Я - против электронной трудовой книжки!

Юрий Корнилов
  Написать эту статью меня побудило... посещение врача! Спросите: при чём здесь это? Сейчас всё по порядку объясню.
  У врача, слава Богу, я не был уже более двух лет. Но недавно, примерно в середине июля, у меня возникли такие боли, что решил, всё же, пойти. Как и следовало ожидать, талон дали только на 7-е августа - раньше нет. Что ж, за пару-тройку недель боли либо сами собой пройдут, либо врач уже больше никогда не понадобится. Весьма оригинальный и эффективный "метод лечения", который, в наше время, по непонятным причинам, к сожалению, практикуется очень широко. На эту тему у меня уже написано немало иронической прозы, но в этой статье речь пойдёт о другом.
  Так вот: после более, чем 2-х летнего перерыва, пришёл я к врачу. Она (врач) посмотрела в монитор компьютера и спросила у меня:
  - А вы, вообще, состоите на учёте у каких-либо специалистов?
  Я начал вспоминать, а она, указав на монитор  добавила:
  - Ваша медицинская карта пуста.
  Как говорится: "Приехали!"
  И это при всём том, что в моих "архивах" имеется достаточное количество выписок, заключений, снимков, результатов УЗИ, изотопной ренографии и т.д., полученных мною после перенесённых травм, операций и обращений к врачам за довольно длительный период времени. Даже лежит бумажная медицинская карта из детской поликлиники, в которой я состоял на учёте в детстве, и которой, если не ошибаюсь, уже не существует. А карта - жива!
  И слава Богу, что у меня на руках есть эти бумаги и снимки. Потому что, надейся я на электронные медицинские карты... Как говорится: "Ищи-свищи!"
  Аналогичный случай произошёл и с моим родным братом. Долго не был у врачей (слава Богу), пришёл, а ему говорят: "А вас у нас в базе нет!"
  Вот я и подошёл к теме статьи: "Я - против электронной трудовой книжки!" И, по-моему, уже вполне понятно почему.
  Придя из поликлиники домой, я зашёл в интернет и в поисковике набрал: "Что такое электронная трудовая книжка?" Появилось несколько ссылок на разные сайты, с ответами на заданный вопрос. Я выбрал вторую по счёту ссылку на сайт известной газеты "Аргументы и Факты". Перешёл по этой ссылке. Открылась рубрика: "Вопрос - ответ". Вопрос был задан читателем и выглядел так: "Что такое электронные трудовые книжки и для чего они нужны?" Далее шли дата и время: 19.04.2017, 12:09 и имя: Мария Чунихина (если я правильно понял - это фамилия и имя читательницы, задавшей вопрос). Далее шёл ответ редакции. Сразу скажу: к редакции, лично у меня, нет никаких вопросов, никаких претензий. Читатель задал вопрос - редакция ответила, приведя высказывания экспертов. Вот к этим-то высказываниям я и привожу в данной статье свои обсуждения и комментарии.
  Перепечатывать весь ответ я не буду - просто рекомендую прочесть его тем, кого интересует тема электронных трудовых книжек.
  В начале текста глава Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов отметил, что переход на электронные трудовые книжки будет носить добровольный характер.
  Вот на это очень хочется надеяться и в это очень хочется верить. Очень хочется надеяться и верить, что в данной ситуации "добровольный характер" не будет иметь ничего общего с тем "добровольным характером", "благодаря" которому все, как один, работники того, или иного предприятия участвуют в спортивной эстафете после того, как отмашут кувалдами 12 часов, в ночную смену. Не будет он иметь ничего общего и с тем "добровольным характером", согласно которому все, как один, работники того, или иного предприятия, пишут заявления о переводе на сокращённый рабочий день (то есть, работать они будут полный день, а деньги получать - за сокращённый). Не будет данный "добровольный характер" иметь ничего общего и с тем "добровольным характером", согласно которого все, как один, работники того, или иного предприятия вступают в нужный работодателю пенсионный фонд. В общем, "добровольный характер" будет ИСТИННО ДОБРОВОЛЬНЫМ. Вот на это очень хочется надеяться и в это очень хочется верить.
  Далее, в ответ на вопрос: "Для чего они (электронные трудовые книжки - прим. автора) нужны?" приводится ссылка на слова небезызвестного Германа Грефа о неудобстве бумажных трудовых книжек. Далее - приводится его цитата:
  "Сейчас уходят сотни тысяч экочасов на заполнение трудовой книжки, обязательно с синей ручкой, обязательно с синей печатью и обязательно от руки".
  Вот где проблема-то! Ну прямо беда! Вспоминаются советские времена и далёкие 90-е. Сидела одна бухгалтер, назовём её Марфа Петровна, со счётами и кипой бумаг - и всё успевала! Сидели в отделе кадров предприятия, насчитывавшего тысячи три сотрудников, два специалиста - и всё успевали. И трудовые книжки синей ручкой заполняли от руки, красивым почерком и без ошибок. И поставить печать под правильно сделанной записью - не было выше их физических сил. А что началось позже? Понасажали начальнички своих сынков и дочек столько, что в кабинеты не влезают. А для тех, которые не влезли - новые кабинеты построили, оборудовали компьютерами. Зато работяг посокращали донельзя - не так уж и много осталось на предприятиях обладателей трудовых книжек. Вместо одной Марфы Петровны со счётами сидит теперь целая армия бухгалтеров с компьютерами и... ничего не успевает! Как так? Вместо двух специалистов отдела кадров с синими ручками сидят пятеро с компьютерами и... тяжело им, видите ли, от руки трудовые книжки заполнять. Может быть, с грамотностью проблемы? Может быть. С компьютером-то хорошо: красной линией ошибку подчеркнёт, а от руки-то как заполнять? Это же правила знать надо, думать, вспоминать... Самое удивительное, что такие горе-работники умудряются даже на компьютере печатать с ошибками. Может быть, привыкли к "техническому прогрессу": всё им на дом принесут, унесут, билеты оформят, пиццу доставят, может быть и съедят её за них. Может быть. А они - только знай: кнопки нажимай! Доводилось встречать студентов техникума, которые даже время по аналоговым циферблатам часов определять не умеют - только по цифровым... "Сколько будет 6 умножить на 8?" "Сейчас, калькулятор достану!" Да, для таких "работников" и потенциальных "работников" заполнять трудовые книжки от руки - просто муки адовы!
