Литературная история Исхода

Сергей Крупин 3
      Раздвинув жезлом красноморские воды, Моисей повёл паству к Господу через пекло аравийских пустынь. В 17-й главе Исхода дошли уж до Рефидима и Хорив, заветная божья гора, курилась на горизонте. Но финишную прямую заградила свирепая орда Амалика, сведавшего о вынесенном из страны пирамид золоте обобранных евреями египтян.

      Казалось, у египетских беженцев не было шансов против диких головорезов пустыни. Но ведь полководец от бога Иисус сын Навин на каждой стоянке учил мужей азам фехтования, а Веселиил, будущий конструктор Ковчега, мастерил оружие из всех пустынных даров. Ветви акаций в его руках превращались в копья, рога и кости антилоп в их наконечники, шкуры шли на щиты, а с небес свалившаяся железная глыба сгодилась на мечи. Силу добровольной народной дружины умножала магия моисеева жезла.

      С виду просто дубовая палка, вздыбленная над головой пророка, сковав язычников параличом, обратила громил в избиваемых младенцев. Орда ополовинилась в одночасье. Но вот надорвались руки седовласого жезлодержца и уже богоизбранники сделались мальчиками для битья. Попятились ополченцы – вот-вот побегут. Горсть израненных храбрецов вокруг Иисуса – последний очаг активного сопротивления. Не на поле боя, а на вершине окрестного холма, моисеевом наблюдательном пункте, решился исход боя. Верные соратники вождя в последний миг подхватили его обмякшие руки. Взмыл ввысь судьбоносный посох и от Амалика к евреям упорхнула победа.

      Победителей не судят – вынес вердикт верховный судия, прощая воздымателю десницы свершённое вскорости мерзостное преступление. В отсутствии брата, ушедшего на Хорив за Скрижалями, Аарон учинил всенародную свистопляску вокруг рогатого идола, отлитого собственноручно. Однако, подвиг рукодержания вкупе с египетскими заслугами перевесил Золотого Тельца на весах Фемиды. Прощённый Аарон был даже утверждён первым первосвященником, сделавшись родоначальником коэнов – высшего жреческого сословия. Как и брат Моисей, он был удостоен почётных похорон на горной вершине и месячного всенародного траура.

       В отличие от моисеева брата - архиважной персоны, левый рукодержатель Ор – персонаж тусклый. Тора сообщает лишь, что был он дедом мастера Веселиила (Бецалеля) и что, уходя за скрижалями, Моисей и его кроме Аарона оставил заместителем. Но о реакции Ора на Тельца – священная книга молчит как рыба. Скользкий какой-то тип, неужто сочинители не нашли более достойного кандидата на роль левого рукодержца?  Разве, скажем, ни один из аароновых сынов не годился? Нет, никто иной не подходил. Скромный Ор был незаменим, что становится ясно из 20-й главы книги Чисел.

       Но ведь в ней об Оре не сказано ни словечка. Да и к 20-й главе Чисел его уже не было в живых, как и всех участников рефидимской битвы за исключением Моисея, Аарона, Иисуса Навина и второго храброго разведчика Халева. Вышедшее из Египта поколение в главе 13Чисел устрашилось донесением разведки о мощи защитников Ханаана, за что было осуждено Господом на пожизненное пустынное бродяжничество до поголовного вымирания.

     Через 40 лет к 20-й главе Чисел божья кара свершилась. Потерянное поколение скитальцев вымерло и на тропу войны вышли их сыны, не знавшее фараонова ига. Но, как и родители, пришедшие в Рефидим из пустыни Син в 17Исхода, дети, вышедшие из пустыни Цин в 20Чисел, явили ту же капризность – возжелали воды пить, да ещё и скот напоить. Поворчав на прихотливый народ, Моисей вновь как отцам выбил жезлом воду из скалы. Но на сей раз пробить каменюку молодецким ударом не сумел, вода полилась лишь со второй попытки.  Возможно, возраст сказался – 120 не 80. Вроде бы пустяк, но Господь, видно, встал не с той ноги – взбеленился даже на рядом стоявшего Аарона. Поклялся Всевышний, что подобно сгинувшим трусам не войдут братья в Землю Обетованную. Наверно, раскаялся позже в своей горячности, но клятву не отменишь же. Только лишь пилюлю подсластил, упокоив братьев-орлов на горных вершинах.

