Мой дед разогнал танковую дивизию!

Талгат Алимов
Любят мужики поговорить о войне и оружии, особенно, если сидят в теплой компании за рюмочкой водки. Разговоры о женщинах и работе, это само собой, иногда про охоту с рыбалкой, но война – это отдельная тема.

Сидели мы, как-то, с мужиками на берегу речки, с водочкой и закуской, повод был подходящий – день танкиста. У нас, у казахов, кто не танкист, тот артиллерист или пехотинец т.е. «противотанкист», так что спор о броне и снарядах был достаточно профессиональным.

Я служил стрелком–гранатометчиком, поэтому грех не выпить за день танкиста и не рассказать им, «тракам поганым», что из РПГ полуметровую броню прошить можно. О чем только не спорили с бывшими танкистами, которых, как в песне, было трое, о танковых асах, о сражении под Прохоровкой, о дедовщине в Советской армии. В споре с тремя танкистами у меня неожиданно появился союзник, хорошо подпитый местный чабан Амантай.

- Правильно говорит агатай, фигня ваши танки, их разогнать, делать не фиг. Против артиллерии и пехоты они, как дорогостоящие игрушки.

-А ты их видел? Ладно, Токе хоть в армии обкатку проходил, из гранатомета стрелял, а ты, в своем стройбате, лопатой махал, вас там кувалдой танки останавливать учили, – возмутился главный патриот танковых войск, бывший механик водитель Т-62 из ГСВГ, Аскар.

- А ты знаешь! А ты знаешь! Да, мой дед, в войну целую танковую дивизию одной пушкой разогнал, а я, между прочим, в ПВО служил, - возмутился Амантай.

- Ну, ты тут перегнул немножко, в немецкой дивизии танков было больше ста, а с одной пушкой их перебить не реально. Да и танки не будут стоять ждать пока их расстреляют, - возразил я своему союзнику.

- Да вы что, не знаете моего деда Амантая? Ему за этот бой звание Героя дали, а меня в его честь назвали, - искренне возмутился парень.

- Вы историю не знаете, да и кто такой этот немецкий ас, Книпсель. Конечно, с «Тигром» любой дурак может, а ты с «Прощай Родина» попробуй, - похоже Амантай разбирался в военной истории, раз назвал имя лучшего танкового аса вермахта, а что ПТО в войну называли «Прощай Родина», не всякий с ходу вспомнит.

Но, Аскар не унимался:

- Да быть не может, тридцать танков одной пушкой. Если рисанулся, отвечай, спорим на барана! Ну, покажи документы.

- Документы? Сейчас покажу. Ребята, дайте айфон, сейчас я все покажу.
Как на зло сеть не работала, а Аскар все больше распинался, доказывал, что такого не может быть. Амантай клялся и божился, что его дед, командир орудия, в битве под Курском подбил не то тридцать, не то пятьдесят танков и остановил танковую дивизию.

Явно пьяный спор имел тенденцию перейти в рукопашный бой, так что мне пришлось их остановить:

- Давайте завтра посмотрим и тогда поспорим на барана. В интернете поищем или в книгах посмотрим. А сейчас спать.

Амантай не успокаивался:

- Да что там, немец, вот мой дед расхерачил всю дивизию со  100 танками за раз, за один день! - количество подбитых танков росло от стопки к стопке.

Парни неохотно расходились, кто пошел курить, кто еще куда, чего с пьяными спорить.

На следующий день я загуглил в интернете имя Амантая Даулетбекова. Действительно, внук оказался не так далеко от правды. Бесстрастный гугл выдал:

Амантай Даулетбеков, старший сержант 1180 ИПТАП, провел свой последний бой 09.07.1943 года в районе ст. Поныри (Северный фас Курского выступа). В том бою его расчет уничтожил 10 танков, 7 САУ противника, около роты пехоты. Когда закончились снаряды, он повел остатки артиллерийского расчета в рукопашную.

С расчетом ранее уничтоженных ими танков противника, общий боевой счет славного расчета - 29 танков и 13 САУ противника. После таких потерь танковая дивизия, если уже не разбежится, то боеспособность подрастеряет.

Учитывая, что и другие расчеты дрались героически, 10.07.1943г. войска Моделя прекратили наступление под Понырями.

Об этом бое немецкий генерал Цейтлер сказал: «Ключ к нашей победе глубоко зарыт  под Понырями». Не откопал, а обозвав Поныри Сталинградом, отступил.

Амантай Даулетбеков, в числе еще ряда командиров орудий, был представлен к званию Героя Советского Союза, но, к сожалению, посмертно.

Да, плохо мы знаем историю, а особенно историю своего края.

Я тут же позвонил Аскару и показал ему материалы.

- Но, он же говорил, что дед один разогнал дивизию, а тут почти 30 человек, еще к Герою представили, из артиллеристов – Скрылев и еще куча товарищей – не сдавался Аскар,  он тоже был крайне удивлен, но 17 танков и САУ в одном бою вызывало уважение.

- Перегнул человек по пьянке, но факт есть факт. Надо проставляться!

Тут же взяли водку, закуски, прихватили барана с отары Аскара и поехали к Амантаю. С непривычки у него болела голова, тут же, стоя на улице, «прямо с капота», не чокаясь, выпили за деда и всех погибших под Понырями.

Да, серьезный был у Амантая дед. А от барана он отказался.

- Пошутил я, зачем мне баран, просто разозлило то, что вы мне не поверили. Постоянно долдонили, немецкие танковые асы, немецкие танковые асы. Вот мой дед!

Ну, похоже, все начиналось заново.
 
А барана мы отвезли в детский дом и подарили от имени погибшего героя. Есть у нас такой обычай.

В честь 75-летия битвы на Курской дуге, военно-историческими клубами нашего города была организована реконструкция боя под Понырями. Хорошо так получилось, очень реалистично, многие даже плакали.

Кровь, пролитая нашими дедами, солдатами сотней национальностей, составлявших тогда советский народ, самая главная нить, связывающая нас. Мы победили благодаря их единству, вере в Победу и в то, что "наше дело правое".

С Днем Победы, бывший советский народ! Слава Героям и Вечная память погибшим!