Худший фильм о Древнем Египте из всех возможных!

Нинхили Амаги
На фото - кадр из сериала «Тутанхамон». Фараон с фараоншей перед обдолбанным жрецом.

Плюсы: Красивые костюмы и декорации, красивый мальчик в роли юного фараона (я влюбилась в него!), хорош Бен Кингсли в роли визиря.

Минусы: Абсолютная антиисторичность и неправдоподобность сюжета, многие герои (особенно царица Анхесенамон) ведут себя, как полные идиоты; излишняя мылодраматичность и затянутость; вместо правдивого показа конкретной исторической эпохи – сопли в сахаре.

Шалом, уважаемые друзья и читатели моего отзыва!

Я тут подумала, что, пожалуй, пришла пора мне возобновить писать отзывы о книгах и фильмах. И первым фильмом, который я хочу осветить, пусть станет претендующий на историчность мини-сериал про фараона Тутанхамона. Он снят совсем недавно, в 2015 году, производства Канады, и в оригинале, по-английски, зовется «TUT». На днях я как раз посмотрела это издевательство над бедным покойным фараоном (мумия которого наверняка неоднократно перевернулась в своем саркофаге в процессе съемок – от ужаса при виде того, КАК вольно они трактуют его биографию), и теперь киплю от возмущения, которым мне не терпится поделиться с вами. Разделите же мой праведный гнев и вы!..

Хоть я специализируюсь не по Древнему Египту, а по Древней Месопотамии, но Египет тоже очень люблю, уважаю и вполне разбираюсь в его истории. Поэтому стараюсь не пропускать никаких фильмов, мультфильмов и сериалов на египетскую тему – даже если они никак не затрагивают теорию Палеоконтакта, и показывают не инопланетян, а жизнь людей этой древней страны в конкретную историческую эпоху. Как я уже неоднократно писала во многих своих предыдущих кино- и книжных обзорах (правда, не здесь, не на «Отзовике», а на некоторых других сайтах – кто заинтересуется их прочесть, пишите в личку, поставлю ссылки), я ОЧЕНЬ требовательна насчет знания матчасти – поэтому ни один исторический фильм или книга, где откровенно хромает матчасть, никогда не удостоится от меня ни одного доброго слова! Увы, не стал исключением и этот убогий сериальчик, при просмотре которого я неоднократно хваталась за голову со словами: «Что за бред!? Откуда они это взяли!? Это же совершенно не исторично!»

Стараясь быть объективным критиком, я, естественно, должна отметить не только отрицательные, но и положительные стороны данного детища канадских кинематографистов. Прежде всего, мне хотелось бы похвалить достойную работу художника-постановщика, создавшего неплохие декорации и красивые костюмы. Антураж фильма богат и ярок, экзотика древнеегипетских одеяний передана весьма достоверно и аутентично. Пожалуй, именно художественное оформление является единственной сильной стороной фильма…

Также мне очень приглянулся и запал в душу молодой канадский актер Эван Джогиа, сыгравший самого Тутанхамона. Воистину, очень красивый мальчик с подходящим типажом внешности, чем-то неуловимо похожий на другого древнеегипетского красавчика из другого горячо любимого фильма – на злобного пришельца Ра из первых, классических «Звездных врат». Я просто влюбилась в этого Эвана, настолько он был хорош! Теперь он – один из моих секс-символов, и я буду внимательно следить за его кинокарьерой.

Еще следует, безусловно, отметить хорошую актерскую игру Бена Кингсли, который весьма убедительно изобразил из себя верховного визиря Эйю. Он тоже очень органично вписался в древнеегипетский типаж, чему во многом способствует его характерная восточная внешность (сразу вспомнилась другая его работа – «Принц Персии», где он тоже сыграл визиря). Ему очень импонирует и бритая голова, и старательно подведенные глаза, да и держится он с немалым достоинством. Такой древнеегипетский Фантомас, но ему идет.

Но все остальные персонажи, помимо фараона и визиря, сыгранных Джогиа и Кингсли, увы, не вызвали у меня ничего, кроме изрядного разочарования: ибо на их роли подобрали таких актеров, которые даже отдаленно не напоминают древних египтян! Чего стоит один только «генерал» Хоремхеб – огромный и толстый негр!.. (я что-то очень сильно сомневаюсь, чтоб Хоремхеб мог выйти из негров)

А ближайшим другом и соратником фараона, напротив, выступает воин с абсолютно славянским лицом – светлокожий, голубоглазый и бородатый, которому бы, при его-то морде лица, больше бы пристало играть какого-нибудь древнерусского князя (допустим, Александра Невского) или скандинавского викинга.

