Глава Десятая. Сартр и Нобелевская премия

Герман Лён
Герман вышел из торгового центра «Замок» и посмотрел на флаг своей страны, который величественно развевался в синем небе.
В мозг запрыгнул Сартр и его Нобелевская премия, от которой он отказался.
Герман прочитал когда-то давно его книжку «Что такое литература?» и был согласен — он великий мыслитель, который заслужил эту премию в чистой борьбе. А Сартр отказался. Герман запомнил лишь горечь писателя в конце книги и чувство глубокого сожаления. Сартр так и не нашёл выход.
Кафка тоже не нашёл выход, потому что Землемер не попал на вершину замка — Привратники его туда не пропустили.
Остался лишь вопрос — Они сами не захотели идти дальше или действительно не знали выход? Может быть, в двадцатом веке ещё не было ответа на этот вопрос? Или было уже всё сказано?
Герман закурил и ещё раз посмотрел на флаг своей страны — красиво парит!
Солнце в зените, температура двадцать пять, вчерашний салют в честь Дня Независимости был спрятан в мрачных тучах. Ночью пошёл ливень и рынок Ждановичи затопило, что неизбежно вызвало у кого завистливый восторг, у кого тихую печаль уплывающей выгоды. Исландцы показали всему миру новую модель будущего футбола, что заставило весь старый мир болеть только за них, что лишний раз доказывало — Прошлое уже съели «лангольеры» от Кинга, пардон, Стивена Кинга. Если не указать Стивен, тогда можно сбить прицел — одни Кинги вокруг. Почему люди так хотят быть королями?
Это тоже свойство — «гулливерить» тему. Итак: Кинг Даймонд, Керри Кинг из «Слэйер», Кинг Кримсон, Джон Кинг из «Левел 42», Бобби Кинг, Принцы, Лорды, Принцессы, черти, бесы, оборотни, ведьмы, колдуны, звездочёты…
«Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» — это от нехватки того, что заявлено. Настоящий король или маньяк — убийца не знают о своих преимуществах. Им доносят такую информацию другие люди, потому что «мы никогда не желаем того, чем уже обладаем» или «мы всегда желаем то, чего у нас нет».
Но, кто об этом знает? Поэтому мы и называем свой корабль так или так, а он никуда не плывёт, потому что — это трэш.
Здесь спрятана двойственность оценки и, чтобы её проверить, надо узнать мнение других людей о себе. И сразу возникает недоразумение — меня видят иначе со стороны, и я себе не нравлюсь. И мы начинаем говорить — вербализировать ситуацию и что-то изменяется в нашу пользу, кроме самого главного — места под солнцем, где работают законы сексуального права.
Это право на обладание — его вынюхивают через феромоны, которые мы излучаем во внешний мир. Это наш второй паспорт, где экспертизу проводят другие люди и ставят нас на своё место — нас так оригинально ранжируют. Но, мы не довольны, если место в самом низу и очередь к «взять» бесконечна. Вот здесь и появляются «кинги», чтобы исправить паспорт Природы на паспорт человека. Самый лучший друг в этой ситуации — это понты. Мы начинаем «понтовать тему» — покупать место поближе к кормушке — и оно временно срабатывает. Но, какой ты король? А, король то голый!
Если завести голых людей в кромешную тьму и дать им право свободного выбора без моральных последствий, тогда из этой девственной пещеры Природы-Мамы выйдут совсем другие пары. Женщинам ничего не будет мешать, чтобы безошибочно выбрать своего самца для продолжения рода. Выбирает всегда женщина и у неё во тьме не будет единственного табу на сексуальное поведение, что является индикатором общепринятой нравственности, но тут свой широкий «баян» поведения, когда включают солнечный свет морали. Мы всегда оцениваем женщину по её сексуальному поведению от одежды до поступков, а потом выбираем для её оценки нужные слова. Надо здесь добавить — мы выбираем женщину по коже лица, когда уже её захотели. Всё может быть отлично, но кожа не очень — мы отворачиваемся. У женщин больше нет никаких запретов, у мужчин другие табу — это насилие несовершеннолетних.
А когда включают этот «свет морали»? У всех по-разному на этой Земле. Что тогда главное в этом судьбоносном выборе — феромоны, которые анализирует наш самый древний мозг. Он даже анатомически находится отдельно в голове и имеет всего лишь два датчика в нашем носу. Гоголь и «Нос» — без носа человек погибает. Можно жить без глаз, рук, ног, ушей, языка и внутренних органов, но без носа — крах. Природа забрала себе размножение и оставила нам только нос, чтобы процветать и наслаждаться жизнью. Если принять, что мы — крохотная часть чего-то бесконечного, тогда такое «процветать» напрямую относится и к нам. И такая забота чего-то большего над чем-то меньшим и называется любовью, потому что мы всегда любим тех, о ком заботимся, не правда ли?
