Пианистка и слесарь

Владимир Цвиркун
               
Поднявшись на пятый этаж, Иван, немного отдышавшись, нашёл глазами сотую квартиру. Рука потянулась к кнопке звонка и вдруг замерла. Прислушавшись, понял, что за дверью кто-то играет на фортепьяно. Он немного подождал, не решаясь нарушить гармонию, царившую там.

    Незнакомые звуки, сливающиеся в незнакомую и сложную мелодию, озадачили его.  Однако работа – есть работа, и он осторожно нажал на чёрную кнопку. Голос звонка бритвой полоснул по поющему фортепьяно, и наступила тишина.

Через некоторое время за дверью послышалось шарканье ног, и она открылась. Девушка стояла в длинном халате, ожидая увидеть кого угодно, только не Ивана.

– Что вам угодно?

– Простите. Это сотая квартира? – на вопрос вопросом спросил Иван.

– Да-да. Сотая. Там же табличка есть.

– У вас что-то не в порядке с сантехническими приборами. Вот ваша заявка.

– Ах, да. В ванной и на кухне подтекают краны. Да вы проходите.

– Спасибо. Сейчас посмотрим, что там случилось, –  произнёс Иван, одновременно делая несколько шагов по узкому коридору и оставляя первую неловкость на лестничной площадке.

– А вы такой молоденький, а уже слесарь, – обронила комплемент хозяйка.

– Вот после училища направили в бригаду. Но вы не беспокойтесь, я знаю своё дело. Мне разуться?

– Ну что вы. Мы с мужем ещё коврами не обзавелись. Из мебели вот только кровать, стол и фортепьяно.

– Это дело наживное.

Только сейчас Иван заметил, как сильно у неё из-под халата выпирает живот. Она заметила его взгляд и, поворачиваясь к нему боком, сказала:

– Ждём ребенка. Муж преподает в музыкальном училище, а я вот готовлюсь стать матерью и одновременно – в консерваторию, – нажимая голосом на слова «муж» и «консерватория». – Выключатели вот здесь. Ничего, если вы будете работать, а я буду продолжать играть.

– Конечно, играйте. Ведь это – ваша работа. – Он хотел сказать помудрее, мол, «каждому своё», но осёкся.

– Сейчас в моде песня «Королева красоты». Вам она нравится? – поинтересовалась девушка.

– Да, на танцах её играют каждые полчаса. Под неё мы танцуем твист.

– Хорошо. Договоримся так: вы будете работать, а я соображу вам попурри.

– А это что за песня? – поинтересовался Иван.

Она улыбнулась.

– Это не песня. Это музыкальная пьеса, состоящая из отрывков известных произведений.

– Ну что ж, давайте ваше попурри.

Они одновременно принялись за дело: она заиграла, а он на полную открыл подтекавший кран. Из зала неслись знакомые песенные мелодии, а из ванной – журчанье воды.

   Через некоторое время фортепьяно замолкло, и девушка вошла в кухню.
– Вы уже здесь. Как идут дела?

– А вы хорошо играете.

– Спасибо за комплемент.

– Я устранил две течи. В ванной комнате из-за заводского дефекта неправильно отцентровали прокладку, в результате клапан неполностью перекрывал гнездо крана. А вот на кухне брак допустили наши слесари при монтаже водопровода. (Он старался как можно умнее выразить свою мысль). Кто-то смонтировал вентиль, а подтянуть кран-буксу или попросту накидную гайку забыл. Вот смотрите, проверяйте. Если нет претензий, то распишитесь в заявке о выполненном заказе.

– Так, на кухне всё нормально. Пойдём в ванную. Здесь тоже чисто. Сколько я вам должна?

– Что вы, что вы. Мы устраняем свои погрешности. А они проявляются только вовремя эксплуатации. И вот ещё что. На кухне после мытья  посуды обязательно хорошенько пролейте гребёнку горячей водой.

– Какую ещё гребёнку? Она у меня, кстати, лежит в ванной, у зеркала.

– Да, нет. Это совсем не то. У нас в сантехнической науке гребёнкой называют трубу, которая подходит к санприборам на кухне – к раковине и дальше к ванной и умывальнику. Соединяется она обязательно с сифонами. Всё это устройство отдалённо, конечно, напоминает гребёнку. Знаете, для чего ставится сифон?

– Понятия не имею. Но слышала это слово. Наверное, немцы изобрели.

– А вот и нет, – уже как-то поучительно произнёс Иван. – Сифон – слово греческое, и изобрели его древние греки. Это изогнутая трубка с коленами разной длины для переливания жидкостей из верхнего сосуда в нижний. Вода в сифоне находится постоянно, но в процессе эксплуатации обновляется. Постоянное присутствие воды в сифоне не даёт возможности, простите, проникнуть неприятному запаху в жилое помещение.

– Вот как интересно, – удивлённо сказала девушка.

– Ещё бы. А чтобы сифон всегда действовал нормально, его надо периодически промывать горячей водой, тогда там не будут задерживаться остатки после мытья посуды.
– Спасибо за совет и подсказку. Мне, как молодой хозяйке, это надо знать. Порядок-то в доме – всегда за женщиной.

Девушка неожиданно запнулась. Но потом посмотрела в сторону фортепьяно, на котором стояла ваза с фруктами.

– Хотите яблоко?

– Я не знаю. Зимой это такая редкость в наших краях.

– Берите, берите, – и она протянула ему самое большое яблоко.

– Спасибо. Я потом. А играть на этом инструменте, наверное, трудно?

– Научиться играть, в принципе, может каждый. Было бы желание и терпение.

– Что серьёзно?

– Да. Но исполнять произведения как Ван Клиберн…
– Это кто?

– Это знаменитый американский пианист. Таких виртуозов – единицы.

– А что для этого нужно?

– О-о-о! – многозначительно протянула девушка. – Это дар божий. Чтобы хорошо играть, надо иметь отменный, а лучше абсолютный слух. Музыкальное ухо – это внутреннее чувство, постигающее взаимный склад и согласие звуков.

– А если есть музыкальный слух, то сколько времени надо, чтобы освоить в совершенстве этот инструмент?

– Да и с хорошим слухом может не получиться хорошего исполнителя. В одном человеке должны мгновенно во время игры пробудиться, прорваться его характер, манера, почерк, паузы. Даже внешность и настроение значат многое. Ой, да я вас, наверное, задерживаю?

– В общем…

– Хорошо. Я поняла. Скажите, что на прощание вам исполнить?

– Я как-то по радио слышал, есть такой полонез, правда, кто его сочинил и как он называется, я не запомнил, но мелодию помню.

– Это, наверное, полонез Огинского, русского композитора.
– Может быть.

–Тогда давайте я его наиграю, и если это то, то вы кивнёте головой.

– Ладно.

Девушка села за фортепьяно, и все десять пальцев окунулись в прекрасный мир музыкальных звуков. С первых нот Иван сразу угадал мелодию полонеза. Она играла самозабвенно, но, улучив момент, стрельнула взглядом на Ивана. Он медленно кивнул ей головой.

Немного послушав, Иван едва слышно открыл дверь и вышел.

Он ещё  раз посмотрел на номер квартиры и нехотя зашагал по ступенькам вниз – к прозе своей работы. Иван остановился на лестничной клетке, где его ждала другая квартира. И снова услышал знакомую, но как-то сегодня по-особому звучащую мелодию.