«Впечатляет» также верховный жрец бога Амона, у которого тоже слишком европейская физиономия, почему-то не сбриты волосы на голове (хотя древнеегипетские жрецы, как известно, старательно брили голову, лицо и все тело), а своими жреческими повадками он похож на какого-нибудь кришнаита, изрядно обкурившегося конопли! Он слишком переигрывает, молится с таким экзальтированным видом, как будто его плющит и колбасит от наркоты, как современного адепта тоталитарной секты. Интересно, откуда сбежал этот обдолбанный служитель психоделического культа: из «Общества сознания Кришны», «Белого братства» или «Аум Синрикё»?.. И что именно он курит, от какой травы так торчит?..

Что же касается собственно исторических ляпов, то перечислять их можно очень долго, но я вкратце остановлюсь лишь на нескольких самых главных, которые покоробили меня сильнее всего:

1. Самый главный исторический ляп состоит в том, что Тутанхамон жил отнюдь не в Фивах, а сначала в городе своего отца Ахетатоне (главном культовом центре солнечного бога Атона), а затем переехал в Мемфис. И вряд ли он мог в реальности совершать такие отчаянные подвиги, какие приписывают ему создатели сериала: к примеру, активно участвовать в войнах или тайно переодеваться в лохмотья простолюдина и сбегать из дворца, чтоб побродить среди простого народа и получше узнать жизнь низов общества. Я что-то шибко сомневаюсь в том, что ему бы позволили подобные выходки в духе Гаруна аль-Рашида! Он ведь был слишком юн, неопытен, находился в зависимом положении, и у него с избытком хватало нянек: за ним бдительно присматривали и верховный визирь Эйя, и военачальник Хоремхеб, и сестра Анхесенамон, которая была на несколько лет старше брата и наверняка во многом контролировала его… Показав Тутанхамона бесстрашным воином и отважным лазутчиком, авторы сериала, к сожалению, выдали желаемое за действительное, ибо в реальности данный фараон никакими военными подвигами не прославился – он тихо и спокойно жил себе сначала в Ахетатоне-Амарне, а затем – в Мемфисе, и всю свою короткую жизнь явно находился в тени своих могущественных регентов и советников. Несомненно, он был обязан беспрекословно слушаться и Эйю, и Хоремхеба, и сестру, и во всем выполнять их волю – ибо лишь они трое худо-бедно обеспечивали наследнику Эхнатона хоть какую-то легитимность в стране, только что перенесшей серьезное потрясение в результате радикальной религиозной реформы его отца. У Эхнатона с избытком хватало врагов как при жизни, так и после смерти, и наверняка многие из них не скрывали свое недовольство тем, что на престол возведен сын фараона-еретика. Поэтому юному Тутанхамону было совсем не выгодно ссориться с Эйей, Хоремхебом и царицей, качать права и отстаивать свою свободу! Хоть канадские сценаристы изо всех сил пытались показать его сильным и волевым человеком, в реальности он едва ли являлся таковым, и едва ли мог принимать самостоятельные решения без оглядки на своих покровителей – фактических правителей Египта… Да и здоровье юноши, тоже, увы, оставляло желать лучшего: как известно, в гробнице Тутанхамона найдено несколько тростей, на которые он опирался при ходьбе, что свидетельствует о весьма вероятном наличии у него полиомиелита.