Есть такое выражение — «многомужество». Герман однажды смотрел передачу про жизнь непальских крестьян, где впервые услышал это слово. Особенно там возмущался один француз, который называл подобное «мокью ментори» — псевдо документальный. Француза рвало на части от такой несправедливости. Оно и не удивительно — он же француз.
В этом правдивом кино показан реальный мир одной семьи среди горных равнин вдали от цивилизации. Много детей, пять братьев, мать пяти братьев и жена пяти братьев. Такие традиции в тех краях, которые основаны на недостатке пищи. Старший сын покупает себе жену в городе, желательно проститутку, которая была любовницей у белого иностранца, если хватает денег. Деньги копят годами для такого важнейшего события. Старший сын привозит свою жену в свой дом, и невеста становится женой для всех мужчин. Это экономически оправдано — расходы на жену только один раз.
Когда подрастают младшие братья, то они автоматически включаются в такой супружеский режим. Мать сыновей и новая жена — это высшая ценность для мужчин, которые должны усердно работать, чтобы по результатам своего труда иметь право на секс. Так рождаются дети, которые сделают то же самое, когда придёт время для их размножения. Иногда общая жена закрывает одному из братьев доступ к своему телу в виду разных причин. Тогда мать вступает со своей невесткой в переговоры. Если они не договорятся, тогда отвергнутый мужчина должен покинуть дом, что означает верную голодную смерть. Единственное место, где есть продолжение жизни — это монастырь, где живут такие изгнанники.
В этом мире много остросюжетных правил игры, где такие слова как мораль, этика, эстетика находятся вне зоны обсуждения. Как нам к этому относится? Или нам наоборот гордиться, что у нас иначе? Или нам сломать такую несправедливость?
Однажды я встретил своего дружка и тот распинался по поводу несправедливой выходки нашего общего знакомого. Он хотел меня втянуть в рефери и поставить точку. В чистом небе над нами пролетала ворона и наделала ему прямо на голову. Возник временный конфуз — ворона улетела. Я увидел в этом помёте ответ и спросил у своего дружка: — У тебя есть претензии к вороне? Тот ответил — Нет. — Тогда относись к своему знакомому как к этой вороне. — Но, он же человек! — А ты попробуй!
Через пару месяцев мой дружок всё же что-то домчал из мира ворон и его жизнь изменилась.
Герман опять вспомнил цитату от Оскара Уайльда — «Любая форма критики, как высшая, так и низшая, является особым видом автобиографии». Герман иронично заулыбался и добавил вслух — Мы всегда рассказываем о себе, когда критикуем других! Это закон! Кстати, когда мы говорим о себе — это сладкое добросовестное враньё.
Герман вспомнил сериал эгоизма в литературных образах Онегина, Печорина, Базарова, Раскольникова, Чацкого — выстроилась целая очередь «лишних людей» на разоблачение.
Если отбросить гениальную литературную подачу писателей, тогда перед нами оказывается голый испуганный внутренний мир самих авторов, где налицо весь букет желаний от тургеневского «маменькиного сынка» до «…карету мне, карету…».
Что ещё остаётся эгоисту в этом «неправильном мире» — только искать Синюю птицу в другом месте. Вот там они и гибнут, эти искатели счастья, каждый по-своему, потому что убежать от себя нельзя. Это такой самый популярный трэш на все времена — Уеду и начну с чистого листа!
Как мог Гоголь написать Акакия? Всё просто — Гоголь и есть Акакий! Это такая рацуха от критиков — у него был гениальный глаз, который увидел такую гадость в другом человеке, но на самом деле Гоголь был другим. Чем увидел? Вот я об этом и говорю — своими свойствами. Мы никогда не увидим того, чего у нас самих нет. Поэтому везде и стоят вопли — «Подлецы! Воры! Трусы!», но бывает и наоборот — «Красота! Нежность! Очарование!» — Кто тебя просит о себе рассказывать, человек? Но, мы же думаем, что ничего не сказали — это же я о других! Нет, это мы о себе!
«Что вижу — то и пою!» — результат личного психоанализа. Иногда полезно себе задать вопрос — Почему я так долго живу с человеком, которого не люблю? Ответ прост — из-за своего имущества, которое не хочу потерять, потому что мне так выгодно.
В этом «выгодно — не выгодно» спрятано «пожрать», потому что тело уже размножилось. И как с этим жить? Ответ тоже прост — у кого так, тогда и вопрос забрали «как с этим жить». Ты просто живёшь и иногда бываешь менее счастлив, не подозревая, что для кого-то такая жизнь огромный перекос не в пользу жизни. У кого такой вопрос? У кого есть свойства, которые терзают человека по поводу качества его жизни. Поэтому Акакии и гибнут от «леденящего холода непонимания» и смотрят селфи в своих душевных телефонах без сим-карты — чужой любви, отрезанные от мира человеческого участия и тепла. Так хотел согреться у человеческого костра любви, и неправильно всё делал — копил деньги, ходил на службу как обыватель, купил шинель для успеха, но пришла Вселенная и всё отняла. Был ли у Акакия другой путь? Если вспомнить, как ушёл Гоголь — не было.