      Только лишь отцы в 17Исхода напились, к ним безземельный кочевник Амалик подскакал. Но Моисей с Аароном и Ором заняли позицию на вершине окрестного холма, решив жезлом исход баталии. И у сыновей в 20Чисел назревала заварушка. Безымянный царь Едома, отказался евреев пропустить и, объявив мобилизацию, стянул войско к границе. Однако, Моисей от боя уклонился, повернув колонну на восток в глубокий обход Идумеи (Едома) и Мёртвого моря. Неужто Моисей испугался  врага? Нет, как он объяснил в прощальной речи – Второзаконии, сам Господь воспротивился братоубийству  с потомками Исава, родного брата еврейского патриарха Иакова-Израиля. На пути обхода высилась живописная гора. «На ней как будто Аарон в профиль высечен. Отличный могильный памятник моему любимому первосвященнику!» - восхитился Владыка. Гора называлась Ор…

      Но ведь гора Ор даже не тёзка моисееву сподвижнику Ору.  Только в русском синодальном переводе эти слова - омонимы, в оригинале же они по-разному пишутся и звучат, правда, звучат всё-таки несколько схоже. Вот-вот, именно из-за фонетического сходства с названием горы в повесть и был введён неприметный персонаж Ор (Хур), которого в авторской редакции в помине не было так же как и главы 17Исхода. Глава же 20Чисел имела другую концовку - едомский царь не только двинул войско к границе, а и напал на беззащитную, как ему казалось,  еврейскую колонну. Разбив Амалика (так звали этого агрессивного едомского царя), Иисус Навин провел беженцев в Ханаан с юга напрямик через территорию побеждённой Идумеи.

     Независимость Иисуса Навина коробила жрецов-редакторов. Подминая Иисуса под Моисея, они «обнаружили» (конечно же, на самом деле сфабриковали) обрывок древнего (якобы) папируса о моисеевом руководстве боем с вершины пограничной Едому горы Ор. Этот фрагмент, как и множество других бесценных свидетельств, исчез в лихие годины, войн, голода, эпидемий – так объясняли жрецы народу. Пропажу не заметили, поскольку она на сюжете ничуть не отразилась.

    Вставить в повесть отрывок, не меняющий ход событий – пустяк для ушлых фальсификаторов. Но позже, когда руководящая роль Моисея над Иисусом уже не оспаривалась, встала проблема серьёзнее - направить еврейскую колонну в восточный обход вместо прямого южного пути через Едом. Вот здесь-то иерусалимские жрецы показали мастер-класс. В храмовой пещере «обнаружился» настоящий Кумран древнейших папирусов, к прискорбию почти нечитаемых. Однако, храмовые кудесники (якобы) наработали изощрённые методы реставрации казалось бы безнадёжно запорченных манускриптов. И фрагмент за фрагментом стала открываться «подлинная» древняя история.

     Среди прочих нашёлся отрывок папируса о походе вокруг Мёртвого моря - скептики усомнились в подлинности. Еврейские беженцы не искали ведь приключений. Они мечтали скорее добраться до Земли Обетованной, а кратчайший и притом безопасный путь шёл по побеждённому Едому. Какого лешего пробиваться с боями по обходному пути вокруг Мёртвого моря?

     Однако, вскорости две новые «находки» прояснили ситуацию. Одна была  «древней» версией главы 20Чисел. И в ней не было битвы с едомским царём Амаликом. Да и царь был безымянным - просто царь Едома и всё. Этот едомский царь двинул войско к границе исключительно для защиты от возможной еврейской агрессии. Из второй находки – неведомой ранее главы 17Исхода, выяснилось происхождение легенды о битве с царём Едома с последующим проходом через территорию его страны.

     События библейских глав 17Исхода и 20Чисел разделяются временем, расстоянием и расположением в тексте. Но когда письменные источники  были (якобы) уничтожены пожарами и гнилью, эти главы сомкнулись в устной передаче в слитный эпизод из-за восприятия двух чрезвычайно схожих водопоев как одного и того же. При объединении в пересказе забылась «мелочь», то что в 17Исхода действие происходило вблизи священной горы, что ясно из слов Господа «Я встану перед тобой на скале в Хориве» (а Хорив далеко от Едома).
 
       Разные, но созвучные пустыни Цин (20Чисел) и Син (17Исхода) сделались в пересказе одной и той же пустыней Цин у границы Едома. Поскольку в 20Чисел евреи вошли в Цин, а в 17Исхода вышли (якобы) из неё же в Рефидим, произошла перестановка - более ранняя глава 17Исхода примкнула к более поздней 20Чисел сзади, а не спереди и бог невесть откуда взявшийся Амалик напал на еврейскую колонну когда она уже повернула на восток, избегая войны с Едомом. Да нет никаких проблем с этим Амаликом - ясно, откуда он взялся «догадались» простонародные умники. Раз рядышком стояло огромное свежее войско едомского царя, стало быть он и напал. Эти идумеяне всем известные разбойники – не упустят случая ограбить и обратить в рабов беспомощных путников – ничего святого у этого народца нет. И в едомской династии был ведь такой Амалик. (На самом-то деле Амалик Едомский, будучи внуком Исава, родного брата еврейского патриарха Иакова-Израиля, умер, конечно же, ещё до рождения Моисея и Иисуса Навина, но ведь безмозглый народ на такие пустяки внимания не обращает.) Сыграло свою роль также фонетическое сходство названий горы и моисеева сподвижника. Неприметный Ор забылся, а моисеев командный пункт благодаря созвучию его имени с горой переместился с безымянного холма, на котором Ор левую властную руку держал, на приграничную к Едому гору Ор.

