Один день в итальянской школе 1995 г

Аркадий Кузнецов 2
     Будучи в Италии по туристической путёвке, кроме всего прочего, я очень хотел посмотреть получше на школу и педагогические проблемы в стране. Для этого решил использовать день в городе Римини – месте проживания, свободный от экскурсий. Накануне вечером за ужином в гостинице я задал вопрос гиду, насколько возможно попасть в обычную школу во время занятий. Гид удивлённо ответила, что впервые за всё время работы слышит такой вопрос. Наверное, попасть просто – предположила она.
     Найти школу было нетрудно – подрастающее поколение выдавало себя прежде всего в «трамах» - автобусах, идущих через полгорода вдоль курортной зоны побережья. В середине дня школьники с сумками буквально вбегают в салон автобуса и начинают выкрикивать друг другу что-то своё. Никто не делает им замечаний - они шумят лишь между собой, не толкаясь и не стесняя никого из взрослых. Точно так же через несколько остановок они выпрыгивают в двери, крикнув: «Чао!»
     По пути следования автобуса на побережье моря я видел красивое школьное здание, окружённое густым садом – видимо, какой-то частный колледж. Но решил пойти не туда, а в самую обычную школу где-нибудь в историческом центре города.
     Утром, оказавшись на узких центральных улицах Римини, знакомых многим по фильму Феллини «Амаркорд», на смеси итальянского и английского языков я усвоил от женщины-полицейского на перекрёстке и нескольких прохожих, как пройти к ближайшей школе. Шаги гулко отдавались в тишине улочки, а в ушах, как стихи, звучало объяснение:
“Destra, sinistra… destra, sinistra…dirita-dirita…tutto capita? (Направо, налево…направо, налево…прямо-прямо…всё поняли?)
      Я не сразу понял, что дошёл до школы – только, когда сообразил, что серое здание без ограды, примыкавшее к таким же постройкам, и есть школа. Ничего похожего на наш школьный двор – лишь площадка, на которой навалена куча велосипедов – на них приехала сюда часть учеников. Один асфальт – ни деревца, ни кустика, ни сада, ни палисада… У дверей стояла кучка старшеклассников и курила. С ними вместе курила немолодая женщина, оказавшаяся…директором.
       Когда я представился – турист из России, педагог, историк – меня очень любезно пригласили в школу. Наверное, тоже сочли редким такой случай. И я оказался в коридоре с выбеленными стенами. Директор представила мня дежурному учителю, который показал класс, где в тот момент не было учеников. Мы так привыкли к тому, что у нас в классе везде висят наглядные пособия, классные уголки или хотя бы стоят цветы, что совсем необычно было видеть голые стены. Лишь в углу висело распятие.
       Посмотрел классный журнал – почти всё, как у нас, список класса и оценки, только по двенадцатибалльной системе. Пьетро, Марко, Франчески получали в основном 8-10 баллов. Чуть наряднее – с хоть какими-то пособиями и альбомами – оказался класс, где ещё не начали учиться после каникул “bambini piccoli”- младшие ученики, поскольку у них занятия начинаются на полмесяца позже (дело происходило в сентябре). А вот и расписание – почти во всех классах по три-четыре урока, так что надо спешить! Правда, мне объяснили, что это – лишь в начале учебного года, потом уроков будет больше.
       На пятом уроке в школе оставался ещё старший класс – 16-17-летние – на математике. Учитель любезно согласился, чтобы я пообщался с учениками. Тут я осуществил свою задумку – написал на доске: “Russia” и предложил, чтобы старшие школьники записали бы на листочках свои ассоциации, связанные с нашей страной. (Ранее я проделывал подобное у нас – старшеклассники писали ассоциации, связанные с далёкими и близкими странами). Слово «ассоциация» было легко объяснить на любом языке, к тому же я под одобряющие замечания перечислил то, с чем связывается у наших юных респондентов Италия – Колизей, Микеланджело, Пизанская башня, пицца, тиффози, мафия, музыка, кино, солнце, море и любовь… Короче говоря, через 15 минут мне уже передали кучу листочков. Что же там оказалось? Позже я выделил самые характерные ассоциации: Россия – Кремль, Красная площадь, социализм, коммунизм, Ленин, Сталин. А ещё – снег, Сибирь, Гулаг, холодная война, просто холод. В одном ответе – Горбачёв. И один ответ: «Очень холодно и очень бедно». При этом – ни одной ассоциации, связанной с нашей культурой.
      Впрочем, общение со старшеклассниками закончилось прямо-таки на ура, я даже попытался спеть с ними: «В городе Сочи тёмные ночи», напомнив, что Сочи – побратим Римини. Кстати, оба города очень похожи как крупнейшие курорты, раскинувшиеся со всеми пригородами на десятки километров вдоль побережья. То есть школа в Римини так же более или менее типична для Италии, как для нас – школа в Сочи. Провинция, но- курортная, со своей спецификой.
      Поскольку мне не удалось увидеть занятия по истории, я захотел посмотреть учебники и программы в школьной библиотеке. Мне объяснили, что в школах у них нет библиотек, а есть – межшкольная, в отдельном здании. Туда меня и проводили.
      Межшкольная библиотека оказалась в небольшом здании с широкими окнами на соседней улице. Там я был приятно удивлён тем, что мне представили пожилую женщину-библиотекаря, немного знавшую русский язык. Оказалось, что в 1970-ые годы она была в Москве в составе местной профсоюзной делегации и встречалась лично с Брежневым. В принципе, это было типично для Римини – городе с коммунистической (до сих пор!) администрацией.
      В читальном зале удалось познакомиться с учебниками для старшего класса по новейшей истории и экзаменационными билетами по истории. Первое, что удивило: тогда, в середине 1990-ых годов, в библиотеке всё ещё давали учебник 1974 года! Если у нас в какой-нибудь отдалённой школе до сих пор учатся по учебникам пяти-семилетней давности, то по этому поводу возмущаются люди, а здесь спокойно можно учиться по книге двадцатилетней давности… Советская история, например, кончается там восьмой пятилеткой и портретами «русской тройки» - как написано рядом – Брежнева, Косыгина и Подгорного. Вообще-то построение учебника, где история Италии даётся как бы на фоне всемирной, и нет разграничения курсов и учебников на отечественную и зарубежную историю, показалось мне большим плюсом. Так же построены и билеты; правда, в них сильно сокращён по сравнению с учебниками круг тем. Обратило на себя внимание, что целый вопрос посвящён «Манифесту Коммунистической партии» - то, от чего, казалось бы, бесповоротно ушли мы! Может быть, конечно, так лишь в тех регионах Италии, где правят или правили коммунисты? Так или иначе, но из истории России в билетах в основном присутствует революция.
      Между прочим, вечером того же дня, включив в своём номере телевизор, я понял, что способствует у школьников закреплению приведённых выше ассоциаций с Россией. По одному из каналов началось шоу двойников. После Юлия Цезаря на подиум вышли… Ленин и Сталин. Вот так: от чего уехал, к тому приехал! И вот это для них – Россия…
      Такие неоднозначные впечатления оставила итальянская школа. Хотел ещё раз через два дня прийти в ту же школу и ещё что-то посмотреть и изучить, но в последний момент появилась возможность незапланированно съездить в Рим. Но это уже другой рассказ.