Подходишь иногда к знакомым людям и спрашиваешь про жизнь. Ответы разные бывают. Люди, когда кричат в небо — Да, что это за жизнь? Зачем она нужна — такая жизнь! — не понимают, что шутливо отказываются от жизни. Ты же просишь — и тебя слышат. Звуковые почтальоны доносят наши просьбы — желания в нужные отделы. Там решают — Не хочет жить! Понятно. Надо помочь! И помогают. Система работает. Там нет морали, этики и эстетики. Там рассматривают наши просьбы, к сожалению! Это мы придумали себе правила игры, но что лучше — быть счастливым или быть хорошим отдано нам на откуп.
Альбер Камю — отец экзистенциализма и лауреат Нобелевской премии по литературе писал — «Единственная прихоть, которую нам разрешила Природа — это человеческие отношения» — это про сим-карту от Камю. Он был гений и пытался сбросить Бога с трона. Это был его выбор. Когда его машина в невинной ситуации врезалась в дерево и Камю погиб, тогда многие начали думать, что Камю лишний раз как раз и доказал — Бог есть!
Я люблю читать биографии великих людей, где хочу найти источник их неразрешимых противоречий, которые неизбежно приводят к трагедии или к горечи. Тупики и гибель, одиночество и депрессии, хотя рядом с ними всегда есть их Синяя птица. Вывод прост — это было раньше. Сегодня у нас есть интернет, где есть и новая психология. Она придумана в 21 веке и не уходит за рамки обычной жизни. Она говорит простым доступным каждому человеку языком и всегда об одном и том же, что и тысячи лет назад словами Блока — «Сотри случайные черты, и ты увидишь — Мир прекрасен!»
Из приемлемых вариантов по умолчанию от Природы — Для чего мужики пашут? Ответ прост — чтобы отдать деньги за секс с женщиной, потому что выше нет удовольствия. У мужиков нет карманов, чтобы туда что-то прятать — все карманы у женщин. Вот туда и складываем через отдачу, а за это получаем химический баланс мозга удобный для счастливой жизни.
Если кармана нет, тогда придумываем собственный карман и «над златом чахнем» — это трэш, который приводит миллионы мужчин к кабинетам, где на дверях написано кошмарное слово «уролог — онколог». И любой врач на этой Земле будет, как дятел, повторять — Занимайся сексом! Потом через паузу, когда оценит состояние либидо, может добавить — Занимайся онанизмом, если ещё можешь! Тело — это автомобиль, который должен ездить! У автомобиля нет морали — он сложный механизм с трубками, по которым течёт жидкость. Бывает так, что в системе трубопроводов возникает пробка, которая приводит к бессилию. Что тут непонятно?
Но, карманов достаточно в этом мире — «Ещё никто не отказывался от любви!» Где проблема? Никто не хочет брать бракованный товар! А кто себе признается в этом, что он виноват? Виноваты всегда другие!
Карл Юнг придумал особый приём, чтобы «не надо было никуда уезжать на каретах Скорой помощи по Грибоедову» — надо спонтанно нарисовать на бумаге свои мысли, чтобы этим рисунком заткнуть проход в Бессознательное и Зло будет закупорено навсегда.
И понеслась — Голливуд начал рисовать затычки во всех «умняках от Фрейда» и блокировать — спасать весь мир от нашествия монстров. А без клиники — какой человек захочет избавиться от своего эгоизма, если такая блажь может быть единственным наслаждением в его жизни. Ему и в голову не приходит, что мир за него и ждёт, когда «избушка» эгоиста повернется к нему лицом. Поэтому здесь уместно повторить, что эгоист — это телефон без сим-карты. На этом телефоне можно любоваться собственным селфи и использовать его как будильник. Все коммуникации начинают работать только через отношения с другими людьми, и все высшие наслаждения — это тоже другие люди. А мы созданы для наслаждений и только наслаждения делают нашу жизнь счастливой «хочу и получаю». Есть иначе — «хочу и не получаю», тогда из чулана появляется «топор войны».
Герман поймал себя на мысли, что он делает точно также — выгоняет наружу своих монстров из таинственных пещер своей души на палящее солнце реального мира. Это и есть путь — отдать себя на публичную казнь. Он вспомнил про иронию как свойство интеллектуального превосходства и пошёл дальше — к самоиронии. Здесь сразу появились проблемы — это редкое свойство психики, где уже появляются награды зрителей, которые ловят себя на мысли, что они на такое не способны. Обзывать себя скверно и публично — это высшая форма интеллектуального превосходства. Дойти до такого трона — значит раствориться в человеческом виде и показать через себя ничтожество всех. Но, зритель себя не соотносит к сказанному — он смеётся над оратором, не понимая, что смеётся над собой. Самоирония — это такое право смеяться над всеми безнаказанно, смеяться из аллегории, смеяться из подтекста.