Рефлексия. Творчество как познание себя

Союз Одномерной Белой Этики
рубрика #СОБЭ_гармония с Еленой М.

Накануне мы искали пути к гармонии, проникая в суть неуправляемых состояний, c которыми приходится иметь дело. Оказалось, что сознательно-волевой контроль возможно установить, устранив дисбаланс между осознанными оценками и внутренними состояниями. К счастью, есть довольно действенные психологические приемы, которые помогают справиться с положением. Oбнаружив истоки проблемы, впору сделать огромный шаг по направлению к равновесию. Можно попытаться взглянуть на ситуацию сторонним наблюдателем и вернуть себе чистоту восприятия, поменяв свое отношение, увидеть по-новому (а иногда и вообще впервые увидеть). В результате можно добиться более легкого и гармоничного видения проблемы, но не пренебрежения.

Этот прием не сразу у всех срабатывает, поэтому на первое время нужно подобрать что-то действенное, например, перенаправить внимание, восстановив тем самым пошатнувшееся равновесие. Необходимо встряхнуться, если получится, то с юмором посмотреть на ситуацию. Если дело касается каких-то конкретных проектов, помогают размышления о запасных выходах, успокаивающие мысли о других благоприятных альтернативах и исходах.

В случаях, связанных с личными отношениями, сложно не придавать сверхважное значение интересующему нас человеку. Совершенно естественны опасения и страхи, потому что невозможно успокоиться альтернативой, найти страховку в любви. У Шварца в "Обыкновенном чуде": "Куда вы пойдете — туда я пойду. Когда вы умрете — тогда и я умру".

В художественной литературе передан весь спектр любовных переживаний от светлых и радостных (обычно в самом начале), до горьких, безумных. У творческих людей, очень может быть, механизм мыслительного процесса отлажен таким образом, что внутренние состояния легче обычного выливаются вовне. Часто это люди экспансивные, свои оценки они дают с пылкостью и влечением к крайностям. Переживания, уловленные во внешнем мире, они переносят на себя, что благоприятствует саморазвитию. Возможно, это и есть путь к гениальности.

“Гений походит на всех, но никто не походит на него”
— О. де Бальзак

У Афанасия Фета глубокие страдания перемешаны с блаженством, трагическое начало и опасности только усиливают остроту его чувства ("Сияла ночь. Луной был полон сад."). Cпустя сорок лет после трагического прощания со своей возлюбленной, семидесятилетним, он возвращается к событиям молодости с неугасающими эмоциями (“На качелях”).

Николаем Некрасовым вспыхнувшие чувства сравниваются с "грустным недугом". Он лишает себя личного местоимения "Я" и смотрит, таким образом, на ситуацию со стороны:

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг…

В рефлексирующем состоянии автор способен разглядеть насколько сильно он охвачен чувствами - до безумия, теряя гармонию. Он сопереживает своей возлюбленной, которая страдает от его вспышек ревности, глядит на себя ее глазами:

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором —
Всю до капли досаду излей!

Как можно заметить, у талантливых людей результат осмысления собственного опыта имеет на редкость гармоничную форму. Есть мнение, что рефлексия и творчество взаимосвязаны: рефлексия является одним из основных методов, которым пользуется творческая личность в процессе своей профессиональной деятельности.


В. М. Петров "Рефлексия в истории художественной культуры, eе роль и перспективы развития" (1983)

“В художественном произведении порой встречаются явные или намеренно оставленные следы процесса его создания. Художники часто помещают автопортреты в свои картины, ставя себя в них на место наблюдателя. Сандро Боттичелли, Рембрандт ван Рейн и многие другие великие художники использовали данный прием – изображая на живописном полотне автопортреты. Многие писатели также прибегали в своих произведениях к приёму описания, как данное произведение было задумано, на каких жизненных ситуациях базировалось.

…закономерности сферы эволюции сознания реципиентов искусства требуют от искусства особого рода рефлексивных процессов, в которых находили бы рациональное воплощение непосредственно эмоциональные аспекты создания и восприятия искусства.

…Hаибольшей силой воздействия и на творцов искусства, и на его аудиторию (а через нее — снова на тех же творцов) обладает отражение, непосредственно вплетенное в саму ткань художественного произведения, составляющее его неотъемлемую часть. Вот почему для этой формы самосознания художественного творчества всегда находилось место в продуктах такого творчества — произведениях художников (писателей, композиторов и т. д.) всех эпох. И хотя конкретный импульс, подводивший художника к такому отражению, был, конечно, в каждом случае индивидуальным и неповторимым, социальная потребность в постоянном возникновении подобных феноменов была в какой-то мере питающим их источником, стимулировавшим их успех как у аудитории, так и у творцов искусства.”


