но Жора считает, что для двигателя его мотоцикла такая скорость является экстремальной, и он начинает перегреваться. Также он перегревается  по причине отсутствия принудительного охлаждения, когда попадаешь в пробки, а сейчас в городах это распространенное явление. Эти недостатки можно было бы исключить выбором более мощного мотоцикла с двигателем с принудительным охлаждением. Но вот зависимость комфорта поездки на мотоцикле от погоды, является, по мнению Жоры, существенным  недостатком мотопутешествий. Кроме того, устойчивость и управляемость мотоцикла очень сильно зависит от состояния дорожного полотна. И поэтому езда по брусчатке, или по гравийной дороге не вызывает большого удовольствия. При ремонте дорог, а летом они достаточно часто производятся, снимается фрезой верхний слой асфальта, и остаются продольные бороздки, и езда по таким участкам требует предельного внимания.

Это, конечно, очень важные аргументы по выбору средства передвижения для путешествия. Но вот, что еще заметил Жора, когда садишься на мотоцикл, то «заражаешься скоростью», и более нескольких часов на одном месте усидеть не можешь, постоянно необходимы новые порции адреналина. И поэтому, «за кадром» остаются многие достопримечательности и события, разворачивающиеся на маршруте. Так, например, в этом путешествии «остался за бортом» рок- фестиваль в Латвии, слет байкеров в Риге, старты воздушных шаров в Каунасе.  С учетом этого, Жора решил на следующий год использовать для путешествий на  расстояния до трех тысяч километров автомобиль.

Для путешествия в Латвию Жора оборудовал мотоцикл двумя боковыми ящиками емкостью по 15 литров и площадкой для крепления сумки с палаткой, спальным мешком, туристическим ковриком. Так как позади мототуриста размещалась большая сумка, то рюкзак с предметами первой необходимости приходилось вешать спереди. В боковые ящики были размещены запас питьевой воды пять литров, две банки мясных консервов, которые остались не использованными, и газовая горелка для приготовления утреннего кофе. Такой набор груза и его размещение были продиктованы опытом предыдущих путешествий на мотоцикле. Из одежды на Жоре были джинсы из плотной ткани, подштанники, футболка, свитер, кожаная куртка. Можно было бы надеть кожаные штаны, но иногда с мотоцикла надо  вставать для прогулок, в таких штанах было бы не очень удобно. На ногах были кожаные ботинки, на руках тонкие кожаные перчатки, и иногда по утрам Жора жалел, что не захватил запасных более теплых перчаток. Но, в основном, выбранная экипировка позволила достаточно комфортно чувствовать себя во время путешествия.

На этом мы прервались, а затем продолжили  запись рассказа на следующий день, после  утреннего кофе. Тут Жора мне и заявляет : « И зачем мы все это пишем? Время теряем … Что, у нас дел больше нет?... И кто все это будет читать?... Ведь уже написаны миллиарды страниц различных текстов. И чтобы все это прочесть, необходимы миллионы лет…» Я не стал полемизировать на эту тему с Жорой, а просто пояснил ему: «Мне-то интересно и слушать, и записывать твои рассказы… Может быть найдутся еще желающие почитать о твоей жизни,  и если не в наше время, то может быть лет через сто какому-нибудь историку-краеведу понадобятся именно наши простые, можно сказать документальные,  рассказы…»

Итак, продолжаем наше повествование… Почему был выбран именно такой маршрут для путешествия на мотоцикле? Дело в том, что в Латвии - городах Салдусе, Риге и Карсаве проходили детские и юношеские годы жизни Жоры. И так получилось, что эти места по ряду причин он не сумел посетить в последние лет двадцать. И для Жоры эта поездка была очень важной – всегда приятно вспоминать детство…

20 июля 2017 года Жора без будильника вскочил в пять часов утра. На дворе было уже светло. В 7 часов, после завтрака, и укладки вещей на мотоцикл, путешествие началось!

