История лужских кинематографов

Александр Носков2
 
            1. ПИОНЕР ЛУЖСКОЙ КИНОФИКАЦИИ Л.С.СИРЯЧЕНКО-ШЕВЧЕНКО.
   
   Как начиналась история лужской кинофикации? По этому вопросу, несмотря на его уже достаточную изученность, удалось найти новые материалы, взятые за основу данной статьи.
      Как известно, первый лужский кинематограф был открыт Леонтием Семёновичем Сиряченко-Шевченко, ранее жителем деревни Холомцы, расположенной поблизости от нынешнего посёлка Тесово-IV. В Холомцах он держал лавочку и, накопив капитал,  перебрался в Лугу, где занялся торговлей обувью.
         Кинематограф Сиряченко-Шевченко открылся 1 декабря 1909 года в арендованном помещении в доме В.Г. Суслова, крестьянина Царскосельского уезда. Дом Суслова, обращенный к Базарной площади, стоял по адресу ул. Гдовская, 24 (1). Сейчас примерно на этом месте находится магазин подарков на ул. Дзержинского. Сразу же после своего открытия кинематограф, по словам профессора В.И.Хрисанфова, завоевал симпатии лужан, «которые раньше развлекались тем, что ходили на станцию смотреть, как приходят и уходят поезда» (2).
      В доме Суслова кинематограф продержался недолго. Причиной тому стала опасность обрушения потолка кинозала, прогнувшегося по причине составных потолочных балок (3).               
      Согласно В.И.Хрисанфову,  Сиряченко-Шевченко в марте 1910 года перевёл свой кинематограф «с Базарной площади  на Успенскую улицу в «дом Тирана», расположенный на углу Гдовской ул».(4). Изображение этого трёхэтажного каменного дома, где с 1908 года размещалась Земская уездная управа, находим на нескольких открытках с видами старой Луги.
         Кинематограф действительно был открыт в доме Тирана, но не в том, что выходил на Успенскую улицу, нынешний проспект Володарского, а расположенном на противоположной стороне квартала. Дело в том, что участок отставного штаб-ротмистра Александра Александровича Тирана, с мая 1911 года ставшего предводителем дворянства Лужского уезда, простирался от Успенской улицы до улицы Пески, ныне Красной Артиллерии. Здесь, на Песках, вторым от угла с Гдовской, ныне Дзержинского, улицей стоял ещё один принадлежавший Тирану  дом. Это была  скромного вида  каменная постройка, которая и была арендована Сиряченко-Шевченко под свой кинематограф. Подтверждением тому служит Акт осмотра кинематографа, составленный 8 апреля  1911 года. в присутствии его владельца «Шевченко-Сериченко»(так в подлиннике -А.Н.). 
       «Кинематограф устроен в1 этаже каменного здания, принадлежащего г.Тирану, расположен на углу Песочной (Пески-А.Н.)  и Гдовской улиц» (5)  В Акте приводится любопытная подробность, касающаяся нормы вместимости кинематографических заведений: 8 человек на квадратную сажень площади зрительного зала. Таким образом, при  площади  28 кв. сажен зал  кинематографа Сиряченко-Шевченко  мог вмещать не более 225  зрительских мест.
         По тем временам «Сатурн» был достаточно фешенебельным заведением, освещался электричеством, имея вдобавок  запасное «керосиново-ламповое» освещение. Летом 1910 года его удостоил своим посещением великий князь Андрей Владимирович, во время своего нахождения в Луге вместе с офицерской артиллерийской школой.
     По  сообщению председателя Лужской уездной управы Василенко от 2 июля 1911 года  других кинематографов в пределах уезда не имелось (6). В том же году по окончанию летнего сезона  кинематограф  закрылся на ремонт..
        Ремонтные работы были завершены в начале следующей осени.. 24 сентября 1912 года. Сиряченко-Шевченко направляет следующее прошение  в Губернское правление: «Прилагаю  при сём 2 экземпляра плана принадлежащего мне кинематографа в г. Луге на улице Пески, прошу Строительное отделение утвердить таковой и выслать мне копию, а также свидетельство на открытие действий кинематографа» (7).