2. Изрядную часть фильма занимает война египтян с митаннийцами, которые выглядят как-то странно, ибо имеют ярко выраженные негроидные черты и гораздо больше смахивают на нубийцев. Хотя всем прекрасно известно, что древнее государство Митанни располагалось отнюдь не в Африке, а в Северной Месопотамии, и его население представляло собой смешанный конгломерат семитов, хурритов и индоевропейцев – но никак не негров! Хурриты – предположительные родственники армян; следовательно митаннийцы должны быть внешне похожи на кавказцев, арабов и евреев. Как представители более северного народа, с изрядной примесью индоевропейской крови, они должны были отличаться более европеоидными чертами лица, и более светлой кожей, чем бронзово-смуглые египтяне. Но в этом дурацком сериале у них почему-то, наоборот, темная кожа, и явно эфиопские физиономии… что за антропологический кретинизм и элементарное неразличение человеческих рас?.. Создатели фильма ни хрена не смыслят в антропологии и не в силах разобраться, где эфиопы, а где – семиты и армяне?.. А также – ни хрена не смыслят в географии, если запросто перепутали Северную Месопотамию с Нубией?.. И почему, интересно знать, в сериале совсем не упоминаются никакие другие древние могущественные империи, которые в ту эпоху контролировали ближневосточный регион?.. Куда делись воинственные хетты и кровожадные ассирийцы, премудрые вавилоняне и хитроумные финикийцы?.. Почему они ни разу не мелькают на экране и даже не упоминаются в диалогах персонажей?.. В результате, у непросвещенного зрителя, даже поверхностно не знакомого с историей Древнего Востока, складывается ложное, обманчивое впечатление о расстановке политических сил в XIV веке до нашей эры: как будто, кроме Египта и Митанни, вообще не существовало никаких других государств, племен и народов, не было международной дипломатии, правители не посылали никуда послов, не заключали никаких договоров, коалиций и соглашений…

3. Эпизод, в котором родственницу фараона выдают замуж за митаннийского царевича, абсолютно неправдоподобен и антиисторичен, ибо хорошо известно, что египтяне никогда не выдавали своих принцесс замуж на сторону – ни за каких иноземных правителей, будь те хоть митаннийцами, хоть хеттами, хоть персами, хоть ассирийцами, хоть вавилонянами! И еще более странно поведение самого жениха, которые, вместо того, чтобы радоваться внезапно привалившему счастью (ибо заполучить в жены родственницу фараона действительно считалось огромной, невероятной удачей по меркам того времени – это бы означало, что фараон признал своего зятя-чужестранца равным себе, и дети, рожденные от подобного брака, могут со временем претендовать на египетский престол), жестоко убивает бедную девушку – и присылает Тутанхамону ее изувеченное тело, проткнутое копьем… Абсолютно идиотский и бессмысленный поступок, в корне противоречащий менталитету тогдашних древних царевичей!

4. Еще меня поразило то, насколько мало в фильме показано различных религиозных обрядов, праздников, церемоний, молений и богослужений – подавляющее большинство героев ведут себя, как полные атеисты, и даже не вспоминают о богах! (или вообще смеют сомневаться в их существовании) Это тоже предельно антиисторично, ибо в ту далекую эпоху атеистов еще не было и быть не могло – все сферы жизни человека того времени, от рождения и до смерти, насквозь пронизывала религия, игравшая важнейшую роль в его судьбе! Абсолютно любого человека – от раба или простого крестьянина до могущественного фараона, считавшегося сыном богов. Основными ежедневными занятиями каждого уважающего себя фараона были молитвы, выполнение обрядов и ритуалов, посещение многочисленных храмов и принесение бесконечных жертв. Люди той эпохи были настолько богобоязненны, что ничего не делали без обращения к богам: они обязательно устраивали торжественное богослужение и приносили обильные жертвы перед каждым важным событием (к примеру, перед началом военной кампании), и по возвращении армии с поля брани тоже первым делом шли в храм, чтоб принести благодарственные жертвы! А тут на войну отправились – почему-то не помолились, и вернулись – тоже не заглянули ни в одно святилище, не возблагодарили богов за дарованную победу… разве древние люди так поступали? Да еще в не столь далеком от нас XIX веке в православной Российской империи ничего не делалось без молитвы, крестного знамения и литургии! При каждом важном начинании обязательно призывали попов, чтоб они все освятили и благословили! – ибо наши предки, в соответствии со своим менталитетом, не мыслили себя без религии, и совсем не разделяли духовное и светское. И уж тем более не мыслили себя без религии древние египтяне, которых греки называли «самым богобоязненным народом в мире» и каждому из которых с детства вдалбывалось, что люди – рабы богов, созданные исключительно для того, чтоб служить своим бессмертным повелителям. У них вообще отсутствовали понятия, привычные для современного человека, такие, как, например, «светские праздники» или «светское искусство» - ибо вся их жизнь крутилась вокруг храма, и смысл ее заключался, прежде всего, в исполнении воли богов. Таковы уж были их ДУХОВНЫЯ СКРЕПЫ!

