Погреб

Варакушка 5
С этим сооружением частно-практической жизни я познакомилась впервые в огороде  моей бабушки, после войны, когда  впервые была у неё в гостях.

По середине огорода,то есть,в центре,выкопан был колодец с "журавлём": это такое длинное бревно, подвижно укреплённое на столбе, которым черпали воду. А за колодцем был бугор.

В этом бугре была дверь!ДВЕРЬ в БУГРЕ? И к ней вели ступеньки? Неразрешимая загадка.  Мне туда ходить не разрешалось. Без всяких объяснений, просто не разрешалось! НО. 

Однажды,проснувшись утром и не найдя бабушку дома и во дворе, я понеслась в огород и дверь в бугре оказалась открыта. Ну,я и нырнула. Бабушка оказалась там. Я не сразу поняла где я оказалась: холод был не приятен и совершенно не по времени года. да и бабушка быстренько меня извлекла из этой холодной темноты. 

Но вопрос, смешанный со страхом, у меня остался. Полностью я поняла и освоила это таинственное и неуместное в огороде сооружение гораздо позднее. Когда подросла,и когда мне уже доверяли самостоятельное посещение этого морозильника. 

А это и был морозильник, который назывался "лЕдник",с ударением на букву "Е". Это изумительное сооружение рускоязычных умельцев кормило их круглогодично!      

Где-то в конце зимы, начале весны(февраль-март) дедушка запрягал своего Серко и ехали они на реку: грузить лёд. Привезённый лед закладывался в ОЧЕНЬ глубокую яму в дальнем углу ледника.

Слои льда пересыпались слоями соломы, и опять дедушка ехал на реку за следующей порцией.  И так несколько раз. Мне эта ЯМА казалась бездонной. Но, наконец, она наполнялась, её в очередной раз засыпали соломой, накрывали брезентом, поверх брезента  тонкие доски, на досках  льняное полотно,а поверх этого "пирога" раскладывали мясо телёнка, поросёнка и ягнёнка и накрывали это деревянными ящиками. 

А в боковых стенах этого глиняного "убежища" были сделаны подкопы, где стояли  бочки с мочёными яблоками, арбузами, с солёной капустой, огурцами и помидорами.  Вот ЭТО и был ПОГРЕБ! 

Я ещё забыла упомянуть о том, как бабушка хранила летом куриное богатство. Летом,в жару, куры перестают нестись, и, чтобы сохранить предыдущий "урожай" цыплят в скорлупе, бабуля складывала избыток производного несушек в ведро и заливала известковым раствором: этого запаса хватало на несколько месяцев. 

Вот так и жили наши простые русские предки-труженики, не чуравшиеся работы и свято хранившие советы и рецепты своих дедушек и бабушек!