Счастье ты моё!

Ольга Фокина Усть-Илимск
Как нелепо расстаются люди… Одна подпись, следом другая подпись на бездушном листке бумаги… Заявление… Заявление о несхожести характеров, неудачной попытке ужиться под одной крышей абсолютным противоположностям, эгоистичности, ревности, бытовых разногласиях… Да много их – оправданий… Верно говорят, мол, хочешь чего-то сильно – найдешь сотни причин, чтобы добиться, а не хочешь – сотни отговорок и оправданий… Тот кто хочет, ищет возможность, тот, кто не хочет ищет причину.
А может это просто человеческая лень? Ничего не предпринимать. А ждать, что кто-то что-то сделает за тебя – первый скажет «прости», первый сделает шаг к примирению, первый забудет обиду или склеит разбившуюся чашку на кухне, а может и даже «лодку любви»… Всегда сложнее начать с себя…
Лодка любви – как-то не очень звучит… Плывешь себе и плывешь по течению, куда судьба забросит. А может обоим взять вёсла и плыть в сказочную страну желаний и любви? Но это труд.
А семейная жизнь всегда труд. Как могут жить вместе разнополые, разнохарактерные, разношерстные существа? Но как-то же жили наши бабушки и дедушки. Та жизнь была по принципу: «что скажут люди-то» да и детей поднять надо.  А сейчас что…
Глушат чувства, даже если они есть и нужно немного побороться за право быть счатсливым и любимым.. Глушат скандалами, упреками, горькими обидами и стаканами с горькой жидкостью…
Гордость – вот она, основная причина разводов.
-Пусть первая поймет, какой клад потеряла.
-Пусть сам бегает за мной, он же мужчина, а я себе сотни и получше найду.
Вместо простого «прости», которое еле слышно шепчут их души друг другу, провожая горестным взглядом…
Прости…
Прости…
Прости…

***
Здание городского суда. Она быстрыми шагами движется на пути к ее «счастью»-свободе, глубоко дышит, и эта нелепая маска на лице – улыбка, которая скорее напоминает гримассу. Он психованно, но также «радостно» бежит тоже навстречу своему «счастью». Они идут на бракоразводный процесс. Семь лет совместной жизни исчерпали себя, как это модно сейчас говорить. Пока они пришли подавать заявление на развод. Но попали на обеденный перерыв.
-Какая досада! – громко и ехидно произнес он.
-Да уж! – ответила она, не менее язвительно, – но ничего! Переживем! Ждали целых 7 лет, а тут какой-то часок  – подождем.
-Пройдусь по улице, а то от этого змеиного яда, что витает сейчас в воздухе, дышать становится совершенно нечем! – укоризненно и почти не глядя на нее, прошептал он.
Она с досадой и небольшой грустью в глазах, спрятав почти мокрые глаза, и сжав всю волю в кулак, промолчала.
Он вышел. Она рухнула на колени, обхватив голову руками. Как будто вечность ждала эти минуты одиночества – минуты без него – как глоток свежего воздуха. Слезы хлынули из глаз с шепотом: «За что он мне достался? За какие грехи?». И в голове всплыли все картины, одна за другой… Первое нелепое знакомство, первое свидание, первый поцелуй, первые чувства, и первая ненависть, боль, слезы…




