Лекция 7 по русской литературе Тургенев

Николай Москвитин
  В произведениях Тургенева заметны простота изложения, драматичность повествования, верное определение заданных характеров, хорошее описание природы. Но в ряде случаев--например, в романах "Накануне", "Дым", большей части пьес, некоторых повестей и рассказов неудачен сам сюжет либо же построение его. Неудачна, слишком гиперболизирована трагедия Инсарова в Накануне. Скучен "Дым". Многие пьесы грешат маскарадностью, плоскостью красок, хотя характеры, повторяем, изображены верно. Иногда же кажется: так в жизни не бывает; но это весьма редко для Тергенева. Это в ряде его пьес, составляющих лишь десятую часть его трудов и в романе "Новь".
  Назовём лучшие произведения Тургенева: это романы "Отцы и дети"; "Дворянское гнездо", "Рудин"; повести "Ася", "Первая Любовь"; "Яков Пасынков" и "Клара Милич"; рассказы из записок охотника и "Муму", пьесы "Месяц в деревне" и "Нахлебник", большая часть стихотворений  в прозе, а также некоторые критические произведения Тургенева и стихотворение "Крокет в Виндзоре".
  Тургенев умеет настроить читателя на активное дальнейшее прочтение в большинстве своих произведений. Он использует такие приёмы, как введение грубого зла (во всех романах), страшных обстояний ("Клара Милич" с материализацией умершей в ночи; "Повесть Лейтенанта Ергунова" с убийством генерала при таинственных обстоятельствах, и т.п.); также Тургенев использует монологи героев и довольно часто, чтобы перестроить  возникшее затруднение с помощью описания духовного изменения его главного героя (во всех романах и тем более в пьесах).
  Закономерно встаёт вопрос, насколько реалистичен Тургенев (?). Вполне, но не совсем. Многие герои его наверняка списаны с реальных людей, и события более-менее правдоподобны, но нет глубокой историчности: Тургенев--не историк. Тургенев--скорее художник, оттого у него такиен красивые пейзажи и такая глубокая проработка внешнего облика героев. Он подчёркивает и цвет глаз, и сгибы лица, и выражение взгляда, и сложение тела, и цвет и вид одежды, и иногда ещё что-нибудь. Представить всё это, однако, не возможно, мы можем просто восхититься красотой героя или отвратиться от его некрасоты.
  Теперь разберём роман "Отцы и дети". В нём 28 глав, Главные герои--студент-нигилист Базаров, его друг, также нигилист, Кирсанов, сама семья Кирсановых, Семейство Одинцовых, в которой была любимая Базарова--госпожа Одинцова преклонных лет, военный доктор на дуэли, французский офицер, дуэлянт Базарова, губернатор, созвавший бал и ещё ряд героев. Кирсановы--Павел Петрович, Николай Петрович, сын Аркадий, мать. В тихое и мирное существование Кирсановых без студента Аркадия врывается нигилистическая сила.
   Начинаются грубости, обиды, сплетни. Кажется, что сама энергия нигилизма--энергия не отрицания, но бурной и грубой гордой жизни. Сам Евгений Базаров в ряде случаев добрый, в ряде случаев злой, он не умеет вежливо общаться с людьми, но служит хорошо и самоотверженно в своей медицинской професии, от которой в конце и погибает. Аркадий позднее ссорится с Базаровым и отвергает его принципы, но один разговор и смерть Базарова снова примиряют их. Павел Петрович также конфликтует с Базаровым по политеческой линии, а Николай Петрович--защищая свою Фенечку--по семейной. Таким образом, Тургенев раскрывает систему трёх видов конфликтов--социального, политического и духовного. Как видим, описаны почти все сферы жизни, кроме последней, экономической. Но и эта тема проскальзывает в произведении в отношениях ближних к хозяйству Базаровых и их крестьянам. Мы видим анализ жизни. где сферы как бы превратились в людей, сжались в большие точки. И они текли, как слёзы, с глаз души Тургенева...
