Не пойду в разведку с д Артаньяном!

Нина Роженко Верба
Вы бы пошли в разведку с братками из лихих 90-х?  Думаю, не рискнули бы. А с мушкетерами — бравыми героями Дюма — пошли бы?  Подозреваю,  аж бегом побежали бы, за счастье почли! Вот что значит грамотный пиар! В нашей ситуации — бойкое перо  писателя. Браткам — категорическое «нет», мушкетерам — такое же категорическое «да». А ведь между ними — практически никакой разницы! Пора признать, что  распиаренная четверка из романа господина Дюма — это  большой мыльный пузырь, который вот уже лет полтораста упорно выдает себя  за  настоящий воздушный шар. 

Предвижу возмущенный вопль поклонников бравых мушкетеров, но повторю:  только блестящее перо автора позволило авантюристам с сомнительной репутацией и такой же сомнительной моралью  стать героями в глазах миллионов читателей.   Ребята, нас просто классически надули. Не хуже мыльного пузыря. Обман начинается не то что с первой строчки, а с обложки.  Почему роман называется «Три мушкетера», когда на самом деле их — четверо? И так — чего не коснись. 

Посмотрим на них более внимательно.  Каждый  представляет из себя определенный типаж, достаточно распространенный и легко идентифицируемый. Атос в этой четверке — человек благородного происхождения, интеллигент, носитель морали. На деле   — горький пьяница. Портос — тоже пьяница, но веселый. К тому же обжора. Про таких говорят: «врун, хвастун и хохотун». Умом не блещет, но, безусловно, добр к тем, кого любит. Арамис — бабник. И этим все сказано. Д`Артаньян — это хорошо известный и в наше время тип провинциала, завоевывающего столицу.  Хитрый, ловкий голодранец с талантом афериста. Остап Бендер разлива 17-го века. Каждый типаж в отдельности мало симпатичен. Но собранные вместе талантом  автора они очаровывают читателя.  Дюма сделал гениальную вещь — наделил авантюристов  одним замечательным качеством - верностью дружбе. И это, действительно, великолепное качество — умение дружить -  завоевывает у читателей симпатии этой безбашенной четверке.

Да, они симпатяги — эти бравые ребята: Атос, Портос, Арамис и д`Артаньян.   Но только до тех пор, пока не  хватаются за шпагу. А драться им приходится чаще, чем есть, потому что в  их тесном кругу жестко соблюдается принцип: один — за всех, все — за одного.  Принцип, как я уже говорила,  отличный. Но взгляните на это дело иначе:  для этих симпатяг не имеет значения, кто окажется за границей их тесного содружества или, проще говоря,   по другую сторону барьера. То есть им абсолютно все равно, кого убивать. Сообразили, что к чему? Все равно, кого убивать!

 Мне эта дружная четверка очень  напоминает наших  крутых братков из 90-х. Кстати, и времена вполне себе похожие:  при внешней видимости закона наблюдается полное отсутствие его присутствия.  Да и действуют мушкетеры, как братки, по сути дела, они -  такие же наемники. Убивают — и получают за это деньги.

Если отбросить в сторону умение лихо скакать на лошади,  с шиком носить шляпу и галантно ухаживать за красивыми дамами, то  что же остается в сухом остатке? Возьмем знаменитую историю с подвесками. Что мы читаем? Четверо отважных молодых людей, спасая честь женщины, рискуя жизнью, добывают в Англии искомые подвески и привозят их во Францию. Звучат фанфары, честь женщины спасена. А если взглянуть на эту историю с другой стороны?  Между Францией и Англией идет война. Французская королева за спиной короля ведет переписку с представителем вражеского государства, тайно встречается с ним, дарит ему подвески. А бравая четверка —  между прочим, мушкетеры короля, присягавшие ему — проникает на территорию государства, с которым их король воюет, вступает в сговор с представителем военного командования  этого  государства. По законам любой воюющей страны  они — изменники. Так что история с подвесками довольно  дурно пахнет. И герои — вовсе и не герои, а  авантюристы, готовые служить любому, кто заплатит.  

Кстати, не мешает подумать и о том, что реально кардинал Ришелье  был государственником,  болевшим за сохранение Франции и французской монархии. Он отстаивал интересы государства. В романе, по замыслу Дюма,  Ришелье  становится врагом короля, а значит, и Франции. Роман вышел в свет в 1844 году, как раз между двумя французскими революциями, задачей которых, как известно,  было  расшатать одну из старейших монархий Европы и уничтожить. Сначала французскую монархию, затем и европейские монархии. а затем и самостоятельность европейских государств.  Замысел грандиозный, рассчитанный на века. Что мы собственно теперь и наблюдаем: началось с романтических  революционных лозунгов о свободе во Франции, а завершилось расстрелом царской семьи в России и полной потерей самостоятельности европейскими государствами сегодня. И где-то там, в начале этого длительного пути по разрушению государственности вообще, свое немалое место занимает и столь любимый многими поколениями роман Дюма.   А романтическая мишура в романе - это не более, чем  ловкие пасы фокусника, отвлекающие зрителей, чтобы он, обманутый зритель,  ни о чем не догадался. 

Конечно, мне могут возразить, что приключения мушкетеров — это всего лишь сказка, не так уж эти ребята и плохи.  Возможно. Но давайте все-таки черное называть черным, белое — белым, жулика — жуликом, а героя — героем.  Давайте хотя бы  понимать, что нам пытаются пропихнуть под «лаской плюшевого пледа». Какую зверушку. И особенно  внимательно надо смотреть, что стоит на книжных полках сегодня. Что пишут? Как пишут? А главное - зачем пишут? Какую преследуют цель? И тогда, возможно, будет нам счастье.