***

Он шел из зала суда, как всегда вспыльчивый и возбужденный, пиная землю под ногами и швыряя всё вокруг. В последнее время такое поведение стало нормой его жизни. Он шел и думал: «Почему всё так? Зачем она мне? Зачем я вообще с ней связался? Она же просто истеричка, да еще и лентяйка, даже за собой не ухаживает, лезет вечно в мои дела – это делай, то не делай! Достала!!!».
Слово «достала» он выкрикнул более отчетливо, даже прохожие отшатнулись от него. Он остановился. Схватил себя крепко за плечи и резко встряхнулся. Эти терзающие мысли о происходящем просто вскружили ему голову: «Ну ладно… Всё… Хватит… Жизнь с чистого листа… Будто и не было ее в моей жизни… я еще найду свое счастье». И взгляд невольно прошелся по толпе мимо идущих по своим делам женщин… Вот они все, пролетают перед глазами… Выбирай…  Да только выбор непростой…
Кто-то замужем давно, диковато смотрят под ноги и ведут своих вечно непослушных детей, замученные и вечно уставшие, с тремя сумками, - а дома ждут ленивые мужья-выпивохи, которых они еще и любят весьма преданно, ну или из жалости, или безысходности. Их бы кто пожалел…
А кто-то строит из себя бизнес-вумен, изображая вечно счастливых и успешных женщин, а сами загоняют себя в угол карьеры, избегая угла «вечно замученных, уставших и преданных», потому что впахивали всю жизнь, и так и не успели обрести настоящее счастье – семью. А теперь слишком сильные, чтобы терпеть мужские слабости, ну или попросту мужиков всех разобрали, а кого не разобрали – с теми такие на самом деле умные, красивые, волевые женщины и рядом не сядут чашку кофе выпить.
Ну а кто-то и вовсе от недостатка мужского тепла, а скорее кошелька, вызывающе одетые и вызывающе смотрящие, словно рыскающие по сторонам в поисках очередной жертвы, так и ждут свой последний шанс прыгнуть кому-то на шею, как голодная рысь. Вцепиться и не отпускать. Никогда!
Он шел и сосредоточенно думал, разглядывая этих красоток,  судорожно отворачиваясь то от одной, то от другой. Шел уже совсем растерянным и загнанным. Шел всё быстрее. Шел без оглядки, но не успевая смотреть под ноги. Шел и  внезапно споткнулся о высокого мужчину.
-Молодой человек, - с усмешкой и явно фамильярно начал тот, – а вас под ноги смотреть не учили?
Он как бы извинясь, но возмущаясь тоном незнакомца, медленно поднимал глаза… и… вот это да!
И оба расплылись в улыбке. Вот так встреча! Два одноклассника, два лучших школьных и студенческих товарища, ну просто не разлей вода, снова встретились, спустя столько лет!
И перед глазами вмиг пронеслось всё: первые пятерки, подсказки на уроках, первые драки, стенка на стенку, первые царапины и синяки – и всё это пополам, первые влюбленности и сокровенные секреты, которыми делились только друг с другом…. Куда всё это делось? Выросли мальчишки и стали взрослыми мужчинами, у которых больше нет времени на разные глупости. Да только можно ли назвать ненужной глупостью детскую дружбу, самую искренную и настояшую? Крепкое рукопожатие вернуло обратно обоих.
-А ты чего не заглядываешь к нам – на встречи одноклассников? Зазнался поди? – спросил одноклассник.
-Да нет, что ты… Некогда как-то… дом… семья… работа… - шаблонной фразой как бы оправдываясь прошептал он в ответ.
-Так уж и некогда? – улыбнулся школьный товарищ. – Значит не просто так наша встреча сегодня. Ох не просто так. Так хочется узнать, как ты живешь, чем занимаешься. Да и мне есть что тебе рассказать. Давай посидим вон в той кафешке? – и он махнул рукой на недавно открывщееся заведение.
-А что, давай. Вроде бы уютное местечко. Пошли. Мне и самому интересно, как жизнь твоя сложилась.
-Вот сейчас и проверим, насколько там уютно! Хотя с хорошими людьми везде уютно, - улыбнулся товарищ, по-ребячески хлопая школьного друга по плечу.