   Теперь приступим к разбору романа "Дворянское гнездо" в 45 главах. Там семья Лаврецких и семьях Калитиных и главный герой--Владимир Лаврецкий--влюблён в Елизавету Калитину. В неё влюблён также отец, и подобное же обстоятельство есть и в повести "Первая Любовь". История Лаврецких драматична, им пророчат несчастье, они не находят места, терпят неверность жён, и т.д. Калитины--напротив, мирно живущие люди, светские, ведут спокойную дворянскую жизнь. И мы видим теперь идею произведения--Покой и Борьба встретились, а хотят быть одним Покоем, а в результате получаются Новый Покой и Новая Борьба.
   Теперь приступим к разбору романа "Рудин". Главный герой--Дмитрий Рудин, так же участвует семья Ласунских, ряд интриганов, таких, как Пигасов и рассорившийся с Рудиным друг, и прочие. Рудин чем-то напоминает Инсарова, а также Базарова. Он похож на чужеродный элемент, но влюбляется в Наталью Ласунской, дочь хозяйки дома. И вот такие встречи через посещения двоярнских домов по чьему-то приглашению--именно они зачастую становятся в произведениях Тургенева началом Любви. Мы видим, что Любовь  в доме, Любовь не в дороге и не в поле, не в лесу, не где-угодно, а именно в доме. И если есть чуждый элемент, политичный и начитанный Рудин, интриган Пигасов, очень грубый и невежливый, их противостояние, рассорившийся друг Рудина--если всё это есть, Любви не построишь, она уйдёт. Рудин раньше входил в литературный кружок. Там обсуждались литературные и политические идеи, и вот, друзья поссорились из-за политики. Именно такие ссоры друзей чаще все6го встречаются у Тургенева, уступая лишь ссорам из-за возлюбленной. мы видим, что ничто чуждое не входит не в свой дом.
   Теперь рассмотрим роман "Накануне". Инсаров--болгарин, будущий военный, также чуждый элемент, он влюбляется в одну из представительниц семейста Стаховых. построение сюжета напоминает "Рудина". а сам сюжет менее удачный и более продолжительный. Вся любовь Инсарова--накануне смерти, он восточный человек, там жизнь и смерть рядом. И по этой причине он не может быть спокойным и со Стаховыми. Он тот самый парус одинокий, которому всё время нужна буря. Здесь тоже есть свои интриганы--Барсенев, Шубин и прочие, и, кажется, сама система механизмов общества выталкивает в конце и концов Инсарова и он погибает в войне. Идея произведения--культуоы не сливаются, они противостоят друг другу.
   Теперь приступим к рассмотрению романов "Новь" и "Дым". Главный герой "Нови"--Нежданов влюбляется в свою ученицу Марианну и они убегают из дома господ Сипягиных, оставивший семейство без преподавателя. Сам Нежданов политически ангажирован, и он не нашёл подлинного семейного счастья, его забрали за проступок, он погиб. Марианна вышла за Соломина. В Нови поднимается вопрос об опрощении, и так получается, что прежде свой не может стать своим в чужеродной среде--идея более трудная, нежели прежде. "Дым" построен по схожим лекалам, но гораздо более скучный. Там обсуждается не вопрос революции, как в "Нови", а вопрос Ерепостного права. И мы можем видеть, что Тургенев--глубоко общественый писатель.
   Рассмотрим также "Записки охотника" и стихотворения в прозе. Они схожи, но в первых обычные главные герои, и есть свои истории, а в стихотворениях герои необычны--это яркие люди, Добродетели, ещё разные. Но и там и там--прелесть охотничьей и деревнской жизни. Фабулы рассказов просты, но образы и предметы в них ярко вырисованы, так что их легко представить. Это очень увлекательное чтение.
   Нельзя не сказать также об отношениях Тургенева с Белинским. Белинский много его хвалил и печатал, были воспоминания Тургенева о Белинском, а следовательно, и встречи с последним. Тургенев уважал Белинского, но и сам был неплохой критик. у него есть статьи, письма, некрологи.
   Главный вопрос Тургенева--вопрос любви к женщине. Это сквозная тема его произведений, и образ получается художественно точным, красивым и во многих случаях привлекательным. но тот же Тургенев уверяет, что любовь--это отрава, яд, несчастье...Но Любовь побеждает. И сколько счастья можно получить от чтения Тургенева, где так много Любви!