На погранпереход в Советске было принято решение ехать по дорогам с малоинтенсивным движением через Полесск.  Еще не все водители автомобилей проснулись, поэтому на выезде из Калининграда обошлось без стояния в пробках. Около 11  часов Жора прибыл в Советск. Надо было еще приобрести медицинскую страховку на 10 дней и зеленую карту на две недели, что и было сделано у представителя страховой фирмы в павильоне возле местного рынка. Эти услуги обошлись в полторы тысячи рублей. Страховой агент, женщина среднего возраста, поделилась, что местные жители в Литву ездят редко, так как продукты и вещи там дороже, чем в Калининградской области. И действительно, на погранпереходе стояло в ожидании таможенного оформления всего около 10 легковых авто. Жора встал в конец очереди.  Очередь никто не нарушал, за исключением двух авто с красными номерами. Когда через полтора часа подошла очередь Жоры, то пограничник объяснил, что мотоциклы проходят таможенный и пограничный контроль вне очереди. Для мотоциклиста Жоры это сообщение стало приятной неожиданностью, и такой льготой он решил воспользоваться на обратном пути. После прохождения процедур, Жора зашел в магазин беспошлинной торговли с красивым названием «Дюти фри» и приобрел сосудорасширяющее средство емкостью 0,7 литра с пятью звездочками и всего за пять евро. 
 
В процессе оформления документов состоялась краткая беседа с тремя коллегами Жоры – байкерами из Калининграда, среди них была одна женщина. Они ехали на двух супермотоциклах на тусовку престижного международного  мотоклуба «Гольд винд» в город Ригу, а затем в Петербург.   Старшему байкеру было 67 лет, и такими путешествиями он разнообразит свою жизнь.

После преодоления реки Неман по легендарному мосту Королевы Луизы состоялась встреча с литовскими таможенниками. Литовский таможенник очень обрадовался возможности снять отпечатки пальцев и  ввести в компьютер наименование китайского мотоцикла «Джианши», что он и делал минут десять. Хорошо, что это наименование было на латинице, а не иероглифами… И вот впереди литовские дороги. До границы с Латвией они были в хорошем состоянии и малоинтенсивным автомобильным движением.

К городу Шауляй Жора подъехал к 18 часам. В этом городе в семидесятые годы прошлого века Жора в качестве курсанта почтового училища проходил стажировку на местном военном аэродроме. И он помнит, как однажды вместе со своими приятелями- начинающими почтальонами, они пошли в самоволку и на местном рынке распили на троих бутылку сосудорасширяющего средства за 3 рубля 62 копейки и закусывали мороженым. Это нарушение почтовой дисциплины осталось незамеченным начальством, и поэтому Жора из почтового училища исключен не был. Ввиду того, что сейчас на местном аэродроме базируются военные самолеты иностранных государств, то Жора, чтобы его не заподозрили в разведывательной деятельности, этот объект воспоминаний искать не стал, а поехал дальше по направлению небольшого городка Мажейкяй.

Именно в этот литовский город Жора 50 лет назад совершил свое первое самостоятельное путешествие из Латвийского города Салдус, где проживала его семья. Он искал не только дорожные впечатления, но также хотел приобрести джинсы, которые в то время были в большом дефиците. Состоялась ли  эта покупка, Жора уже не помнит, но помнит, как на автобусной станции пожилой литовец сделал ему выговор, за то, что Жора не владеет литовским языком. Да Жора не знал и латышского языка, по причине то ли лености, то ли отсутствия способностей к языкам.

Вечерело…  Необходимо было подумать о ночлеге. На заправке Жора поинтересовался у молодого паренька-оператора о наличии в городе отелей. Паренек без всякого акцента ответил по-русски, что русского языка не понимает. Языковой барьер? Нет! Этот разговор услышал мужчина средних лет из местного населения, и подробно объяснил Жоре, где находятся ближайшие отели. Этих отелей Жора не нашел, и уже на выезде из Мажейкяй наткнулся на гостевой дом. Стоимость ночлега в 50 евро показалась Жоре высоковатой и он поехал дальше. Пересечена неприметная граница между Литвой и Латвией. А в Латвии красота для туристов! Много лесов с вырубленными участками. На такой делянке после порции сосудорасширяющего средства в теплом спальном мешке и в палатке Жора с комфортом переночевал.

На следующее утро Жора поднялся вместе с восходящим солнцем в 5 часов. Умылся росой, испил кофе, посмотрел на замечательные молоденькие грибочки, растущие рядом, собрал палатку и в семь часов отправился на мотоцикле дальше.