***
-А действительно уютненько здесь, - расплылся в улыбке друг.
Легкая музыка, милый персонал, дурманящие ароматы… Всё это располагало на беседы.
-Ну как ты, дружище?- отхлебнув вкусного чая, начал диалог решительный товарищ.
И атмосфера расположила обоих на очень откровенный диалог. Диалог двух мужчин, двух друзей, хоть и школьных.
-Да я ж женат… А она какая-то забитая тихоня, дикая, гостей не любит и сама никуда не ходит…
-Да ты что!? А я ее прекрасно помню. Мы ж раньше как-то все вместе общались, семьями встречались… Она вполне гостеприимная была. А главное – тебе повезло с женой – умница, красавица, заботливая, верная… любой мужик о такой мечтает!
-Ну ты даешь! Прям помнишь и знаешь! Не ты ж с ней живешь…
-Ну как сказать… Бывает люди вместе живут годами, а так друг друга и не знают. Совсем не знают…
-Бывает…
-А я вот, знаешь, тоже кое-какой опыт-то имею уже… Представляешь, в четвертый раз развелся, - отхлебнул рывком друг и скривился, обжегся значит, – этим бабам только деньги подавай, а они на эти деньги потом еще и налево ходят, пока ты вкалываешь… Всё тусовки им надо, шубы, украшения, платья да шампанское с сигаретами… Тоже мне будущие мамы, – с досадой рассуждал одноклассник, - А так хотел, чтобы дома ласковая была, в работе помогала, зависть вызывала и другом лучшим была.
Друзья резко переглянулись, будто понимали, что имеют ввиду именно ее…
-Ну дааа… Скучно же… Ну и что ты до сих пор не встретил свою «серенькую мышку»?
-Ох, глупость то какая, - усмехнулся друг, - Скучно ему.. Эх… Понимаешь, мышей-то вокруг навалом! Оглянись! И каждая норовит отхватить кусочек сыра побольше… А вот женщин… Понимаешь, дружище, именно женщин, настоящих женщин, их мало… А твоя вот скромница… Ни украшений ей не надо, ни шуб, не курит и не пьет – это ж вообще счастье великое. Бриллиант, а не женщина! Не думаю, что с тех пор, как я ее не видел, что-то координально изменилось…
-А я развожусь… - прошептал он.
-Даты что??? Но почему? – ошарашено спросил друг. И отодвинул кружку на край стола.
-Понимаешь, она превратилась в мою тень. Вместе живем, вместе работаем, вместе ходим везде… А так никаких эмоций. Одни истерики от нее…
-Ого, ну ты меня сейчас ошарашил, конечно, - перебил друг. – Вот это да! До сих пор в себя придти не могу… Разводишься… За такую уцепиться надо и не отпускать никуда и никогда… Подожди, а если так откровенно, то ты вообще когда ей последний раз цветы дарил?
-Цветы?? Так зачем? Да и на какие деньги? Да и когда мне ей цветочки носить? Если я приползаю домой и валюсь с ног от усталости, чтобы она же и ни в чем не нуждалась…
-Ого! Друг мой, а ты знаешь в чем она нуждается? Ты знаешь, в чем нуждаются женщины?
-Ну как – вкусная еда… ммм.. теплый дом… ну может шмотки еще всякие модные… ну и в этом духе… там косметика, солярии, но она у меня косметикой не пользуется да и в солярий не пойдет… не модница она вообще-то…
-Хахахааааа! – рассмеялся друг. – ну ты даешь, дружище! Женщины нуждаются в одном – чтобы их любили! Тогда и нарядиться захочется, и подкраситься. Хотя твоя и без косметики хорошенькая. Да и не в этом дело… Знаешь, у всех моих жен было всё. Как сыр в масле катались. Не в чём не нуждались. Но только пока я ездил по командировкам, чтоб зарабатывать на их безбедное существование, все они, абсолютно все изменяли мне. Спросишь – почему? Любовь им нужна. И внимание. Хотя я своих сам избаловал, вот и сели на шею. Если бы денег было меньше, а внимания и любви больше, то возможно и жил бы я сейчас с красавицей-женой в «хрущёвке» и пил чай с бубликами. Но цели другие у меня были, дурак просто, понимаешь. А всем женщинам  нужно только одно – наше внимание. Это я сейчас только начал понимать… И тебе предстоит понять когда-то.. А не поймешь – потеряешь свое счастье, друг…
-Внимание и любовь! – взорвался он. – Слушай, ну она весь мозг мне этой фразой вынесла, а теперь и ты что ли собираешься?!?
-Хах, - не удержался от громкого смеха товарищ. - Мы и правда с ней не договаривались! Ну значит задумайся, раз не я первый тебе это говорю. Любимых надо уметь вовремя услышать и понять… А ты пробовал с ней спокойно поговорить?
-Пробовал… Но скорее она со мной… И все наши разговоры заканчиваются скандалами и ее слезами… Она слишком обидчивая… Слова ей не скажи – сразу в плачь.
-Ну это смотря что и как говорить… А может быть это ты слишком вспыльчивый по отношению к ней? Так бывает. На работе и на людях мы всегда должны себя контролировать и слова грубого не сказать, ведь от этого зависит наше положение и зарплата, а дома можно и сорваться, ведь простит и поймет. Так что ли? Сам такой если честно…
- Но ведь одним вниманием сыт не будешь. Да, бывает, что с работы приходишь злой, как собака. Но ведь семья для того и нужна, чтоб помогать справиться с неприятностями.
-Дружище, тебя доконала твоя работа – ты элементарного не видишь. Семья для счастья нужна, а не терпеть тебя и твои срывы. И всё равно я не понимаю… Ты вот так просто возьмёшь и разведёшься? А ведь такую больше никогда в жизни не встретишь. Я тебе говорю. Вспомнишь этот наш разговор. Вот увидишь. Вспомнишь. Нельзя отпускать свое счастье и даже не бороться за него. Нельзя приносить слезы той, которая ради тебя на всё готова, и даже тенью твоей стать. Она могла бы сделать свою карьеру, найти себе реального мужа, родить детей. А она помогает тебе, потому что ты ей дорог. Ты задумайся об этом. А ты ей цветы даришь (или просто приносишь их с корпоративов)? А ты ухаживаешь за ней, как тогда, когда впервые потерял от нее голову? А ты делаешь приятные сюрпризы, на которые и не нужны деньги? Или ты думаешь, жить с тобой – это уже счастье и больше ничего не нужно? Да женщину всю жизнь покорять нужно! – продолжал беседу друг, немного прервался и усмехнулся, - Еще скажи, что супружеский «долг» у вас тоже по расписанию – в перерыве между работой и как настоящий долг?
-Ну… в принципе… - он немного растерялся, не понимая что ответить, ведь неловко сказать, что на всё это нет ни времени, ни сил.
-Ну ты даешь! А зачем ты вообще женился? Признайся честно, чтобы превратить ее в тень? А теперь за это ее и бросаешь? Жестоко как-то… Решать тебе, но подумай…
-Да не рви ты мне душу, и не лезь не в свое, ты и сам-то свое счастье в который раз теряешь, -прервал он, и дружески толкнул товарища в плечо. Оба усмехнулись, но смех стал похожим больше на горечь и разочарование, ведь оба понимали, что товарищ прав.
-Да. Ты прав. Но я искал свое счастье. Находил и терял. И готов еще сто раз найти и потерять, лишь бы найти то, что искал всю жизнь. Я не нашел пока. Ты нашел. Тебе повезло. Таких счастливчиков один на миллион. Но отпустил… Но ты своего счастья пока не потерял Я тебе так скажу - хочешь, чтобы она расцвела – делай комплименты, дари цветы. Хочешь, чтобы перестала быть тенью – помоги ей и ее развитию, как она помогает тебе… Будь мужиком.
Школьный друг немного разочарованно от хода беседы и невозможности помочь товарищу, встал, но наклонился к уху собеседнику и добавил:
-Но ведь ты боишься! Признайся себе! Ты боишься, что твоя тень обретет человеческий вид и свободу, ее увидят, заметят, может станет лучше тебя, ярче и забросит твои дела, а может даже влюбится в кого-то, ведь ты ей так и не показал любовь, и когда она ее увидит на стороне, то выпорхнет из твоей тени. А это чистой воды эгоизм, друг мой. Ты выдумал ее недостатки, просто выдумал, потому что жиру бесишься. Эх, друг, надо будет встретиться нам с тобой и поболтать серьезно. А сейчас мне бежать надо, я ж ненадолго… Ты прости, что помочь ничем не могу… Но ты подумай… Ты прав, конечно, не в свое дело лезу, но мне не безразлично, что с тобой происходит… Я помочь хотел.. Я сказал тебе как сторонний наблюдатель и товарищ, а ты сам решай… Подумай.. Не руби сгоряча… Не пожалей потом...