      Евреи пошли на восток, только лишь из-за страха едомской рати. Но после её разгрома в вынужденном оборонительном бою открылась прямая дорога через Идумею. Продолжать обход не  было никакого резона. Тем более, что кровь павших героем вопила о мщении. Конечно же, изнурительный восточный поход был сменён на южную прогулку через Едом.

      О путешествии через Идумею в письменных источниках, естественно, не было ни слова. Но народные предания как и природа не терпят пустоты. Вакуум заполнился отсебятиной народных сказителей, бездумно проглоченной публикой. Когда через столетие, наступил мирный период, переписчики «восстановили» утраченные письмена на основе устных пересказов. И вместо реального исторического восточного похода вписали в свитки нафантазированный южный маршрут. Но теперь вот к счастью жрецы-археологи нарыли достоверные древние папирусы и шаг за шагом восстанавливают подлинную святую историю, в которой евреи шли обходным маршрутом.

    Столь логичные доводы жрецов-редакторов убедили бы самого Фому Неверующего. Кусок исходного текста с описанием едомской войны и прохода через побеждённую Идумею был уничтожен как зловредная ересь, заместившись жреческим новоделом. Главная проблема замены маршрута была успешно разрешена, однако проявился неприятный побочный эффект. В первой жреческой редакции приказ о повороте на восток Моисей отдал самолично, не будучи уверенным в способности ополчения, потрёпанного в кровавой рефидимской битве с кочевниками, выдержать новый бой со свежими силами едомского царя. За эту осторожность, воспринятую Господом как неверие в своё всемогущество, Моисей был торжественно упокоен на вершине горы Ор. (Аарон в версии того периода умирал не на горе Ор, о чём сказал Моисей во Второзаконии гл.10 ст.6). От обвинений в трусости Моисея очистили очередные «находки»: главы 13Чисел про засылку лазутчиков из пустыни Фаран и фраза из Второзакония о том, что Господь предостерёг Моисея от войны с братским народом.  Не вождь, а народные массы, устрашённые разведданными, проявили трусость, за которую вымерли в пустыне. Моисей же повернул на восток (уже сыновье, а не «египетское» поколение) по воле Господа, не пожелавшего братоубийственной войны. Да, Моисея Господь тоже не пустил в Землю, но не за трусость вовсе, а лишь за второй удар жезлом по скале. Но нужно ведь учесть, что в 20Чисел он бил скалу не своим испытанным посохом, который, видимо, к тому времени обломался о скалы, а жезлом Аарона – обрубком миндального дерева, хранившимся у Ковчега. И, может быть, Аарон не проинструктировал брата, какой у жезла ударный конец. Эх, будь у Моисея вместо хлипкой деревянной палки прочный металлический скипетр, может и сбылась бы его заветная мечта захорониться в Обетованной Земле. Так ведь таким предметом и творил чудеса Моисей в исходном авторском произведении, в котором моисеевым жезлом был знаменитый Медный Змей – Нехуштан.

     Вопреки Библии змея, схваченная Моисеем за хвост, в 3 главе Исхода не превратилась в прежний пастушеский посох (хотя и наделённый волшебством), а, замеднев, превратилась в волшебный Нехуштан, от тяжести которого прогнулись моисеевы руки в рефидимской баталии. Жрецы превратили настоящего Нехуштана в деревянную палку нехитрым трюком. Везде, кроме 3 главы Исхода, потихоньку заменили прямое название «Нехуштан» на неопределённое понятие «жезл», могущее означать любой продолговатый предмет как позох, так и Медный Змей, подразумеваемый из контекста. Затем «обнаружили» 21 главу Чисел, в которой Господь повелел Моисею сделать змея (не указав, что именно медного) на знамя. Фразы о выполнении распоряжения пока не было – подразумевалось, что пророк конечно же какую-то змеюку сделал – не суть важно из чего. Между жезлом-Нехуштаном и змеёй на знамени не виделось никакой связи до тех пор, пока не «нашлись» старинные точные варианты рассказов. Оказывается, в 21Чисел была пропущена фраза, что Моисей, исполняя волю Господа сделал на знамя именно медного змея, а в 3Исхода, змея, схваченная за хвост опять превратилась с виду в тот же самый деревянный посох, однако уже наделённый волшебством.