      На чертёже озаглавленном: «План электро-театра Сатурн» .представлен зрительный зал кинематографа с парадным входом и запасными выходами, местоположением балкона, экрана и входа в аппаратную камеру (8)..К плану приложены план местности и  поперечный разрез здания кинематографа, которое будучи вторым от угла с Гдовской улицей находилось на месте ныне  занятом жилым домом по адресу  ул. Красной Артиллерии 5/10.
        Обновлённый «Сатурн» с залом на 230 мест был освидетельствован  8 октября 1912 года. Его открыли по временному разрешению, дав месячный срок на устранение ряда неисправностей. Право деятельности на весь зимний сезон 1912-13 годов он получил по Акту осмотра от 25 ноября 1912 года (9).
      Оставаясь единственным кинематографом  Луги и уезда электро-театр «Сатурн» стал местной достопримечательностью. Его посещение включалось в программу торжественного приёма  знатных гостей города. 9 ноября 1912 года Луга встречала вновь назначенного губернатора графаА.В.Адлерберга. «После молебна губернатор посетил Лужское городское общественное управление. .. Лужское земство устроило обед в его честь… После обеда губернатор посетил кинематограф «Сатурн»(10).
     Следующее освидетельствование  по 1 августа 1914 года «Сатурн» прошёл без помех. Правда, ему уменьшили до 200 допустимое число посетителей киносеанса. К тому же  нахождение кинематографа вместо Песков указано по Гдовской улице.  (11)
     Что же касается лужских адресов проживания самого Л.С. Сиряченко-Шевченко то их нами выявлено только два... Ранний из них – Покровская ул. 52. По адресной описи 1914г. этот дом принадлежал наследникам Емельяна Петровича Смирнова, крестьянина Тверской губернии. Этот дом был вторым к югу от перекрёстка  с Комаровым переулком  ( ныне ул. Яковлева).
        В1915 году  Сиряченко-Шевченко поселился на Новгородской (ныне Антонины Петровой) улице в доме № 4. Свидетельством тому является  газетное объявление: Кинематографу «Сатурн» требуется рабочий. Обращаться Новгородская,4, кв. Шевченко. (12). Этот дом на несколько квартир, принадлежал СПб  – Варшавской ж/дороге. Он был вторым от набережной р.Луги (13).
    В зимний сезон 1915-16гг «Сатурн» вступил с новым собственником, которым стала старорусская мещанка Анна Георгиевна Грюнберг., проживающая в Луге, на Успенской улице в доме Павловской. По «Указателю владельцев участков» 1914 г. Это был дом       № 52, принадлежавший жене дворянина Алине Ивановне Павловской (14). Он находился к югу от перекрёстка с Болотной улицей, почти напротив современного отделения Сбербанка.
   2 октября 1915 года Анна Грюнберг направляет Прошение об осмотре её кинематографа, находящегося в г.Луге «по Гдовской улице в доме Тирана, осмотренного и .разрешённого к действию в прошлом году». (15).Кинематограф был осмотрен 22 ноября  и, несмотря на отдельные замечания,  был допущен в эксплуатацию.
      Досконально неизвестны обстоятельства, по которым «Сатурн» перешёл в руки г-жи Грюнберг. Возможно, это случилось в силу партнёрских отношений между ней и Сиряченко-Шевченко. В пользу этого свидетельствует Прошение последнего прислать в г.Лугу  «техников для осмотра  летних построек и кинематографа, находящихся в Городском парке  за ж/дорогой по Киевской улице в квартале № 154» (16).При этом Сиряченко-Шевченко выступил, как  поверенный А.Г.Грюнберг - арендаторши территории данного парка. На самом деле парк находился у Грюнберг в субаренде.
    154 квартал в г. Луге представлял собой прямоугольный участок естественного леса между улицами Киевской и Смоленской, а также межу переулками Демьяновским и Белозерским. Изначально его арендовал у города лужский предприниматель С.Н.Яшинин, который выстроил здесь открытую сцену, танцевальный и выставочный павильоны, будку для музыкантов, а также  помещение для кинематографа. Однако, по резюме губернского инженера от 8 июля 1914 года ввиду замечаний по электрике открытие кинематографа было отклонено(17)  Только передача дела в руки Сиряченко-Шевченко помогло положительному решению данного вопроса. 
