Глава 13. Продолжение. См. с начала гл. 13

Аля Аджигитова
   Сверхсознание находится внутри и снаружи мира предметов.
Это первичная стихия  из которой состоит весь окружающий мир.
Оно не поддается анализу, поскольку является первопричиной мироздания. Будучи везде, Оно ближе всего и дальше всего от тебя.

   Разъяснение.

    Поскольку индивидуальное сознание расположено в определенной точке пространства, нет ничего ближе и дальше от него, чем бесконечность ( Бог).
Бог, как Бесконечность, находится внутри точки и одновременно бесконечно удален от нее. "Точечное " сознание может ощутить Бесконечность,  только когда  Она сама этого пожелает.

   13.17. Будучи неделимым, Сверхсознание пребывает отдельно в каждом сознательном существе ( душе) и наблюдает за всеми душами одновременно. Оно едино, неделимо и вездесуще. Всё  сущее состоит из  Сверхсознания, тем не менее, Оно  повелевает всем сущим. В облике Вишну Сверхсознание создает, поддерживает и уничтожает  вселенную.

   13.18. Сверхсознание освещает источники света, в то же время Оно более непознаваемо, чем темнота. Благодаря  Ему ты познаешь, и Оно же - предмет познания. Оно открывается тому, кто обладает качествами, которые Я определил, как признаки знания ( стихи 8-12 ). Сверхсознание ( Мировая душа) находится внутри каждой  частицы сознания (души).

   13.19. Таковы поле деятельности, знание и предмет познания ( предмет познания - Высшее Существо). Понять вышесказанное может лишь тот, кто относится ко Мне без зависти - кто избавился от ложного самомнения.

      Разъяснение.

   Иметь ложное самомнение, значит приписывать себе те или иные качества. Но поскольку Всевышний - обладатель всех качеств, то качества, которые мы приписываем себе, на самом деле принадлежат Ему. Таким образом приписывать себе качества означает иметь ложное самомнение завидовать Всевышнему.

   13.20. Знающий поле деятельности (существо) и поле деятельности (вещество)  не имеют начало во времени. Сознательное существо не причастно к изменениям,  которые происходят с его телом, чувствами. умом, рассудком и мнимым " я".
Эти изменения, а также радость, горе, скорбь и заблуждение происходят от взаимодействия трех состояний иллюзии ( вещества).

   13.21. Переходя из одного состояния в другое , материя (вещество) создает тело
для сознательного существа и облекает его в это  тело. Таким образом, материя-
одновременно причина тела и само тело. Сознательное существо ( душа) не имеет
отношения к изменениям тела, но испытывает радость и боль, наблюдая эти изменения.

   13.22.  Находясь в плену материи ( вещества), сознательное существо ( душа) радуется и страдает от того, что материя взаимодействует сама с собой. Желая ощутить новые качества материи, душа вынуждена снова и снова принимать вещественные формы ( тела).

   13.23. Внутри сознательного существа (души) живет Высшее Существо ( Мировая душа) - та самая господствующая сила, о которой ты спрашивал. Мировая душа наблюдает за душой, поддерживает и оберегает ее. Все, что  происходит с сознательным существом, происходит с ведома и соизволения Высшего Существа.

   13.24. Кто понимает смысл сказанного Мною о господствующем Начале и подчиненном начале, тот не родится больше в призрачном ( материальном ) мире., какое бы положение  сейчас не занимал.

   13.25.26. Частицы сознания по-разному приходят в соприкосновение со Сверхсознанием, Всевышним. Одни созерцают Его в своем сердце.
Другие открывают для себя Его существование, отделяя разумом временное от вечного. Третьи  ощущают Его присутствие благодаря бескорыстной деятельности.
Но есть и такие, которые не знают названных способов, но начинают возносить
молитвы Всевышнему, поверив в Его существование со слов  других. Когда их вера
переходит в созерцание предмета веры,  они освобождаются от оков иллюзии.

   13.27. Знай, Арджуна, все живое в этом мире- движущееся и неподвижное - есть соединение поля деятельности ( материи) и и знающего поля деятельности  ( сознания).

   13.28. Кто видит Всевышнего (Сверхсознание) во всех формах жизни, кто видит вечное в бренном - тот познал мир.

   13.29. Кто за всеми событиями и явлениями видит присутствие единой высшей
беспристрастной силы, тому не грозит грехопадение. Этой душе уготовано место в обители Всевышнего.

   13.30. Кто видит, что вся деятельность в этом мире есть взаимодействие разных состояний иллюзии (материи), тот  понимает, что он чистое сознание и не имеет отношения к этой деятельности. Кто осознал, что он - чистое сознание, тот не связан с последствиями своих поступков.

   13.31. Частицы сознания принимают вещественные оболочки во время сотворения
Вселенной и расстаются с ними во время её уничтожения. Мудрый понимает, что
живые существа отличаются друг от друга лишь полем деятельности (оболочкой), и видит всех как частицы единого Сознания. Такое состояние сознания называется погружением в Сверхсознание - вечное и бесконечное.

   13.32. О Арджуна, Сверхсознание не ограничено временем и пространством, хотя
находится внутри живого существа. В отличие от частицы сознания Сверхсознание не соприкасается с материей. Оно не совершает действий.

   13.33. Как пространство пронизывает предметы, но не смешивается с ними, так сознание пронизывает тело, но существует отдельно от него.

   13.34. Как солнце освещает вселенную. так  Знающий  поле деятельности (Сверхсознание) освещает мироздание, в том числе все частицы сознания (души);
частица сознания (знающий поле деятельности) освещает лишь свое тело.

   Разъяснение.

   Живое существо видит предметы благодаря тому, что они отражают падающий свет или сами являются источником света. У кого нет сознания, тот не способен воспринимать свет. Другими словами, без сознания не существует света.
Следовательно, сознание. а не свет освещает окружающие  предметы. Об этом
Кришна говорит в данном стихе. Однако существует  сознание, которое освещает все предметы и мироздание в целом. Оно называется Сверхсознанием или Мировой душой.

   13.35.  Кто видит различие между полем деятельности и двумя знающими поле
деятельности,, тот освободится от оков иллюзии и перенесется в обитель Всевышнего.

   *) Б.Г. - Бхагават- Гита. Для полного и глубокого изучения необходима
             Бхагават-Гита  на русском или английском языках с комментариями
             Е.Б.М. Шрилы Прабхупады. Также имеется и в аудиоварианте в
             интернете.