  Далее в тексте говорится о том, что введение электронных трудовых книжек, в первую очередь, направлено на защиту прав трудящихся, работающих дистанционно, или вахтовым методом и о том, что утеря документа доставляет работнику лишние хлопоты.
  А у нас что: все трудящиеся россияне работают вахтовым методом, или дистанционно? Или таких - подавляющее большинство? Не думаю. А многих ли вы знаете людей, которые в армии теряли военные билеты? Лично я - нет. Многих вы знаете людей, терявших свои паспорта? Лично я таких людей за свой век что-то не припомню. А почему? Может быть, потому, что раньше людей с юных лет приучали: "Паспорт - это документ, который надо беречь"? Может быть. С военным билетом - то же самое. А трудовые книжки, и вовсе, в отделе кадров предприятия хранились. И чтобы они там "терялись" - лично я тоже не припомню. По крайней мере, так было раньше, когда работали "люди старого закала". А сейчас? А сейчас, пожалуй, возможно всё.
  Далее снова приводятся слова Всеволода Вуколова о защите прав граждан, об уменьшении издержек на пересылку документов, об упрощении документооборота. Заканчивается цитата снова фразой: "добровольный характер".
  Далее идёт подзаголовок "История вопроса".
  Затем идёт текст: "О возможной отмене трудовых книжек Министерство здравоохранения и социального развития РФ говорило ещё в 2012 году..."
  Вот этот текст и вызвал у меня ироническую улыбку: надо же - какое совпадение! Только пришёл из поликлиники, где компьютер, так, или иначе, принадлежащий вышеуказанному ведомству, мне поведал о том, что моя электронная медицинская карта каким-то чудесным образом, без моего ведома, вдруг опустела, а тут снова - Министерство здравоохранения... Ну просто удивительное совпадение, вызывающее абсолютно справедливый вопрос: "А не получится ли с трудовым стажем точно так же, как со всеми историями моих обращений к врачам, хранившимися в компьютере?"
  И, если кто-либо станет заверять меня в том, что, в случае введения электронных трудовых книжек, ничего подобного никогда ни с чьим трудовым стажем не произойдёт - не поверю. Ни за что и никогда.
  Кто-то гарантировал аварию, произошедшую на химкомбинате "Маяк" в 1957 году? Сильно сомневаюсь. Зато не сомневаюсь в том, что были гарантии безопасности. Однако, факт - вещь упрямая.
  Кто-то гарантировал аварию, произошедшую на Чернобыльской АЭС? Сильно сомневаюсь. Зато не сомневаюсь в том, что были гарантии безопасности. Однако, факт - вещь упрямая.
  Кто-то гарантировал аварию, произошедшую на Саяно-Шушенской ГЭС? Сильно сомневаюсь. Зато не сомневаюсь в том, что были гарантии безопасности. Однако, факт - вещь упрямая.
  Сколько таких фактов можно ещё привести? Думаю, много. А уж о многочисленных хакерских атаках, о которых можно слышать то здесь, то там, думаю, и говорить излишне.
  Кто-то гарантирует безопасность данных, в случае введения электронных трудовых книжек? Думаю, да. Их создатели. А что произойдёт в реальности? Думаю, лучше не проверять это на себе.
  Как я уже сказал, перепечатывать весь ответ редакции газеты "Аргументы и Факты" на вопрос читателя я не буду. К самой редакции, лично у меня, нет никаких вопросов, никаких претензий: читатель спросил - редакция ответила, приведя цитаты экспертов. Именно эти цитаты я в данной статье и комментирую. Если кому-то из уважаемых читателей интересно - рекомендую найти этот ответ в интернете, по координатам, указанным мною выше, и прочесть.
  На следующий после посещения врача день я вышел на работу. Естественно: пока ждал приёма врача не одну неделю, все боли прошли сами собой, и больничный не понадобился. Оригинальный "метод" лечения!
  Рассказал мужикам о чудодейственном исчезновении данных из моей электронной медицинской карты. О том удивительном совпадении, что речь об электронных трудовых книжках вело именно Министерство здравоохранения и социального развития. И спросил:
  - А не для того ли хотят ввести эти самые электронные трудовые книжки, чтобы человек, добросовестно отпахав всю свою жизнь, пришёл оформлять пенсию, а ему бы сказали: "А у вас в трудовом стаже - пусто"?
  На что получил от мужиков утвердительный ответ:
  - Для того и хотят сделать.
  Что тут ещё добавить? Лично для меня - и аргументов, и фактов более, чем достаточно, чтобы я мог по этому поводу выразить своё мнение:
  "Я - против электронной трудовой книжки!"