Деревянные мостовые Часть1

Наталия Тимченко
А я иду по деревянным городам,
Где мостовые скрипят как половицы.   




    История моей жизни и жизни моих родителей кажется мне очень интересной, и я с печалью думаю о том, что, после меня никто так ничего и не узнает ни обо мне, ни о людях, которые были рядом со мной, и я решилась написать о том, что помню.
               
                Семья моей бабушки

    Моя бабушка, Анна Всеволодовна Шахова, родилась в 1906 году 9 января в семье сапожника. В семье было 11 детей, а бабушка была самой старшей, поэтому ей приходилось много помогать по дому и ухаживать за младшими. Отец был очень трудолюбивым человеком и, не смотря на то, что семья была большая, жили неплохо. В доме был порядок, чистота и достаток.

    Отец работал сапожником, у него была своя мастерская и двое подмастерьев. Самая интересная страница в каждой семье - история семьи. Приходит время, и мы начинаем задумываться о своих предках. Начинаем расспрашивать родственников о прошлом нашей семьи. Мы узнаем много интересного и необычного и понимаем, что история семьи, тесно переплетена с историей страны. Самостоятельно не может прожить свою историю ни одна семья.

    К такому выводу я пришла, когда узнала что, в нашей семье были кулаки. Так я поняла, что тридцатые годы были нелегкими для нашей семьи, как, впрочем, и для многих других семей нашей страны. Я узнала, что моего прадеда Всеволода Шахова раскулачили только за то, что он работал от зари до зари в своей мастерской, имея в помощниках двух работников. Никто, судя по всему, не учитывал, что у него была большая семья, одиннадцать детей и ее надо было кормить.

    Самое страшное, что раскулачить могли только за то, что имеешь имущество и стараешься прокормить свою семью. Поэтому его объявили кулаком. Отняли дом, мастерскую и сделали их бедными, то есть раскулачили. Об этом в нашей семье не принято было говорить и о дальнейшей судьбе её братьев, сестер и родителей я ничего не знаю, так как рассказывалось об этом очень мало.

    Тем не менее, бабушка выросла красавицей и умницей. Я видел её фотографию в двадцать лет - это была современная девушка. На всех фотографиях того периода люди стоят, как истуканы, у неё же было приветливое, нежное, приятное лицо, с откинутыми назад короткими волосами и обнаженными плечами. Бабушка говорила, что когда она фотографировалась, на ней был сарафан, и она просто опустила бретельки. Жили они в Вологодской области, в селе с названием Акуловка.

    Мой дедушка, Алексей Васильевич Смирнов (это родители моей мамы), родился в 1900 году 1 февраля в городе Петербурге, и жили они недалеко от Зимнего Дворца.

    В семье было четверо сыновей. Отец был простой рабочий. В 1917 году деду было 17 лет, но в революционных событиях он участия не принимал. Впоследствии, он закончил Лесотехническую Академию, но на момент знакомства с моей бабушкой, он почему-то оказался в Акуловке, в роли учителя географии у моей бабушки и они полюбили друг друга. В 1925 году они поженились, а в 1926 году родилась моя мама. Бабушка хотела назвать её Эльвирой, но пока она лежала в роддоме, дед сам сходил, записал девочку в сельсовете и перепутал букву. И мою маму назвали Эльвина. Девочка родилась на редкость умненькая и красивая. Дед до самого последнего дня рассказывал про неё, какой она была ангел. В начальных классах она в школу почти не ходила, так как у неё были больные почки, и она занималась на дому, тем не менее, она была круглой отличницей. В этот период она читала очень много книг, поэтому моя мама выросла в образованного и очень умного человека.

                1941 год.

    В начале 1941 года моя бабушка забеременела, и в семье должен был появиться ребёнок, мамин брат Лёня (он родился 27 октября 1941 года). Как известно, в июне 41 года началась война.

    С началом войны резко изменился привычный ритм жизни города. В планах Гитлера крайним сроком захвата Вологды объявлялся май 1942 года. Уже впервые месяцы войны Вологда оказалось в прифронтовой полосе. Наибольшие потери, в отличие от жителей тыловых районов, понесло в минувшей войне население оккупированных областей, ведь именно здесь рвались бомбы и снаряды, именно здесь свирепствовал жестокий оккупационный режим, именно отсюда угоняли в фашистское рабство трудоспособное население.

    Будучи практически тыловой, (оккупация коснулась лишь одного из 44 районов - Оштинского района) Вологодская область пострадала почти так же, как многострадальная Белоруссия.

    Немцы захватывали территории стремительно и уже подбирались к Вологде. Дед в конце лета ушел на фронт и прошел всю войну, а беременную жену с 15-ти летней дочерью решили отправить в эвакуацию. Впоследствии, выяснилось, что немцы захватили только один район Вологодской области, но до города Сокол, где на тот момент жила семья моей мамы, они не дошли. Там немцев не было.

                Эвакуация

    Бабушка в начале осени (ей тогда было 35 лет), с 15-летней дочерью, на седьмом месяце беременности, поехала на Урал. Они не были богаты, но какие-то ценные вещи у них были. Они договорились с соседями вырыть большую яму и спрятать туда кое-что из вещей. Бабушка спрятала часть посуды и т.д. У них был очень хороший дорогой сервиз, который они тоже спрятали в яму. После войны бабушка приехала посмотреть, что с вещами. Ничего не было, яма была пустая, а соседи навсегда уехали жить в Ленинград. Когда после войны моя мама училась в Ленинграде, она встретила на улице дочь соседки, та пригласила её в гости попить чай, и пили они его из бабушкиного сервиза. Мама узнала его, но промолчала. Они тоже не подали никаких признаков, что должны бы вернуть его. Мама так и ушла, ничего не сказав.

    Приехали они на Урал, в город Новую Лялю, эвакуированных было много, селить беженцев было негде. Нашли какую-то заброшенную хибарку на краю деревни, которая вся продувалась холодным уральским ветром. Крыша тоже протекала, вещей захватили мало. В октябре родился Лёня. А впереди была холодная зима. Жить было не на что, кушать было нечего, они голодали, и бабушка вышла на работу в столовую, на кассу, а мама осталась нянчить Лёню и успевала учиться. В столовой, помимо зарплаты, бабушке давали пустой супчик, и она приносила его маме, а ей нужно было кормить Лёню.

    Всю войну они прожили в Новой Ляле. Конечно, местным было легче, они жили в своих домах, со своими вещами и погребами. Очень выручило то, что бабушка была чудесной вышивальщицей, у неё было много изделий, вышитых крестиком. Вышивки занимали мало места и при отъезде, она захватила их с собой. Они пользовались спросом в деревнях на Урале, и местные жители с удовольствием меняли их на продукты. Бабушка брала санки, вышивки (а их было много) и шла пешком в ближайшую деревню. Обратно на санках она везла мешок картошки или ещё какую-нибудь провизию. Можно сказать, что вышивки спасли им жизнь и не дали умереть голодной смертью.

    Мама занималась братом и отлично училась. Она окончила школу с серебряной медалью. Война закончилась. Дед имел звание майора, и его после окончания войны задержали еще на год восстанавливать разрушенное хозяйство, а когда он вернулся, они так и остались жить на Урале, но поселились в небольшом городке Туринске.

продолжение следует... http://www.proza.ru/2017/08/22/1492