Из письма товарищу- молодому преподавателю

Олег Лаврусенко
     У баяна справа имеется пять-шесть рядов клавиатуры, а слева ещё больше, к тому же недоступных восприятию,  способствующему ,,заблудиться,,. В результате часто пальцы останавливаются в ожидании, пока в голове исполнителя появится представление следующего участка клавиатуры. Умные пальцы ждут команды. А слушатели, забавы ради, считают количество запинок. Этот недостаток легко убирается, если в медленном темпе в зрительных представлениях проследить за клавишами, которые расположены впереди исполняемых, не допуская задержки внимания на тех, которые исполняются, или уже исполнены. При этом уместно сравнение с водителем автомобиля, который не смотрит вперёд на дорогу. Только автомобиль не останавливается, когда водитель зазевался.

    Все знают Буратино. Как отец Карло его сделал? Взял кусок дерева, топором, ножом вырезал, вытесал куклу. Как её оживить? Надо вспрыснуть живой водой! Где её взять?... Вернёмся к музыкальной жизни. Вы выучили, «вытесали» произведение. Как его оживить? У каждого есть живая вода! Это ваши чувства, переживания, эмоции. Подбирайте из памяти чувства, которыми вы хотите наделить своё исполнение, (кстати, эмоциональная память самая сильная из всех видов памяти) и произведение оживёт. На этом основана магия воздействия на слушателей.

    Почитай брошюру на странице 20 в статье музыкально-исполнительский образ о лишних мышечных напряжениях. Твоему парню дай почитать Йожефа Гата о движениях корпуса, шарнирах в тазобедренных суставах при прямой спине. Акцент делается не движением носа, а движением части левой руки, предплечьем. Сильная доля отмечается толчком ног в пол. Слышишь, что звучит плохо — ищи брак в движениях. Сделал ученик правильные движения — переводи внимание на слуховое восприятие, затем на слуховое представление. Будь умным. Учись на опыте других.