         25 июля 1915 года, спустя полтора месяца после получения временного права на использование парковых построек вкупе с кинематографом, Сиряченко-Шевченко направляет очередное прошение в Петроградское губернское строительное отделение: «Имею честь просить ..  разрешение мне продолжить эксплоатацию арендуемого мною от Яшинина городского парка за железной дорогой» (18).Тем самым он подтвердил, что парк продолжал находиться у него в субаренде.
      Ныне территория бывшего 154 квартала занята участками индивидуальной застройки.  Только на углу с Демьновским переулком здесь высится 4-х этажный дом довоенной постройки по адресу - ул.Киевская, 53.
     Дальнейшая судьба «Сатурна» остаётся неизвестной. По меньшей мере, до 1931 года в  Луге действовал всего один кинотеатр: «Прогресс» на пр. Володарского,5 (19).. Также были в городе «Летний театр» (бывший театр Ограновича) и «Зимний театр» на пр.Володарского, 12 (19).
      Прогресс во второй половине 1930-х годов переименовали в детский кинотеатр «Смена».(20).  «Зимним театром»  назывался Государственный драматический театр уездного Дома просвещения с залом на 314 человек (21).. Судя по адресу, он находился в доме Тирана на Успенской ул., 12, в том самом, где до революции располагалась Земская управа. Однако,  у В.И. Хрисанфова говорится, что на 1931 год «Зимний театр» действовал, как второй кинотеатр города (22).  Здесь же сказано, что в Луге «в 1938 г. продолжал функционировать кинотеатр «КИМ», который к 1940 г. стал единственным кинотеатром в Луге (23).
       Подробные сведения о кинотеатре «КИМ» (Коммунистический интернационал молодёжи) приводятся в воспоминаниях  лужэского старожила Леопольда Шейндлина.    «КИМ» был большой благоустроенный кинотеатр со зрительным залом примерно на 400 мест. Он находился в здании земской управы на пр. Володарского... Здание, в котором находился «КИМ» принадлежало богатейшему помещику Лужского уезда Тирану…Хорошие билеты в «КИМ» стоили 3 рубля. К примеру, билет до Ленинграда стоил 2 р. 70 коп…. В нижнем этаже кинотеатра «КИМ» были кассы. На втором этаже было большое фойе с паркетным полом. Вдоль стен – симпатичные скамеечки, обтянутые дерматином. На стенах были портреты популярных артистов В фойе был хороший буфет…
   Вход в зрительный зал был из фойе второго этажа. Кресла располагались рядами на разных уровнях, снижаясь по направлению к экрану до пола первого этажа. У крайних мест первого ряда был выход в город.
   В этом кинотеатре была хорошая сцена с  кулисами и уборными для артистов. Здесь часто выступали приезжие артисты и лужская самодеятельность Проводились торжественные вечера, посвящённые государственным праздникам. Они непременно заканчивались концертом» (24).
   Нетрудно догадаться, что кинотеатр «КИМ» был преемником  вышеупомянутого «Зимнего театра» и, продолжая быть театральной площадкой, занимал принадлежавшие этому театру помещения.   
     В конце 1990-х годов кто-то из родственников  Л.С.Сиряченко-Шевченко  рассказывал, что  в советское время Леонтию Семёновичу  предложили работать директором его бывшего кинематографа, переименованного в  «КИМ». Он отказался и уехал с дочерью и сыном в Варшаву. Пока, что это остаётся версией требующей дополнительного изучения.
 .  В свою очередь В.И.Хрисанфов упоминает о кинематографе «Парижская коммуна», находившемся в Луге в начале 1920- х годов.  Здесь  впервые состоялась запись  представителей лужской молодёжи  в .члены РКСМ..(25)  Можно ли соотнести этот кинематограф с «Сатурном» Сиряченко-Шевченко покажут дальнейшие изыскания.      

.
   
Примечания:

1. ЦГИА СПБ, ф.861, оп.1, д.1880.
2. Хрисанфов В.И. Незнакомая Луга. Луга, «Сарай», 2009. С.135.
3. ЦГИА СПб, ф.256, оп.29, д.426. Л.1.
4. Хрисанфов В.И. Незнакомая Луга. Луга, изд-во «Сарай», 2009. С.135..
5. ЦГИА СПб, ф.256, оп.30, д.364, Л. 76-76 об.
6. Там же. Л. 87.
7. Там же, д.753. Л.1..
8. Там же. Л.5.
9. Там же. Л.30.
10. Хрисанфов В.И. Ук. соч.С.144-145.
11. ЦГИА СПб, ф. 256, оп. 30, д. 753. Л.46.
12. «Лужская жизнь» от 30 мая 1915 г.
13. Указатель владельцев участков Лужской городской управы. ЦГИА СПб,
        ф.861, оп.1, д. 2015.
14. Там же.
15. ЦГИА СПб, ф. 256, оп. 33,  д. 341. Л.1..
16. Там же, д. 99, Л.!.
17. Там же, оп. 32, д.281. Л.14-15.
18. Там же. Л. 22.
19. Весь Ленинград на 1930 год. Лужский округ. С.73.
20. Шейдлин Л. Луга. Воспоминания старожила. Луга, изд-во Голубева,
        2014.С. 74-75.
21. Хрисанфов В.И. Лужский кай в 1920- 1930 годы. Книга IV. Общественная
        жизнь. Луга, изд-во Голубева, 2015. С 19. 
22. Там же. С. 28.
23. Там же.
24. Шейдлин Л. Ук. Соч. Сс.74 – 76.
25. Хрисанфов В.И. Лужский край в 1917 – 1920 годы. КнигаII (1919-1920
        гг.) Луга, изд-во Голубева, 2010. С.100.



       2. ФЕДОТ ДА НЕ ТОТ. ФИАСКО КРЕСТЬЯНИНА ПАХОМОВА.

      Продолжаем историю зарождения лужской кинофикации.
      В прошлой статье в  «Провинциальных новостях» мы рассказали о заслугах   предпринимателя из крестьян Л.С.Сиряченко-Шевченко в деле приобщения лужан к кинематографическим сеансам. Для их устройства он пользовался исключительно арендованными помещениями, что составило особенность начального  этапа лужской кинофикации, приходящегося на  1909 – 1911 гг..
     Строительство в Луге специализированных кинематографических заведений восходит к 1912. Одна из первых попыток в этом направлении была предпринята лужским торговцем Г.П.Пахомовым.
      Гаврила Пахомович Пахомов происходил из крестьян  села Видони Феофиловской волости Лужскоо уезда. В Луге ему принадлежали земельные участки на Успенской улице и в Заречной части города. Это был весьма успешный предприниматель, разбогатевший на торговле  промышленными товарами. Их  рекламный перечень в «Дачном путеводителе» 1909 года, набранный мелким убористым шрифтом, занимает полторы страницы (1). Здесь сельско-хозяйственные орудия: плуги, бороны, сохи соседствуют с чугунным литьём, Железо разных сортов с рельсами и строительными балками, разнообразные строительные материалы, намогильные кресты и решётки, кухонная посуда, мебель, слесарные, токарные и прочие инструменты, корзины для цветов, сундуки и чемоданы, корабельные цепи. Казалось бы, куда больше?! Однако, тут же ещё  продавались  порох и охотничьи припасы, оконные, зеркальные и цветные стёкла, различные лаки, верёвки, шорный и смазочный товар, дубовые бочки, вёдра, прачечные лоханки и в завершение: чай разных фирм и сахар. Согласно «Путеводителю», вся эта торговля велась Пахомовым  при его собственном доме по адресу: Успенская улица, 7.
     4 января 1912 года Пахомов направляет  в лужскую Городскую управу  заявление. «Покорнейше прошу выдать мне удостоверение в том, что на постройку кинематографа со стороны Городской управы не имеется [препятствий]:, которое мне нужно для предоставления в Губернское правление с предоставлением выработанного плана. Предполагаемый кинематограф должен быть построен на [моём] собственном плановом месте по Успенской улице в 74 квартале, под № 7.(2)
     Надо полагать, что Городская управа удовлетворила просьбу Пахомова, так как  29 января 1912 года он направляет в  губернское Строительное отделение прошение разрешить ему строительство  кинематографа на его участке по Успенской улице. Планы каменного здания предполагаемого кинематографа были высланы в Строительное отделение заказной бандеролью.
     На чертежах изображён двухэтажный особняк в чём-то похожий на существующее здание кинотеатра «Смена».В простенке второго этажа, соответствующем глухому эркеру «Смены», красуется вывеска «Успенский кинематограф».
    14 марта 1912 года проект был рассмотрен губернским Строительным отделением  В результате было выявлено, что он не отвечает нормативным требованиям для кинематографов, не выдержан 5 саженный разрыв от соседних построек, лестничные ограждения не безопасны в пожарном отношении, аппаратная камера устроена в середине помещения. В результате на  листе с просьбой  разрешить строительство кинематографа.  добавилось всего одно слово : «Отказать». (3).
      Тем не менее,  кинотеатр на бывшей Успенской улице Луги каким-то образом появился и дошёл до наших дней, причём,  в строгом соответствии с адресом  бывшего пахомовского домовладения.  Правда,  улица изменила своё название, став проспектом Володарского. Зато дом, как был под номером 7, так  под ним и остался.   
      Нами был сделан вывод, что Пахомов, внеся поправки в проект, получил желанную резолюцию Строительного отделения. Именно, переработкой проектного решения мы объяснили изменение  в конструкции  крыши кинематографа, которая перестала быть двускатной, а также в решении главного входа в здание.  Вывод, что  кинотеатр «Смена» является бывшим  «Успенским кинематографом» мы опубликовали в «Лужской правде».(4),  затем в книгах, посвящённых  строительству  города Луги.
    Только один вопрос продолжал быть неясным. Почему в своём обращении в Городскую управу Пахомов сообщает, что его кинематограф должен быть построен на территории 74 квартала, ныне занятого площадью Ленина, тогда, как кинотеатр «Смена» находится в 66 квартале исторического плана  Луги. Установить истину помогли перечни уличных адресов города, обнаруженные нами в 2016 году.
       В списках  1910 года и в более позднем, за 1914 год, участок Г.П.Пахомова числится за №11. Он, действительно, располагался  на территории 74 квартала, на углу Успенской и Гдовской (ныне Дзержинского) улиц, т.е. в северо-восточном углу нынешней площади Ленина. Возвращение к ранее просмотренным архивным материалам выявило, что свой кинематограф Пахомов  собирался построить вдоль южной стороны участка, на границе с соседним участком, принадлежавшем купцу Э.У.Ривошу.
       Потерпев фиаско от Строительного отделения,  Пахомов всё-таки приступил к строительству  двухэтажного каменного здания, разместив его длинным фасадом вдоль Успенской улицы. К концу 1913 года  были выведены стены его первого этажа и начат второй этаж (5)..Затем, он обратился за разрешением  о каменной пристройке к этому зданию, второй этаж которой должен «представлять из себя один большой зал с отдельными.. входами»(6).. Что вышло из этой затеи – неизвестно. Скорее всего, Пахомову всё же удалось компенсировать полный провал затеи с кинематографом, за счёт других построек.   

1. Дачный путеводитель Луга и её окрестности, Луга, издание О.Ф.Луцевича,
        1909.
2. ЦГИА СПб, ф.861, оп.1, д.1955. Л.2-2об.
3. Там же, ф.256, оп30, д.434. Л.5-6.
4. Носков А., Набокина О. Здание кинотеатра «Смена». «Лужская правда» от
        18 декабря 1993г.
5. ЦГИА СПБ,  ф. 1546, оп. %, д.113. Лл. 2-4.
6. Там же, ф. 861, оп.1, д.1955.. Л. 12.
 


 
     3. КИНОТЕАТР «СМЕНА» - АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ЛУГИ.


     Итак, с «Успенским кинематографом» разобрались. Осталось прояснить  вопрос с кинотеатром «Смена». Ответ на него затянулся всё из-за той же путаницы со старыми адресами.
    30 января 1912 года в губернское Строительное отделение поступило ходатайство  петербургского архитектора Фёдора Алексеевича Корзухина   об утверждении разработанного им проекта каменного двухэтажного дома для строительства на участке лужского мещанина и успешного предпринимателя Степана Николаевича Яшинина, состоявшего в 66 квартале г. Луги по Успенской улице под №3. По желанию заказчика в нижнем этаже дома предполагалось устройство магазина, в верхнем же этаже  должно было находиться  «помещение для кинематографических представлений»(1).
      9 февраля 1912 года  лужская Городская дума направила в Строительное отделение  уведомление, что проект дома Яшинина был ею рассмотрен и она даёт своё согласие на открытие в нём кинематографа (2). 
      Главный фасад здания  Ф.А.Корзухин решил в стиле модерн с использованием металлического декора в оформлении главного входа, подоконных  решётках второго этажа, декоративных сферах, фланкирующих аттик центральной части здания, акцентированной полукружием эркера, чётко читаемым на плане 2-го этажа. Украшением фасада является орнаментальный фриз с театральными масками по краям.(3).
     Наличие эркера, навес над входом,  поэтажные планы имеют несомненное сходство с кинотеатром «Смена». Почему же в таком случае кинематограф Яшинина указан по такому странному адресу – Успенская, 3?
      В «Ведомости полицейских номеров по улицам г.Луги» на  1910 го в пределах 66 квартала по нечётной стороне Успенской улицы от современной улицы Связи до ул. Дзержинского числилось  5 плановых мест т.е. участков...Угловой участок №1, принадлежал крестьянину Тверской губернии А.П.Шарапову. Это здесь, через пару лет, новым владельцем Освальдом Андреевичем.Янцоном  будет выстроено здание Семейного собрания, где ныне размещается Отдел вневедомственной охраны лужского РОВД. Участок №3, который, огибая территорию почтовой станции, выходил на угол современной ул.Связи и пр. Кирова,  принадлежал Н.Н. Болотову.и Ко. За ним шёл участок №5 купца М.А.Быкова. Он выходил западной стороной на Покровскую улицу зданием современной музыкальной школы им. Н.А.Римского-Корсакова. Здание бывшей женской консультации, также относилась к участку Быкова. До революции здесь размещалась часовая мастерская Арона Таубина. Пресловутым участком №? владел некто Савин. Угловой с Гдовской улицей участок №9/13 принадлежал  лужскому 2 гильдии купцу. Г. В. Савину.(4)  Фамилий Яшинина и, тем более, Пахомова в этом списке мы не находим.
      Через четыре года в списке владельцев вышеперечисленных участков произошли  следующие изменения. Участок №1, перешедший от Шарапова к Янцону снова поменял владельца и стал принадлежать жене лужского купца  Марии Освальдовне Ост. Участок №3 перешёл к Ф.А. Бекману и О-ву «Бавария». Участки под №№ 5 и 9 сохранили своих владельцев. Интересующую нас фамилию мы нашли у нового владельца 7 участка, который стал принадлежать Степану Николаевичу Яшинину (5).
      !9 марта 1912 года  Яшинин обратился  в лужскую Городскую управу за разрешением «поставить забор по Успенской улице .. длиною 7саженей на время производства работ по постройке предполагаемого (им) здания для кинематографа»(6)
   В трёхдневный срок его просьба была удовлетворена. Ему разрешили поставить забор с выступом на улицу 5 аршин с устройством пешеходного прохода 1 аршин (7)
      Электрическое освещение кинематографа должен был обеспечивать 16 сильный двигатель внутреннего сгорания.  Городская дума  поставила условие, чтобы «при работе керосинового мотора исключить шум, копоть и зловоние от него» (8).  Размещение двигателя предполагалось  под площадкой первого этажа лестницы, ведущей в зрительный зал.
     !9 ноября 1912 года в Строительное отделение была представлена схема электрического обеспечения кинематографа с  помещением   электростанции на соседнем участке, принадлежавшем Быкову
    !4 декабря Строительное отделение приняло решение выдать С.Н. Яшинину «установленное свидетельство на право открытия действия кинематографа с электрическим освещением в г. Луге, по Успенской ул., 3 сроком по 1- е июля 1913 г. с условием допущения в кинематограф одновременно не выше 150 посетителей» (9) 
       Дату 27 декабря (или 14 декабря по старому стилю) следует считать Днём рождения  кинотеатра «Смена».
     Откуда взялся этот непонятный адрес Успенская ,3? Скорее всего в нём отразилось реальное положение с застройкой  по данной стороне 66 квартала. На 1910-11 гг  дом Янцона на углу с Базарным переулком  был ещё в проекте, следующий за ним участок тоже оставался пустым. Отсчёт почтовых адресов мог вестись только от дома Быкова, ныне здания бывшей женской консультации. В этом случае плановое место  Яшинина могло проходить под №3, следующий за ним участок – под №5 и, напомним, участок Пахомова с его неудавшимся »Успенским кинематографом» мог значиться под №7, вместо 11-го, согласно  официальной ведомости городских землевладений.
       11 июля 1913 года кинематографу в собственном доме Яшинина  продлили очередной срок действия до июля следующего года. При этом доверенным лицом Яшинина выступил Роберт Романович Фриск, бывший редактором газеты «Лужский листок», с которой началась история местной прессы(10)..
      Кинематограф Яшинина  стал называться  «Прогресс».. Впервые под этим названием он значится в заявлении арендующего  его Александра Ивановича  Иванова, который  в начале июня 1914 года направил в губернское Строительное отделение  просьбу «назначить техника для осмотра действующего кинематографа «Прогресс» с электрическим освещением, находящийся в г.Луге по Успенской ул., №3…Ранее свидетельство . было выдано на имя С.Н.Яшинина, ныне же кинематограф арендуется мною» (11). Проверка провёдённая инженер-электриком  М.Зеленцовым привела к положительному результату, что было зафиксировано в Акте от  19 июня того же года, в котором  впервые указан точный адрес кинематографа – Успенская улица, дом №7.
   В «Общем алфавите владельцев предприятий по1-му участку Лужского уезда» на 1915 г. владельцами «Прогресса» кроме А.И.Иванова названы некие В.В.Иванов и А.А.Рутковский(12).
    Определённый интерес вызывает личность самого А.И.Иванова. В том же «Алфавите владельцев». Александр Иванович Иванов назван издателем газеты «Лужская жизнь» по адресу: Луга, Новгородская улица, дом Глебова. Кроме того, ему принадлежала торговля хлебными товарами по адресу  Новгородская ул., 24, а также булочная-кондитерская, в собственно доме на Успенской улице.
    5 декабря 1914 года  в 4 часа 30 минут дня в помещении  обслуживающей кинематограф электростанции случился пожар по недосмотру машиниста Чернявского.. «Умышленного помысла с чьей либо стороны не установлено. Убыток от пожара заявлен в 2000 рублей»(13).  Кинематограф остался обесточенным. Иванову разрешили временно подключить «Прогресс» к городской станции, принадлежавшей А.А.Траскину. К 5 апреля 1915 года все сгоревшие части были заменены новыми и через несколько дней автономное электропитание кинематографа .было возобновлено.
     Подлинной трагедии удалось избежать благодаря бдительности посетителей кинематографа, направивших в начале января 1916 года заявление на имя Петроградского губернатора. В заявлении сообщалось, что арендаторами кинематографа в нижнем помещении зрительного зала сложено 5 бочек керосина, «к тому же тут же,.под зрительным залом, помещается духовой оркестр»(14). Далее следует просьба, чтобы арендатор Иванов керосин убрал  и залатал пробоины в бетонном полу. Обращение возымело незамедлительное действие. В рапорте помощника пристава своему начальнику от 22 января 1916 года было доложено, что в помещениях кинематографа «керосин  нигде не обнаружен» (15)
   О послереволюционной судьбе кинематографа  рассказывается в воспоминаниях лужского старожила Леопольда Шейндлина.
       «В Луге до войны было два кинотеатра «КИМ» и «Прогресс». Кинотеатр «Прогресс», приблизительно на 100 мест…во второй половине  30-х годов был переименован в кинотеатр «Смена», т.к.в нём стали показывать только детские кинофильмы. Билеты в кинотеатр «Смена» были раза в три дешевле, чем в «КИМ». По этой причине в «Смену» ходило много взрослых. Когда в Лугу привозили новую картину, её сначала показывали в «КИМе». Какое-то время плёнка оставалась в Луге и её показывали вторым экраном                в «Смене». Многие лужане дожидались этого времени, чтобы посмотреть картину подешевле. Хорошие билеты в «КИМ» стоили 3 рубля. К примеру, билет до Ленинграда стоил 2р. 70 коп., пол-литра водки – 6 руб…Несмотря на дороговизну, билеты в кино было очень трудно достать. Приходилось покупать их утром даже на последний сеанс.
    Когда шли особенно популярные фильмы, и «КИМ» не  мог вместить всех желающих, те же самые фильмы показывали и в «Прогрессе». Коробки с отдельными частями фильма переносили через перекрёсток пр.Володарского и ул. Дзержинского» (16).
      В Лужской правде» от 1 декабря 1979 года напечатана статья «У истоков» без указания автора. Здесь сообщается, что 2 декабря 1919 года в Луге, в ходе проведения «Недели красной молодёжи» в кинотеатре «Парижская коммуна» (ныне «Смена») состоялся митинг молодёжи. В тот день в комсомол записалось 22 человека. «2декабря 1919 г. считается Днём рождения Лужского комсомола» (17)
        Во время войны, согласно воспоминаниям другого лужского старожила, краеведа и художника, Н.А.Павлючука в бывем кинотеатре «Прогресс» «размещалась лютеранская кирха для  немецких военнослужащих лужского гарнизона».(18)
       Здание кинотеатра «Смена» частично разрушенное в войну было восстановлено в первые послевоенные годы. Позже к ним пристроили здание большого зала кинотеатра. Сегодня «Смена осталась единственным кинотеатром Луги.
     В заключение приведём сведения о создателе исторического здания малого зала кинотеатра «Смена»
      Фёдор Алексеевич Корзухин (1875 -1941), архитектор, выпускник Академии художеств(1901), сын замечательного жанрового живописца Алексея Ивановича Корзухина, выпускник Академии Художеств (1901). По проектам Ф.А.Корзухина построено несколько домов в Санкт-Петербурге, среди них здание кинематографа «Ассамблея» (1913) по адресу – ул. Лизы Чайкиной, 2-4, правая часть.
  В советское время проектировал гидроэлектростанции.
      Кинотеатр «Смена», бесспорно, достоин статуса регионального объекта культурного значения. К сожалению, пока не обнаружены довоенные снимки этого здания, чтобы судить насколько изначально оно соответствовало авторским чертежам,
,


1.      1ЦГИА СПБ, ф.256, оп.30, д. 432. Л.1.
2. Там же. Л.4.
3. Там же. Лл.10, 14.
4. Там же, ф.861, оп.1, д.1880.
5. Там же, д.2015.. 1914г.
6. Там же, д.1955. Л. 4.
7. Там же. Л. 5.
8. Там же, ф. 256, оп 30, д. 432. Л. 27.
9. Там же, Л. 42об.
10. Там же, оп. 31, д.547. Л 1.
11. Там же, оп. 32, д.169. Л.1.
12. Там же, ф.. 861, оп.1, д.2066а.
13. Там же. Л.23.
14. Там же. Л. 46.
15. Там же. Л. 49.
16. Шейндлин Л.М., Луга. Воспоминания старожила..Луга, изд-во Голубева, 2014.      Сс 74-75
17. «Лужская правда» от 1 декабря 1979г.
18. Павлючук Н.А.Это было так.Кн. 2, «Под немцами, часть 2 Без места и
        года издания. С.158.












».