Дружеское рукопожатие разделило друзей, а он остался посредине пути – такой обескураженный и совсем теперь растерянный.

***
Тем временем о жизни думала и она. Распластанная на полу пустого зала, распятая своими жизненными терзаниями и уже высохшая от обиды и постоянных слез, она вспомнила свою жизнь до него и после.
Она, выпускница МГИМО, подающая огромные надежды актриса театра, бросает Москву и работу ради провинциального выпивохи, который совсем в себя не верил. Вместе они боролись с его влюбленностями, которые он тяжело переживал в запоях, постепенно искоренили дурные пристрастия. Он устроился на приличную работу в непыльном костюмчике. Она следовать всюду за ним, чтобы все трудности и проблемы делить пополам. И теперь – ни любви, ни уважения, ни карьеры, а постоянные хихиканья за спиной, мол, тряпка, о которую вытирают ноги, безвольная тень.
Она смахнула предательские слезы сильной женщины, и с пальца медленно скатилось колечко. От постоянных стрессов и быстрого ритма жизни ее ручки совсем исхудали. Но это колечко она не снимала. Оно было ей дорого.
Это его подарок, казалось символичный, как переход в новую жизнь. Но оказалось всё обман. С годами он стал только грубее и свою ненависть и хамство по отношению к ней не скрывал уже и на людях. Но всё же это колечко – период теплых воспоминаний о том времени, когда иллюзия счастья еще была возможна. Когда она коротала с ним его студенческие годы по общагам, встречала с теплым вкусным ужином и нежными объятьями, и сама успевала писать дипломные работы, а по выходным они вместе ходили в театр на последние сэкономленные деньги. Сколько же фантазии на приятные сюрпризы у него было! Вспомнилось, как он бережно принес ей последнего (на прилавке, остальных уже разобрали) малюсенького плюшевого медвежонка, купленного на последние деньги, как трепетно и трогательно он  протянул ей подарок. Сколько радости было в ее глазах, не от цены подарка, а от тепла, с которым он его дарил.
А потом успех, работа, известность. И его голова уже забита не ей, а желанием заработать и понравиться людям. Он стал всё чаще срываться на ней. Она позволяла, оправдывала его и всё прощала. И это стало нормой… Жестокой и несправедливой нормой, мириться с которой ну нет больше никаких сил…