Если русский православный царь-батюшка не вылезал из церквей и монастырей, регулярно отправлялся в паломничество к чудотворным иконам, нетленным мощам и прочим святыням, то и древнеегипетский фараон тоже вел себя аналогично – то бишь, денно и нощно радел о том, как бы получше угодить богам, почтить каждого бога, никого из них не забыть и не обидеть… Все фараоны были обязаны постоянно возводить новые храмы, с благолепием украшать старые и щедро одаривать духовенство, чтоб заручиться его поддержкой – и никак иначе! Но в бездарном канадском сериале почему-то толком не показана важнейшая, основополагающая роль древнеегипетских ДУХОВНЫХ СКРЕП!

Здесь же из всего огромного пантеона регулярно упоминается только Амон, как будто, кроме него, больше никому не поклонялись; верховный жрец тоже один, хотя на самом деле единого понтифика у египтян не существовало, ибо разные храмы и жрецы конкурировали друг с другом, и каждый пытался возвысить и утвердить именно свой культ в ущерб прочим культам. Кабы в сериале присутствовала хотя бы минимальная историчность, там бы изобразили не противостояние фараона с одним-единственным жрецом одного-единственного бога, а его сложные отношения со многими жрецами разных богов, каждый из которых пытается склонить правителя на свою сторону и дискредитировать соперников.

Почему-то почти не освещено важнейшее событие той эпохи: знаменитая ересь Тутанхамонова отца Эхнатона (солнечный культ Атона) и его ожесточенный конфликт с культом Амона. Батька Эхнатон едва мелькает лишь в самой первой серии, а потом почти ничего не говорится о его радикальной религиозной реформе и ее серьезных последствиях – как для всей страны, так и для судьбы отдельно взятого сына. Совершенно не показаны религиозные поиски, метания и сомнения бедного парня, его нелегкий выбор между традиционным мощным культом Амона и привитой ему с детства верой в солнечного Атона (хотя они у него наверняка были, не могли не быть!) Да имелся ли вообще у него выбор?.. Какому богу он поклонялся искренне, от всего сердца, а какой культ ему просто навязали, пользуясь его детским возрастом, наивностью и неопытностью?.. Ведь его же изначально нарекли Тутанхатон – и лишь потом переименовали в Тутанхамона, заставили добровольно-принудительно отречься от одного бога – и служить другому… Увы, но духовная жизнь юного правителя в данном сериале совсем не раскрыта – хотя на этом вопросе следовало бы остановиться подробней, ведь вопрос-то исключительно важный и интересный! Но, увы, создатели фильма сделали основной акцент на совсем других вещах: а именно, на затянувшейся войне с негроидными «митаннийцами» и любовно-романтических похождениях пылкого и горячего юноши… Клюквенно-сопливая мылодраматическая линия во многих сценах изрядно смахивает на сюжет старого, хрестоматийного романа «Фараон» Болеслава Пруса и снятого по нему одноименного польского фильма. «Фараон» тоже, разумеется, далеко не шедевр – но поверьте мне, что «Тут» еще хуже и бездарней!

5. Ну, а уж эпизод, где фараон (правда, не по собственному желанию, а исключительно по наущению своих коварных и лицемерных советников, стремящихся очернить его в глазах простого народа), пытается радикальным способом остановить распространение эпидемии, приказав загнать всех зараженных в замкнутый двор и сжечь их живьем – это вообще полная чушь и бред сивой кобылы, который целиком и полностью лежит на совести идиотов-сценаристов! Лично мне ни разу не доводилось читать и/или слышать о подобных зверских способах «борьбы» с эпидемиями, якобы практиковавшихся в Египте или в иных государствах Древнего Востока.

6. Несмотря на в целом хорошие костюмы, отдельные ляпы встречаются и там – допустим, внезапно попадает в кадр странная троица воинов, едущих верхом на лошадях, да еще и со стременами (хотя прекрасно известно, что древние египтяне ездили не на спинах лошадей, а только на колесницах, и стремян в ту далекую эпоху еще не изобрели), да и одежды на них как-то подозрительно много для знойного африканского климата: сапоги, штаны, куртки с длинными рукавами… Как они вообще выдерживают в сапогах, штанах и куртках под палящим египетским солнцем?.. Зачем так тепло одеваться в жаркой стране, где вполне достаточно одной набедренной повязки?..
Опять-таки – жрецы со своими волосами на голове, почему-то не бритые и без париков, и глаза тоже почти ни у кого не накрашены, кроме визиря Эйи… какие же древние египтяне без их характерного макияжа? Но тут они почему-то без макияжа.

