Вячеслав Иванов. Римский дневник

Тина Гай 2
Вячеслав Иванов, после двадцатилетнего молчания, написавший с 1924 года всего двенадцать стихотворений, неожиданно для самого себя создает уникальный и по объему, и по смыслу, и по содержанию поэтический цикл «Римский дневник», который более чем уместно вспомнить в дни Великого Поста. Цикл писался в 1944 году в Риме, занятом фашистами.


Ему было 78, и этим циклом Вячеслав Иванов подводил итог жизни, вспоминая о многом и многих:  что случалось с ним, его родными, его друзьями, о войне и о судьбах мира. Через пять лет поэта не станет... В цикле присутствует перекличка времен: литургического, календарного, астрологического, человеческого.


Великое бессмертья хочет,
А малое себе не прочит
Ни долгой памяти в роду,
Ни слав на Божием суду, —


Иное вымолит спасенье
От беспощадного конца:
Случайной ласки Воскресенье,
Улыбки милого Лица.
(2 января)


Завершение времен и циклов располагает к философским размышлениям о Вечности,  Жизни и Смерти, