781 Боевая подготовка корабля 01 09 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 781. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Боевая подготовка корабля. 01.09.1974 года.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Это снимок был сделан вечером во вторник 14 мая 1974 года на моём рабочем месте в корабельной библиотеке, но он точно иллюстрирует моё настроение и состояние в воскресенье 01 сентября 1974 года после моего визита к заместителю командира корабля по политической части, капитан-лейтенанту А.В. Мерзлякову с моими предложениями по улучшению боевой и политической подготовки экипажа БПК «Свирепый».


В предыдущем:

Было немного обидно, досадно, но ладно. Только жаль, очень жаль, у меня была отличная служба на корабле и мне надо также отлично её завершить, а остальное теперь уже не моя забота, - «заботчиков» теперь и без меня хватает…

Надо было спешить на ют к установкам поиск и помеха (ПИП) РЭБ, чтобы встретить нового старпома во всеоружии знаний и опыта, поэтому я, не мешкая, позвонил куда надо и кому надо и через 5 минут всё моё отделение из трёх молодых матросов, один из которых был подвахтенным дневальным в кубрике, стояло по стойке смирно и внимательно слушало, что я им внушал вполголоса, перед приходом старшего помощника командира корабля.

Вообще-то учебный год боевой подготовки в ВС СССР начинается 1 декабря, а также боевая и политическая подготовка на кораблях ВМФ СССР не прекращается круглогодично и никогда не прерывается, только усиливается и конкретизируется, ведётся более активно и планомерно, по планам-графикам БПП (боевой и политической подготовки) в периоды смены личного состава (увольнение в запас и приём новобранцев) и в период подготовки к БС (боевой службе), когда корабли сдают курсовые задачи «К-1», «К-2», ПЛО», ПВО» и «ПДСС».

Вот и теперь с приходом нового старшего помощника командира корабля на БПК «Свирепый» активизировалась БПП, потому что новый старпом и наш замполит решили по-своему, то есть по-новому организовать весь процесс боевой и политической подготовки экипажа БПК «Свирепый», одновременно, сами обучаясь управлению корабельным хозяйством, вооружением, машинами и механизмами.

Отделение специалистов РЭБ ожидало прихода старпома 1,5 часа. Мы уже несколько раз «пробежались» по своим боевым книжкам, рассказали друг другу свои обязанности и функции, показали самим себе и многочисленным зевакам из команд службы корабельного наряда, которые строились там, где мы ждали старпома, как мы заряжаем наши пиропатроны, как включаем кнопки на пульте управления, как наши ракеты взлетают и создают сплошную полосу из помех для РЛС и головок самонаведения противокорабельных ракет и т.д.

Потом нам надоело ждать, хотя в этом была и польза для нас, потому что мы всем «начальникам» и дежурным по кораблю твердили, что здесь мы выполняем приказ нового старпома и ждём его прихода для инспекции хозяйства РТС по РЭБ (радиоэлектронной борьбе). Эти три буквы, которые мы произносили очень серьёзно суровыми мужскими голосами, оказывали магическое воздействие на всех, потому что мало кто знал, что вообще обозначают эти три буквы – РЭБ. Поэтому от нас отступали, не трогали и уважительно ждали-смотрели на наши тренировки.

Так прошло время до обеда, и мы с чистой совестью, союзно приняв решение, пошли в кубрики на приборку, переодеваться и на обед. После «адмиральского часа» мы ещё собрались все вместе, но уже не пошли на ют, а решили ждать известий, работая по планам начальника РТС, графику дежурств службы корабельного наряда и по заданиям командиров отделений РТС и годков.

Начальнику РТС, капитан-лейтенанту К.Д. Васильеву я не стал докладывать о том, что замполит дал мне три наряда вне очереди. Во-первых, Мерзляков приказал мне доложить об этом дежурному офицеру по кораблю, а не Васильеву, а во-вторых, дежурный офицер по кораблю всё время был в «бегах» то ли вместе со старпомом, толи от него, поэтому я никак не мог его «поймать». Поэтому я опять вернулся в «ленкаюту» и продолжил заниматься своими «годковскими делами», то есть ничего не делать...

Правда, тут мне пришлось «малость струхнуть», потому что в дверь «ленкаюты» опять кто-то постучал, но постучал вежливо, даже робко, поэтому я открыл. За дверью был молодой матрос-почтальон корабля, которого я планировал оставить вместо себя на хозяйстве в «ленкаюте». Он приволок два мешка с новой литературой к политзанятиям и новые книги в корабельную библиотеку, в третьем бумажном мешке были газеты и журналы, которые я выписал на корабль.

Среди новой литературы оказался календарь воина на 1974 год, который меня очень заинтересовал, потому что там в хронологическом порядке сообщалось о знаменательных датах, знаменитых людях и героях, интересные факты по истории вооружённых сил России и Советского Союза.

Я начал читать этот календарь и опять во мне пробудился интерес к жизни и новые идеи, как использовать этот календарь в работе по организации активной жизнедеятельности комсомольских первичных организаций боевых частей корабля. Не откладывая дела в долгий ящик, «плюнув» на то, что я формально уже не являюсь комсоргом корабля, я решил составить для себя самого план-график мероприятий, тем комсомольских собраний, выпусков корабельной стенной газеты и боевых листков. При этом для каждой боевой части, согласно специфики боевой подготовки, я подготовил конкретный перечень дат, тем и вопросов для самоподготовки комсоргов боевых частей.

Заодно я и сам решил так же, как старпом, ещё раз «пройтись» по руководящим документам боевой и политической подготовки на корабле, чтобы показать этому строгому до грубости капитан-лейтенанту, что и матросы-старшины могут не хуже офицеров организовывать и знать боевую подготовку…

Так с 28 августа до 10 сентября я усиленно занимался организацией боевой и политической подготовкой с учётом нашего опыта подготовки к первой БС (боевой службе) и так, как я её себе представлял. Я готовился представить свои соображения новому старпому…

Мои друзья-годки насмехались надо мной, крутили пальцем у виска, говорили, что мне «делать больше нечего», что я «замахнулся на сук, который мне не по росту и не по силам», но потом сами постепенно втянулись в обсуждение вопросов организации боевой подготовки, потому что я намекнул им – срок увольнения нас в запас (ДМБ) реально зависит оттого, насколько быстро и хорошо мы подготовим себе смену, подготовим старших матросов к экзаменам-аттестации на старшин 2 статьи и т.д. Кроме этого, ребята почувствовали, что дело, которое я им предлагаю, является реально серьёзным и полезным для корабля, для его готовности к выходу в море на очередную БС (Боевую службу).

Выход корабля в море на БС – это святое, самое серьёзное и важное, что может быть в жизни каждого и любого военного моряка. Выход в море на БС – это главная цель и боевая задача корабля и его экипажа, это то, ради чего нас призывают на флот, на военно-морскую службу.

Вот почему я исходил из того, что согласно КУ (корабельному уставу): «Боевая подготовка кораблей проводится с целью их подготовки к выполнению боевых задач, а также для поддержания кораблей в постоянной боевой готовности. Боевая подготовка проводится как в мирное, так и в военное время в течение всего года. В мирное время боевая подготовка является основой всей деятельности экипажей кораблей».

Если тактическая подготовка имеет целью подготовку корабля к использованию оружия и технических средств в условиях современного морского боя, специальная подготовка направлена на изучение и освоение личным составом корабля его оружия и технических средств и использование их в бою, то общая подготовка включает морскую, строевую, стрелковую, медицинскую, физическую, легководолазную подготовку, а также подготовку к защите от оружия массового поражения. Вот в эти виды боевой подготовки я и предложил внести изменения, а именно, игровые соревнования.

Основными методами отработки задач боевой подготовки являются теоретические занятия, физические тренировки и боевые учения, то есть непосредственное «проигрывание» боевой ситуации на оборудовании и вооружении.

Боевая подготовка проводится как на ходу корабля, так и при стоянке его в базе. При этом по требованиям руководящих документов «она должна проводиться в условиях, приближенных к боевым, и соответствовать требованиям современного морского боя». Любой и каждый выход корабля в море «должен использоваться для отработки задач боевой подготовки и предваряться тщательной подготовкой корабля в базе», значит, каждый день стоянки корабля в базе должен быть с элементами боевой подготовки.

Вот для чего такой элемент корабельного распорядка дня, как приборка помещений и боевых постов, я предложил проводить как боевую подготовку, то есть как соревнование боевых частей по нормативам времени с оценкой качеств приборки. Если старпом и замполит так любят проверять и надзирать, то пусть надзирают с пользой для матросов и старшин, то есть с вознаграждением за скорость, качество и старание молодых матросов во время приборок.

Таким образом, рутинные обыденные занятия по корабельному распорядку дня превратятся в интересные состязания с наградами, при этом высшей наградой по итогам, например, месячного соревнования (больше не надо – надоест) может быть отпуск с выездом на родину.

Офицеры и мичманы тоже могут соревноваться друг с другом за награду денежным поощрением в таких видах боевой подготовки как самостоятельная подготовка, групповые упражнения и тактические летучки – разборы, деловые игры, командно-штабные учения на уровне корабля.

С какой целью проводится боевая подготовка матросов и старшин? С целью дать им твёрдые знания в использовании оружия и технических средств, выработать инициативу и самостоятельность, морские навыки, физическую выносливость и профессиональную выучку. Значит, оценки и критерии соревнования должны быть на эти показатели, то есть именно на то, чем хвастаются и кичатся годки (ДМБовские годки)!

Когда мы с Сашкой Кузнецовым (первый командир отделения рулевых БЧ-1 БПК «Свирепый»), Толя Телешев (рулевой, командир отделения рулевых БЧ-1) и рулевой Петя Немирский поочерёдно стояли за штурвалом БПК «Свирепый», то ребята на сигнальном мостике только по виду кильватерной струи чётко определяли, кто из нас стоит на руле.

Если кильватерная струя нервная, неровная, а корабль идёт рывками, наваливается на волну и заваливается с неё, то это был Сашка Кузнецов, если корабль идёт ровно, кильватерная струя ровная, а корабль смело встречает грудью волны, ударяется в них и слегка тормозится, - то это Толя Телешев, если же корабль качается, волнуется, увиливает от волны или наоборот упирается в неё и при этом получает «тумаки» в скулы, - то это Петя Немирский, а если кильватерная струя ровная, как ниточка, если корабль идёт в море на волне и не раскачивается и не шарахается от ударов волн в скулы, если кружки и тарелки на столах в столовой не дребезжат и не скользят по столам, то за штурвалом Суворов.

Цель почти спортивного состязания годков, старшин и молодых матросов по боевой подготовке в том, чтобы привить им практические навыки в мастерском владении оборудованием и вооружением корабля, своим заведованием, особенно в борьбе за живучесть заведования, боевого поста и корабля в целом. Пусть молодые, если сумеют победить по показателям старшин и годков, получат уверенность в своих силах, что облегчит им сдачу экзаменов при аттестации на должности командиров отделений, групп и постов. Здоровая конкуренция ещё никому не мешала…

Отдельно я предложил проводить соревнования по видам боевой подготовки между командами, то есть группами и отделениями боевых частей. Дело в том, что командная игра или состязание неизбежно приводит к выработке методических навыков для обучения подчинённых.

Когда мы научимся соревноваться у себя на корабле, то можно вызвать на состязание аналогичные группы, команды и отделения других кораблей и проводить соревнования по боевой подготовке на каком-либо одном корабле в присутствии своего командования и командования сторонних кораблей (соединения, бригады, дивизии). Тогда можно соревноваться и состязаться по видам боевой подготовке целыми боевыми частями…

Идея организации и проведения такой методики боевой подготовки возникла у меня во время ожидания моего отделения ПИП РЭБ нового старшего помощника командира корабля Юрия Авенировича Кличугина. Дело в том, что пока мы его ожидали, то сумели провести и занятия по специальности, и тренировку по специальности и на боевом посту, и одиночные и групповые боевые учения и даже выполнить элементы общей подготовки, то есть занятие мест по боевому расписанию с разных точек шкафута на время.

Тогда мы делали всё это с нескрываемым азартом и удовольствием, хотя старпом к нам так и не пришёл…

Я тогда своим ребятам-подчинённым напомнил-рассказал, как мы то же самое делали во время войсковых учений «Балтика-73», когда на побережье Балтийска за городом были взорваны сотни бочек с бензином и в небо поднялся огромный огненный «гриб ядерного взрыва». Мы все, кто был на сигнальном мостике, были в защитных комбинезонах и противогазах и делали своё дело тоже на время и на качество в условиях, максимально приближенных к боевым.

Я рассказал ребятам, как рисовал гуашью «раны», «переломы», «ожоги» на руках и телах матросов, как годки таскали молодых «раненых» на носилках по трапам через люки и палубы, показал в лицах, позах и в движении, как годки, высунув языки от напряжения, бегали бегом по трапам и показывали чудеса ловкости и сообразительности. Мои «молодые» хохотали «до упаду», а потом я их немного погонял по трапам…

Конечно, самое зрелищное и интересное состязание будет, если будут использоваться различные виды имитации, например, неожиданное появление на борту корабля диверсантов. Пусть мичмана или офицеры, используя свои навыки и умения, сыграют роль диверсантов, а матросы и старшины, пусть попробуют их победить…

Я опять рассказал своим подчинённым из отделения ПИП РЭБ, как нас учили инструкторы-морпехи как надо общаться с экипажем захваченного вражеского корабля или судна, показал им несколько приёмов из арсенала рукопашного боя абордажной команды БПК «Свирепый», в которой я находился не потому, что был сильный, а просто по своему боевому номеру.

Всё это я изложил на бумаге сначала в рукописном виде, а потом отпечатал на портативной пишущей машинке…

Говоря о соревнованиях по общей подготовке, я предложил составлять такие программы и сценарии этого вида боевой подготовки, чтобы подготовить матросов и старшин к чётким и умелым действиям по обслуживанию оружия и технических средств как в обычных простых условиях, так и в условиях, например, полной темноты, при крене и дифференте, при поступлении в постыв воды, дыма, газов, в условиях применения обычных видов оружия и оружия массового поражения, но только в полном соответствии с соответствующими правилами и инструкциями по безопасности. Принцип такой – боевая подготовка должна быть максимально боевой…

Как результат такой системной боевой подготовки, максимально насыщенной игрой, живым состязательным действием, соревнованием должны были быть:

совершенствование знаний, умений и боевого опыта офицеров-командиров и мичманов-специалистов:
точное соответствие задач боевой подготовке экипажа задачам корабля в море;
наполнение военно-морской службы матросов, старшин, мичманов и офицеров истинным смыслом, целью, победами, героическими действиями и поступкам;
сокращение сроков и улучшение качества боевой подготовки;
формирование общности экипажа, славы и мощи корабля, а также индивидуальной славы и авторитета победителей соревнований-состязаний.

Самое главное, что я хотел внести в систему боевой подготовки, - это формирование системы отношений не на физическом (силовом и статусном) доминировании «годков» над «молодыми» и «салагами», а на доминировании на основе авторитета, истинного, а не показного мастерства, опыта, силы, ловкости, смелости, сообразительности, то есть личностных качеств любого, кто сумеет добиться лучших результатов, победы в состязании-соревновании по боевой подготовке…

Пусть будет на корабле «традиционная флотская годковщина», но только не на основе только срока службы, не на основе наглости, хамства и физического насилия. Пусть годки реально будут сильнее всех, умнее всех, ловчее всех, опытнее всех. Надо быть «годком», а не казаться им…

Специально для годков я предложил состязаться командами с имитацией убыли личного состава в результате «гибели» моряков и/или их «ранения». При этом должны оцениваться действия команд как по применению оружия и исполнению своих боевых обязанностей, так и по оказанию первой медицинской помощи «раненым» или по спасению «терпящих бедствие» товарищей. Тут должны быть показаны моральные качества по суворовскому наказу: «Сам погибай, а товарища выручай»…

Толчком для выработки таких предложений явилась совершенно скучная, обыденная, простая система боевой подготовки, которая после первой БС (боевой службы) «заразила» наш корабль. Всё чаще боевая подготовка проводилась в виде занятий, рассказов и показов, штудирование инструкций и предписаний, зубрёжки боевых книжек. На этих занятиях откровенно дремали, проводили время, что-то делали, но без азарта, а самое главное, без активных действий. Ребята оживлялись только в моменты проворачивания машин и механизмов или во время ППР и ППО (планово-предупредительного ремонта и планово-предупредительного осмотра).

Сонная, вялая, неинтересная «боевая подготовка» меня просто коробила, и я категорически был не согласен с моими друзьями-годками, которые теперь всё больше жили и служили по принципу: «Моряк спит, а служба идёт»…

То же самое касалось политической подготовке на корабле.

Замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков совершенно не умел проводить политучёбу на корабле иначе, чем нудные политзанятия по шаблонным, скучным и невероятно «тягучим» программам и планам. Мерзляков категорически возражал против любых изменений тем и вопросов политзанятий, требовал, чтобы заголовки в рабочих тетрадях офицеров, мичманов и личного состава имели полные наименования руководящих документов партии. Такой подход к организации политзанятий сразу же вызывал оскомину, как будто мы жевали американскую жвачку сплошь из кислой резины…

Я предложил оживить формы политической подготовки и занятия, проводить их в виде политинформации и дискуссии по темам. Дело в том, что я хорошо помню и знаю, как интересно порой мой папа заводил разговоры на политические темы и мы с моим старшим братом Юрой, спорили с ним, отстаивали свои мнения и точки зрения, а папа ненавязчиво нас направлял и подправлял в нужную сторону, в марксистско-ленинскую теорию.

Особенно интересно папа анализировал международное положение и поведение различных стран Запада, в частности США, и СССР. Мама в шутку называла нашего папу «стратегом», но нам с Юрой было очень интересно следить за папиной логикой и мыслью. Нечто подобное я хотел внедрить и у нас на корабле.

Дело в том, что наш замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, всячески поддерживал творческие проявления в организации и проведении политзанятий, сам любил порассуждать с офицерами и мичманами на международные темы, по вопросам морской стратегии и тактики. Он очень интересно рассказывал о знаменитых морских сражениях русского флота.

Вот почему в основу своих предложений по организации политзанятий, политинформаций и комсомольских собраний я взял знаменательные события из Календаря воина на 1974 год.

Так, например, я предложил задания офицерам и мичманам, командирам отделений, групп и команд, подготовить политинформацию и сообщения по памятным датам воинской славы русского и советского оружия, отметить дни рождения и юбилеи знаменитых военачальников и героев войн.

Например, 1 сентября 35 лет тому назад фашистские войска напали на Польшу, началась Вторая Мировая война, а в 1945 году в этот день Красная армия полностью разоружила японскую Квантунскую армию.

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, закончилась Вторая Мировая война.

7 сентября 1912 года состоялось знаменитое Бородинское сражение между войсками Наполеона и русской армией, под командование М.И. Кутузова, а 8 сентября 1380 года победа русского войска на Куликовом поле закончила период так называемого «монголо-татарского ига» на Руси.

13 сентября 1943 года звания Героев Советского Союза были присвоены организаторам и руководителям подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия»: У.М. Громовой, И.А. Земнухову, О.В. Кошевому, С.Г. Тюленину и Л.Г. Шевцовой. В этот день можно было бы провести комсомольские собрания и посмотреть кинофильм «Молодая гвардия».

18 сентября – Международный день мира и само просится провести политинформацию о состоянии дел в мире, о взаимоотношениях между Западом и СССР, о противостоянии НАТО и Варшавского договора, о наших мирных инициативах, состоянии нашей боевой подготовки в соответствии с принципом: «Хочешь мира, готовься к войне».

Я увлёкся и расписал темы политинформаций, занятий и комсомольских собраний вплоть до 31 декабря 1974 года, не забыв об игре в военно-морской КВН и совместный офицерско- мичманско- старшинско- матросский корабельный Новогодний огонёк.

Гордый от проделанной работы, я пошёл сам в каюту замполита, постучался, получил разрешение войти и, путаясь в словах, попытался объяснить А.В. Мерзлякову свои предложения. Надо отдать должное, Александр Васильевич выслушал меня, взял мои листки с печатным текстом, начал читать, но тут же их просто бросил на стол и выпучив неджоумённые свои рыбьи глаза начал возмущаться…

- Ты что, Суворов, командир корабля, чтобы такое писать и предлагать? Ты что? Организатор и руководитель политучёбы на корабле?

- Ты кто такой, Суворов? – ярился Мерзляков. – Ты в лучшем случае командир отделения и старшина 2 статьи и больше ничего! Ты уже не комсорг! И даже не библиотекарь!

- Ты ещё можешь, с разрешения командира корабля, делать фотографии в фотолетопись корабля и рисовать всякие там картинки и газетки, но не больше! Ты иди, Суворов! Иди, пока я добрый и не рассердился!

- Есть идти, товарищ капитан-лейтенант! – ответил я замполиту. – Разрешите обратиться по команде с моими предложениями к старшему помощнику командира корабля?

- Ну что ты за фрукт, Суворов! – вспыхнул и налился нездоровым румянцем Мерзляков. – Тебе мало трёх суток в посудомойке? Я тебе устрою трое суток наряда под пайолами! Будешь слизь солярную скребать и своим животом промокать! Ты этого хочешь?

- Никак нет, товарищ капитан-лейтенант! Прошу разрешения обратиться к вышестоящим командирам по уставу.

- Обращайся, Суворов, обращайся! По уставу! Получишь результат тоже по уставу! Только помнишь, я говорил тебе когда-то о неписаных законах морской службы? По ним ты тоже получишь своё, Суворов. Забирай свои листочки и иди отсюда…

Я забрал листы со своими предложениями по улучшению организации боевой и политической подготовки, вышел из каюты замполита, постоял немного в коридоре офицерского состава, краем глаза увидел разные реакции на лицах, выглядывающих из своих шхер вестовых, и пошёл в каюту начальника РТС, парторга корабля Константина Дмитриевича Васильева.

Константин Дмитриевич внимательно и молча полностью прочитал тексты на моих листах, молча кивнул мне головой, отпуская восвояси, и я вернулся к себе в «ленкаюту», ощущая на своих плечах внезапно такую тяжесть, что еле-еле добрался своего кресла-рабочего места в библиотеке.

Большей усталости и большего одиночества я ещё никогда не испытывал…