И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов "Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности" (1987)

“Многочисленные исследования творчества как мыслительного процесса установили, что его результатом являются интеллектуальные новообразования в виде открываемых субъектом знаний о способах разрешения проблемной ситуации. Вместе с тем была выявлена значимость личностной обусловленности мышления. Ее изучение с позиций системного подхода привело к установлению важного факта разноплановости мыслительного процесса, что позволило представить его как сбалансированное движение мысли по иерархически организованным уровням: личностному, рефлексивному, предметному, операциональному. При экспериментальной реализации этой концептуальной модели мышления были обнаружены феномены интенсификации рефлексии перед инсайтом и ее доминирования среди остальных уровневых компонентов мышления при успешных решениях задач. Анализ этих фактов вскрыл ведущую роль рефлексии в действенной реализации личностной обусловленности творческого процесса.

Это позволило переосмыслить классическую проблему критериев различения продуктивного и репродуктивного мышления с точки зрения их личностной обусловленности. Методически это решалось построением показателей динамики мыслительного процесса, которые характеризовали его механизм через выделение помимо традиционно изучаемых интеллектуальных новообразований также еще и личностных. В частности, было обнаружено изменение изначально занятой субъектом (по отношению к предстоящему поиску) репродуктивной личностной позиции на новую, продуктивную личностную позицию. Она является новообразованием, возникающим в результате личностной рефлексии (т. е. критического переосмысления испытуемым первоначальных представлений о себе как о носителе и реализаторе интеллектуальных стереотипов), которая приводит к построению нового образа «я», а именно: как субъекта творчества. Теоретический анализ факта смены позиции вскрыл проблему экспериментального изучения роли рефлексии в возникновении личностных новообразований в качестве одного из механизмов развития (см.: Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 170) и детерминант организации творческого мышления.”


В. Г. Богин "Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности" (1993)

“Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а есть результат рефлексии (под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует). Рефлектирующий человек (в отличие от чувствующего, делающего, думающего и т.д.) перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем, он "смотрит" на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире (онтологическая рефлексия, если пользоваться терминами Э. Г. Юдина), он "смотрит" на себя-ощущающего, себя-познающего, себя-действующего (гносеологическая рефлексия 1 уровня), на себя-рефлексирующего (гносеологическая рефлексия 2 уровня), на основания, средства и способы этой своей деятельности (методологическая рефлексия 1 уровня), на основания, средства и способы этой своей рефлексии (методологическая рефлексия 2 уровня) над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида. Иными словами, деятельность индивида будет нетворческой, репродуктивной, если он использует в данной, конкретной ситуации, "переносит" в данную, конкретную ситуацию способ, норму, алгоритм деятельности, реализуемые в ситуациях данного типа; и деятельность будет творческой, если она является результатом рефлексии над опытом осуществления принципиально иных видов деятельности, нежели та деятельность, которую осуществляет в данный момент индивид. При этом творческая составляющая данной деятельности будет тем значительнее, чем "несовместимее" эти виды деятельности, чем "дальше" друг от друга находятся совмещаемые "точки", "области" опыта во внутреннем мире индивида (или в коллективном общественном опыте данной эпохи – в последнем случае результат этого творческого акта будет не только личностно, но и социально значимым).

Мы не будем более подробно останавливаться на различных видах творческой деятельности. Для нас важно показать, что она в основе своей имеет рефлексивные переносы из одних пространств опыта в другие, что рефлексия есть основная, сущностная составляющая творческой деятельности. Другими словами, для того чтобы обучать индивида умениям осуществлять творческую деятельность, необходимо обучать его осуществлять рефлексию.”


Созидание выносит внутреннюю работу автора во внешнюю сферу, даря бесценные произведения. Рожденные творческой рефлексией они влияют на окружающих людей, побуждая их продолжать рефлексивный процесс, саморазвиваться, изобретать новые смыслы, приходить в целостное состояние.

Неожиданно далеко простираются вопросы, которые мы рассматриваем. Если художественные произведения не помогают найти ответ, не грех обратиться к вечным истинам, которые переоткрываются из века в век. По-моему, из-за простоты советов ими часто пренебрегают. Мудрость заключается в том, что гармоничная любовь пребывает в состоянии, близком к абсолюту и переполнена счастьем от самого факта своего существования: любуется, радуется и дарит, не требуя взамен.