     Жрецы вразумили народ – когда-то папирусы были повреждены. В 21Чисел подгнила фраза, что Моисей сделал медного змея, а в 3 Исхода – запортилась фраза о превращении живой змеи в ту же палку. В голове какого-то сказителя по мотивам 21 главы книги Чисел перемкнуло, что Медный Змей появился в 3 Исхода как моисеев жезл. И хотя другие пересказчики рассказывали правильно, что змея опять стала палкой, народ поверил неправедному сказителю из-за того, что Моисей выглядел внушительней с Медным Змеем в руках.

     Какого чёрта жрецам нужно было бороться с этим Нехуштаном, если Моисей выглядел с Медным Змием гораздо эффектнее? Да, смотрелся бы эффектнее, но дело в том, что Господь не имел полномочий раздавать медных змеев. В древности на всём Ближнем Востоке и в прилегающих регионах змеями заведовали не боги, а богини, о чём свидетельствует древние эпос, литература и археологические артефакты: змеиная шевелюра Медузы-Горгоны, Гера, подбросившая змей в колыбельку Геракла, статуэтка критской богини, сжимающей в каждой руке по змее, повелительница змей – египетская богиня Кадош, держащая в одной руке букет лотоса, а в другой – букет змей.

    Но Кадош – не исконно египетская богиня. Это «импортированная» ханаанская Ашера, которую допленные евреи почитали как супругу Господа-Яхве. Не Господь, а Госпожа-Ашера встретившись с Моисеем на священной горе, повелела ему идти в Египет освобождать соплеменников, оснастив будущего пророка Медным Змеем. И не только направила, но сама возглавила спасательную экспедицию.

       От дельты до порогов Великой реки пронзила Египет жгучая весть о пришествии к царю египетскому из дикой пустыни неведомой богини Кадош (так Ашера назвалась для конспирации, скрывая истинные намерения и нейтрализуя козни колдунов). Сама богиня на приём к фараону пойти не соизволила, оставшись в походном расшитом золотом шатре - Скинии (Мишкане). Её представляла статуя, восседающая на крышке Ковчега на херувимовых крыльях. Этот золотой Ковчег, изукрашенный драгоценными каменьями, демонстрировал Кавод богини (многозначное слово, означающее власть, могущество, богатство, славу). В длиннобородом загорелом главе делегации с экзотическим Нехуштаном в руках невозможно было распознать некогда холёного вельможу, убившего надсмотрщика в состоянии аффекта и скрывшегося с места преступления.

     Радушный хозяин приветливо угощал гостей чаем с баранками,  но как только разговор о деле зашёл, благодушие с лица как рукой сняло. Что, ваша богинька требует отпустить в пустыню на целую неделю рабское стадо для жертвоприношений? Да я лучше их самих скормлю в жертву крокодилам. Не самозванка ли ваша Госпожа? Да будь она трижды богиней – пусть не суёт нос в мои фараоновы дела!

     Добром дело не сладилось и Ашере-Кадош пришлось применить меры принуждения. В Ханаане богиня плодородия и плодовитости обеспечивала деторождение, приплод скота, урожай посевов. Но в Египте она стала плодить менее приятные создания. Сначала бурно зацвела вода открытых водоёмов, сделавшись негодной для питья. Египтянам пришлось добывать воду из выкопанных ям. Затем неимоверно размножились жабы, покрыв ковром землю. Земноводные прыгали даже в тарелки с едой. От аромата околевших жаб Египет превратился в гигантскую выгребную яму.

     Но это были цветочки. Далее налетели кровососы, затмившие белый свет. Жена и дети с плачем умоляли владыку Египта смириться, но, штукатуря волдыри гримом, фараон стоически терпел зверское желание зачесаться в самых непотребных местах. Однако строптивец постепенно сдавал позиции  и после седьмой экзекуции – побитии градом посевов льна и ячменя, лишившим египтян обнов одежды и пива на целый год, капитулировал.

      Пусть недельку погуляют праздные бездельники: три дня туда, день на жертвы, три дня обратно. Плети надсмотрщиков возместят ущерб от прогула вдвойне. Пустыня дальше трёх дней пути абсолютно безводная – не убегут. К тому же за пустыней море, а откуда флот у пустынной богини? Не ведал фараон, что Ашера может выбивать воду из скал, что на небесах заблаговременно запасена манна и что морская стихия дружественна к богине, по совместительству охраняющей финикийские морские причалы. Не даром же в титуле Великой Богини помимо всего прочего значилось Ашера Морская.

                /продолжение следует/