6. Еще меня поразила странная пустота фараонова дворца, на огромной территории которого почему-то почти не водится ни слуг, ни охранников. Куда, спрашивается, запропастились все слуги и стражники?.. Актеров-статистов на их роли, что ли, не нашли?.. Денег пожалели?.. На статистах решили сэкономить, опять-таки в ущерб историчности?..
Почему любой желающий может совершенно свободно проникнуть во дворец – и так же свободно выйти из дворца, не встретив на своем пути ни одного вооруженного воина, который бы его проверил, допросил и обыскал?.. Почему резиденция правителя так слабо охраняется?.. Ведь это же – важнейшее здание в государстве, режимный объект, если говорить на языке современности. Да там же секьюрити должны стоять на каждом шагу, как в нашем Кремле! Попробуйте-ка войти в Кремль – да так, чтоб у вас никто ни разу не спросил документов! Вряд ли вам удастся подобный трюк… вы даже близко к правительственной резиденции не успеете подойти, как вас сто раз остановят для идентификации личности, проверят и перепроверят! А тут почему-то никого не останавливают… и любой вор, злоумышленник, даже потенциальный киллер, подосланный убить фараона, имеет полную свободу действий: «Заходите, люди добрые, берите, что хотите!»
Почему любимая фараонова наложница (девушка по имени Сохат), переехавшая жить к нему во дворец, спокойно выходит погулять в город по ночам, причем, совершенно одна?.. Почему Тутанхамон не приставил к ней ни одной служанки, ни одного телохранителя?.. Почему он совсем не заботится об элементарной безопасности своей любимой женщины?.. Да и она сама почему-то оказывается полной дурой, не соображающей таких элементарных вещей, в упор не видящей тех выгод и преимуществ, которые дает ей ее новый, высокий статус!

7. И, кстати, говоря, о наложницах! Как известно, каждому уважающему себя фараону полагался огромный гарем – уж точно никак не меньше, чем у султана Сулеймана в нашумевшем турецком сериале «Великолепный век». Полагался гарем и Тутанхамону, но мы почему-то не видит рядом с ним никаких других женщин, кроме его сестры-жены Анхесенамон и Сохат – простой крестьянки, в которую ему угораздило влюбиться, и он притащил ее во дворец, сделал своей фавориткой. А где же остальные жены и наложницы – количество которых, как известно, должно исчисляться десятками, если не сотнями?.. Куда они подевались, интересно знать?.. Почему их не видно во дворце?.. Почему фараон имеет дело только с двумя (с Анхесенамон и Сохат), напрочь игнорируя всех остальных?.. И куда испарились его четыре другие сестры (еще четыре дочери Эхнатона и Нефертити), почему об их судьбе в фильме не сказано ни слова?..

Но, конечно же, все рекорды по идиотизму бьет царица Анхесенамон, чье поведение настолько абсурдно, нелепо и лишено логики, что заставляет серьезно усомниться в ее психической адекватности. Во-первых, она нагло изменяет фараону с его лучшим другом – и Тутанхамон спокойно наблюдает за их романом, но почему-то не карает дерзких любовников. Ему, видите ли, слишком жаль казнить неверную жену и своего друга-изменника, к которому он сильно привязан… Жалеет он их, видите ли, относится с пониманием к их чувствам, проявляет великодушие… Вы можете себе представить подобную ситуацию в турецком сериале «Великолепный век»!? Можете вообразить, чтоб одна из жен султана Сулеймана завела роман с его визирем Ибрагимом – и Сулейман спокойно отнесся к ее предательству, всех простил и никого не наказал!? Да он бы тут же с ними обоими расправился – мгновенно, жестоко и безжалостно! Иначе и быть не могло: ведь в ту эпоху супружеская измена царицы считалась государственным преступлением, и каралась по всей строгости тогдашних законов! Это был, ни много, ни мало, вопрос престолонаследия: ведь, если царица заводила себе любовника, это автоматически лишало легитимности ее детей, отцовство которых вызывало понятные сомнения… Во все века основной функцией любых цариц было рождение наследников; и, понятное дело, она должна была рожать их от законного мужа, а не от случайных хахалей. Ни один султан, фараон или иной восточный деспот не смирился бы с изменой жены, не проявил бы в данном случае никакого великодушия и милосердия! А Тутанхамон почему-то прощает и смиряется – и очень долго… Его терпение лопнуло лишь тогда, когда он пропал без вести на поле боя – а коварная Анхесенамон, пользуясь его отсутствием, вознамерилась заключить официальный брак со своим фаворитом – и, соответственно, короновать его как нового фараона. Но не успели водрузить на него корону, как в самый разгар церемонии во дворец ворвался чудесно спасшийся Тутанхамон, и пронзил соперника мечом – но жену-сестру почему-то снова простил, не тронул, даже не бросил в тюрьму и не отправил в ссылку. Непонятно, на что он вообще рассчитывал после того, как она уже однажды предала его, показав свою подлую, двуличную, лицемерную натуру?.. Потрясающая наивность и доверчивость для древневосточного правителя!..

