Фасоль. Из историй для...

Светлана Казакова Саблина
 
   Из историй не только для дачников.

   Её выращивали еще в Южной Америке более семи тысяч лет назад. С тех пор она распространилась по всему миру. В Россию это растение завезли французы, а ко мне на дачу оно попало от одной из моих читательниц, ныне покойной Агаты Корнеевны Дедюриной (Вибе).

   Немцы, как известно, любители всевозможных супов. И уж как она нахваливала фасолевый фирменный свой суп, что я с радостью приняла семена этой культуры из её рук, клюнув на убойный аргумент известной  кулинарки: « Прекрасный заменитель мяса».
   Нет, отказываться от мяса мы с мужем не были готовы, а вот сын и его жена перешли в разряд вегетарианцев. « Чем и порадую своих деток»,- подумала я, принимая кружку с размоченной красной фасолью.

   Из этих семян  собрала я трёхлитровый бидон фасоли.На некоторых кустиках было аж целых 22 стручка!
   И суп из неё, действительно, очень вкусный! Надо только при её варке соблюдать некоторые тонкости – замачивать на ночь, добавив немножко соды, чтоб в супе была она мягкой и не вызывала газообразования ( чем отличаются все бобовые), обязательно добавлять в блюдо и семена укропа.


   Как и каждый библиотекарь, по натуре своей -  просветитель, я не могу удержаться от перечисления полезных свойств этой культуры, вычитанных мною из разных книг по овощеводству и интернета.

  В фасоли много железа, что увеличивает приток крови к клеткам и способствует росту иммунитета. Употребляя её по сто граммов два-три раза в неделю, вы восстановите нарушенный обмен веществ, сократите риск образования злокачественных опухолей.Она выводит камни из почек, стимулирует мочегонный процесс, снимает отёки. Аргинин, который входит в состав всех бобовых, снижает уровень глюкозы, что очень важно для диабетчиков. И, что особенно меня поразило, так это свойство фасоли облегчать боли при обострении хронического ревматизма, но здесь надо пить отвар её шелухи!

  И ещё одно очень ценное свойство фасоли, о котором знают все опытные дачники – она обогащает почву ценными микроэлементами и потому считается прекрасным сидератом.


  Бернандино де Саагун в произведении «Общая история дел Новой Испании», опираясь на сведения ацтеков, привёл различные сведения о разнообразии этого вида бобовых:  Чёрная фасоль (крупная как ауас), Каштановая, Красная, Белая, Фиолетовая, Алая, Беловатая, Фасоль, раскрашенная в цвета перепёлки, Яшмовидная, Фасоль мелкая и Мышиная фасоль.

  На моих грядках побывала и пёстрая «перепёлка», но  прижилась фасоль Агаты и Белая, подаренная уже подругой Людмилой. Эти два сорта - урожайны и имеют большие бобы. Но какой бы вы сорт не посадили, помните, что родом растение из жаркой Америки и потому не выносит ранних посадок – замёрзнет от незначительного перепада температур. Надо, чтоб почва окончательно прогрелась и исчезла опасность возвратных заморозков.

  Мне нравится глядеть на подрастающее травянистое это растение с тёмно-зелёными тремя листиками на  веточке, с небольшими цветками, формой своей напоминающие старинные сказочные чепчики, на зарождающиеся стручки, меняющие свой бархатный зелёный камзольчик в молодости на жёлтое сукно в зрелости.

   Я живо представляю себе героев сказок, которых я никогда не читала: «Волшебная фасоль», «Почему кукуруза и фасоль вместе растут», «Фасоль», «Сказка о мальчике Бебеле». Они, мне думается, отважны, уживчивы, с весёлым нравом, словом, чем–то напоминающие жизнелюбку Агату.


   Каждый раз, когда я весной сажаю красные, в чёрную крапинку, как оказалось, Яшмовидные фасолевые бобы, формой своей напоминающие эмбрион человека, или когда я шелушу в августе фасолевые стручки, я вспоминаю её, подарившую мне такое целебное растение! Агата и не предполагала, что оставила  такой необычный реквием по себе.
   Наверное, и сейчас там, в райских кущах, сажает Агата свою любимую культуру и угощает их обитателей знаменитым своим супом.