Вот и граница города Салдус с населением чуть более 10 тысяч человек. В этом городе прошло детство Жоры. Здесь он пошел в школу и закончил ее в 1972 году. Здесь сформировалось его мировоззрение и были получены первые трудовые навыки. Здесь была первая любовь… Где она девочка Лолита?  Семья Жоры жила на окраине города возле местного железнодорожного вокзала. Вокзал, красивое двухэтажное здание постройки первой трети двадцатого века, сохранился. Когда то в буфете вокзала можно было побаловаться клюквой в сахарной пудре, упакованной в коробочке, и взбитыми сливками из металлической чашки на высокой ножке. Буфета нет и пассажирский поезд Рига – Лиепая проходит здесь только один раз в неделю, а раньше он ходил ежедневно. Рядом расположено небольшое здание, где Жора вместе со своими дружками в переполненном зале смотрел «Ивана Бровкина», «Фантомаса», и многие другие фильмы всего за пять копеек. Сейчас в этом домике находится столовая. А домики, где жила семья Жоры и их соседи, давно уже снесены. Но вот, как ни странно, небольшой прудик, который и раньше напоминал болото с лягушками и пиявками, сохранился. По этому пруду Жора и его друзья катались на примитивных плотах, сколоченных  из дощечек, ловили рыбок, и запускали выструганные деревянные кораблики с парусами. Для детишек это были настоящие морские фрегаты, они отражались в воде пруда и гордо его пересекали. Детишки подросли и стали мучить мопед «Рига» и кататься на соседском мотоцикле «Паннония».

А в школу приходилось за три километра ездить в центр города на автобусе. Восемь лет Жора ходил в начальную школу с русским языком обучения, и два года учился в средней школе, которую посещали и латыши, их было большинство, и русские. Память запечатлела имена учительницы начальных классов Евдокии Федоровны и учителя труда Эдуарда Карловича. Он также руководил техническим кружком, где Жора строил модели автомобилей, самолетов и участвовал в создании и испытании настоящего картинга. Уже учась в начальной школе, Жора открыл для себя в городских библиотеках для детей и взрослых другие миры, созданные Жюль Верном, Конан Дойлем, Айзеком Азимовым, Александром Беляевым и многими другими писателями приключенческой и фантастической литературы. Эти миры затягивали, и частенько Жора читал до утра, иногда под одеялом с фонариком, и не выспавшись  отправлялся в школу. Несмотря на любовь к чтению книг, по русскому языку и литературе Жора получал стабильные тройки, а вот по географии и истории были оценки хорошо и отлично. Достижения по физической культуре были невысокие, но, тем не менее, занимаясь в секции вольной борьбы, Жора на республиканских соревнованиях занял третье место. Но, правда, в его весовой категории  было всего три участника живым весом до пятидесяти кило.
 
В настоящее время в Салдусе в зданиях, где ранее находились учреждения образования и культуры, размещаются другие организации. С центральной городской площади снесен памятник Ленину, но другого еще не поставили. В здании, где размещалась восьмилетняя школа, работает банк, а в торце пристроилась палатка, где Жора приобрел два беляша и порцию привозного мороженого  красивой расцветки. В детские годы в будочке на  базаре можно было купить местное сливочное с изюмом мороженое за 15 копеек. И какое оно было вкусное! Местный молочный цех закрыт. Заколочен  дом культуры. Когда-то здесь проходили шикарные дискотеки для подростков. В центре города все чистенько и элементов старины почти не заметно. Один из таких элементов, который заметил Жора, старинная кованая калитка около бывшей детской библиотеки, совсем заржавела.

По завершению обучения в 10 классе в 1972 году перед Жорой встал вопрос, куда податься далее? Перед ним, как и перед другими его сверстниками, были амбициозные планы. Жора хотел быть и журналистом, и архитектором, и геологом, и штурманом на морском корабле. Но жизнь распорядилась по-другому, и через неделю после последнего звонка в школе и встречи с друзьями первого рассвета самостоятельной жизни, Жора с небольшим чемоданчиком отправляется на поезде в город Калининград, где его в ближайшие три года ожидала казарма среднего специального почтового училища на улице Мастеровой. Но это уже отдельная история, а сейчас Жора после утренней прогулки по местам своего детства в городе Салдус направляется на мотоцикле в столицу Латвии – город Рига.

120 километров пролетели незаметно. В 1980 году Жора знал Ригу, как свои пять пальцев и свободно колесил по ней на автомобиле советского производства «Москвич 412». А сейчас, то-ли Рига изменилась, то-ли Жора подзабыл, но для того, чтобы найти высшее почтовое училище, в котором он учился,  пришлось приобрести на автозаправке карту. Так с помощью карты, подсказок местных жителей, и после стояния в пробках, а был вечерний час пик, Жора добрался до места. В Рижском высшем почтовом училище Жора учился четыре года, после окончания Калининградского среднего почтового училища и последующей службы в почтовом отделении на территории Монголии три года. Территория высшего почтового училища на берегу красивого Кыш-озера находится сейчас в запущенном состоянии. Старинное здание учебного корпуса  заколочено. Посмотрев все это, и после беседы с ветераном почтовой службы, проживающим рядом, Жора отправился далее колесить по Латвии.