Ладно бы, фараон был старым и уродливым, как в знаменитом фильме «Мумия», где наложница из гарема Сети Первого заводит роман со жрецом Имхотепом! Тогда бы я еще понимала, зачем Анхесенамон на свой страх и риск завела любовника… Но ведь на роль Тутанхамона подобрали очень красивого, молодого и сексуального парня! (кстати сказать, гораздо симпатичней его друга-соперника, с которым она ему изменяла, и который как раз таки особой красотой не блистал) Чем же он не устраивал свою супругу?.. Вряд ли тем, что являлся ее братом – ибо в Древнем Египте подобные кровосмесительные браки между ближайшими родственниками считались обычным делом, никого не удивляли и не шокировали. Ума не приложу, чего девке не хватало!?.. Ее поведение – бред полный!

Но это еще не все! Лишившись любовника по воле своего мужа-брата, Анхесенамон начинает устраивать ему сцены ревности, пытаясь устранить свою соперницу – девушку-простолюдинку Сохат. В конце концов, у царицы настолько сносит крышу на почве ревности, что она врывается в комнату спящей Сохат – и собственноручно душит ее! (при этом ей почему-то никто не мешает – ни одна служанка и ни один телохранитель, ибо любимой фаворитке фараона почему-то никто не прислуживает, и никто не стоит на страже у ее спальни) Душить своими руками – это надо додуматься, однако!.. Зачем действовать так грубо, топорно, кустарно и неумело!? Как будто нельзя избавиться от соперницы при помощи другого, более простого и надежного способа – допустим, отравить ее, как испокон веков делалось в гаремах…

И еще кровожадная Анхесенамон собственноручно убивает солдата, не выполнившего ее приказа – заманивает его в темный закоулок и вонзает в него кинжал. Хрупкая девушка одним ударом отправляет к Осирису крепкого тренированного мужчину-воина – и он мгновенно гибнет под ее руками, даже не успев ничего толком понять – очень «правдоподобно», да! Одним словом – не царица, а маньячка какая-то!.. Ей бы не страной управлять, а киллером работать…

Лишь после убийства любимой наложницы Тутанхамон наконец-то не выдерживает и приказывает арестовать свою явно помешанную супругу. Но, увы, уже оказывается слишком поздно: он тяжко ранен в бедро во время очередной стычки с неграми, упорно выдаваемыми за митаннийцев – и его дни уже сочтены… Однако, буквально за сутки до смерти он ухитряется еще и расправиться со своим главным врагом – верховным жрецом Амона, похожим на обкуренного кришнаита. Он таки убивает коварного мракобеса, и затем умирает с чувством глубокого удовлетворения и выполненного долга перед Родиной. Мораль сей псевдоисторической сказки проста, как лапоть, и ее можно выразить одной фразой:  «Он погиб, но не сдался. Мертв, но не сломлен!» И это – главное, что хотели сказать нам создатели сериала…

Как вы понимаете, друзья, я вряд ли могу советовать к просмотру подобную галиматью, в которой даже не ночевала подлинная историчность, логика и здравый смысл. Эту чушь можно посмотреть лишь с одной-единственной целью, а именно: чтоб поржать над тупостью и бездарностью ее авторов! Такие сюжеты нельзя воспринимать всерьез и искать в них какие-то философские глубины, которых там просто нет и быть не может.

Пожалуй, единственные, кому я могла бы порекомендовать сей жалкий и беспомощный сериал, это так называемые кеметисты – горячие поклонники Древнего Египта, которые с сектантским упорством и фанатизмом смотрят и читают все подряд, что имеет хотя бы отдаленное отношение к их любимой теме. Есть среди них отдельные особи, которые фанатеют именно по эпохе Амарны, увлекаются историей Эхнатона и его семьи, скрупулезно изучают их XVIII династию… Вот для них подобный фильм – как раз то, что надо! Как говорится: только для узкоспециализированных фанов, остальные вряд ли оценят. Кто не сходит с ума по Тутанхамону, тому лучше не смотреть.