***
Он шел по улице, и уже иные мысли бродили с ним рядом…
Я же сам всё испортил… Она любила меня… И любит…
Она как преданный теплый комочек ждала меня везде и отовсюду, согревала в те минуты, когда все вокруг грызли и изводили меня, помогала по ночам работать, поддерживала как могла…
И как я могу кричать на нее, всепрощающую, нежную, беспомощную…
И за что? За то, что у меня не получается на работе… А в чем ее вина?
Какой я идиот… Я должен ее удержать…
Мы еще можем попробовать начать все сначала…
А если я не успею, обед закончится, она напишет заявление и уедет из города… Неужели я ее никогда больше не увижу???
От этой мысли ему стало жутко, и он сначала зашагал быстрее, а через пару мгновений сменил шаг на бег.


***
Обед закончился. Она взяла себя в руки.  Но мысли не давали покоя.
Ну где же он? Куда пропал? Где он ходит? Неужели по пути он встретил свое новое счастье? И снова забыл про меня, и что оставил меня здесь одну… Хотя почему новое… Он никогда не считал меня счастьем…
-Не могууу… - вслух прошептала она, глядя в пустой лист.
-Девушка, Вам плохо? – обеспокоенно спросила милая женщина, которая ждала от нее подписанное заявление.
-Нет.. Мне хорошо.. Мне очень хорошо… Потому что… Лю-б-лююю…
Она растерянно вышла из зала, отшатнулась от двери и ничего не подписала…
Ветер дул прямо в спину, подталкивая ее и как бы благославляя. А она шла, не зная и не видя своей дороги. Как она может отказаться от своего счастья? Пусть непутевого, но такого родного и необходимого как воздух… И ей наплевать на слухи и взгляды. Любовь сильнее гордости…

***
Он вбежал в зал и не увидел ее.
-Где, здесь девушка сидела, где она? – растерянно и задыхаясь спросил он.
-А она ушла минут 5-7 назад. Странно, что вы разминулись…
-Значит подписала… - прошептал он, - а может и верно? Надо дать ей свободу. Она найдет свое счастье… Она заслужила…
Он взял лист и начал писать заявление. Но рука не слушалась. Он схватил лист, смял и выбросил его со злостью.
По инерции, как на автопилоте пошел домой. А как страшно, когда там никто не ждет и никто не подбежит и не бросится на шею… Где ждут холодные стены, а не горячий ужин… Страшно заставить себя жить иначе… Страшно идти туда, где нет ее…
Он обзывал ее тенью, а она оказалась его жизнью.
Он поправил шарф, словно задыхаясь без нее. Шарф… Она ведь подарила.. Заботливо… чтобы не замерз…

***
Он открыл дверь ключами. В прихожей пусто – нет ее вещей… Не разуваясь сел на корточки, обхватил голову руками и тихо заплакал: «Где же она? Где мне ее теперь искать…».
Страшные мысли прервались шумом. На кухне послышался звук посуды. Он вбежал, не разуваясь. Она хлопотливо накрывала на стол, не услышав, что он уже пришел. Он крепко обнял ее и прошептал:
-Никому не отдам тебя. Счастье моё.
Он впервые назвал ее счастьем. Она прижалась к его родному плечу и улыбнулась… На сердце стало тепло…

Такое простое, но порой до боли необходимое одно слово – счастье… И счастлив тот, кто смог избавиться от гордости и вовремя осознать, исправить свои ошибки, сделать шаги на встречу к счастливой жизни и любимому человеку. А может быть счастлив тот, кто вовремя услышал совет Бога через уста случайно встреченных друзей, знакомых. Не все случайности случайны, а за счастье всегда приходится бороться. Пусть каждый человек на этом свете обретет свое настоящее счастье…

декабрь 2015-август 2017гг