Как и следовало ожидать, на выезде из Риги, по причине того, что указатели направления находятся уже после поворотов, Жора заблудился, но вовремя спохватился, и после очередной ночевки на лесной делянке, продолжил движение дальше. Очередная точка маршрута, небольшой городок Карсава на востоке Латвии, через 30 километров граница с Россией. В этот городок родители отправляли Жору в летнее время гостить у своих дальних родственников. Домик, куда в свое время  приезжал  маленький Жора, полностью перестроен по евростандартам. В этом домике живет  Ивар со своей семьей. По мнению Жоры,  материальное положение семьи Ивара достаточно  высокое. Свой дом, два автомобиля, сам Ивар предприниматель, а его супруга – госслужащяя. В советское время родители Ивара  были зажиточными, и родители его родителей в довоенной буржуазной Латвии тоже были зажиточными. Но, как раньше, так и сейчас, многие соседи едва сводят концы с концами. В чем секрет такой преемственности в поддержании высокого материального статуса? Вероятно, в трудолюбии и в осознанном отношении к жизни. Простодушный Жора в шутку назвал Ивара «куркулем», а потом начал беспокоиться, не обидел ли он этой шуткой хозяина дома. Но так, как одно из значений слова « куркуль» – «зажиточный человек», то, наверное, лучше быть куркулем, чем бедняком. Общие тенденции , характерные для Латвии, не обошли стороной и Карсаву. Количество населения продолжает уменьшаться, в настоящее время здесь  около двух тысяч жителей. На весь городок в личном хозяйстве осталась одна корова, а во времена детства Жоры здесь бродили целые табуны, и маленького Жору частенько угощали парным молоком.

После теплых и незабываемых встреч с родными и осмотра мест, где проходили детские годы, Жора вместе с ветерком отправляется дальше. Уже по традиции, в городе Даугавпилс Жора заблудился. Увидев на площадке возле реки Даугавы, по-нашему Западной Двины, туристов – девушку и паренька на велосипедах, Жора попытался спросить направление дальнейшего движения. Но туристы были из Англии и вследствие языкового барьера ничем не могли помочь. «Сори!»  В очередной раз Жора сделал вывод – к следующему туристическому сезону необходимо выучить английский. По каким-то грунтовкам доехал до дома-музея Яниса Райниса. Здесь в позапрошлом веке родился знаменитый латышский поэт. Чинивший забор смотритель музея показал направление и вот Жора уже колесит по Литве. В Каунасе увидел в небе большие воздушные шары, но любоваться ими было некогда.

За городом Мариянполе начало темнеть, не только по причине вечернего времени, но и по причине тяжелой облачности. Заморосил дождик, переходящий в ливень. Встречные машины обдавали одинокого мотоциклиста тучами грязных брызг.  Подходящих мест для ночлега не наблюдалось. В свете фар Жора заметил небольшой съезд в лес. Проехав метров двести по залитой водой колее, мотоцикл выехал на небольшую обкошенную площадку. Дождь все усиливался. Пришлось в темпе разворачивать палатку и прыгать в нее. После порции сосудорасширяющего, и что не менее важно в этот момент, согревающего средства, уставший Жора провалился в глубокий сон.

В свете мокрого утра Жора увидел, что разместился на площадке, где находится мемориальный знак выше человеческого роста. На гранитном валуне была установлена грубо обработанная гранитная плита с надписью на литовском языке и, как сейчас говорят, с советской символикой – звездой и веткой. Поблагодарив в душе неизвестных, обустроивших площадку, Жора после утреннего кофе свернул мокрую палатку, и отправился на погранпереход Литва – Калининградская область. На погранпереходе стояли две легковушки. После коротких формальностей путь продолжился. Позавтракав в Гусеве, к обеду, насквозь промокший,  Жора уже преодолевал Калининградские пробки. В гостях хорошо, а дома, даже, автомобильные пробки -  лучше!
ЮРИЙ АНДРОНОВ
Июль-август 2017 года.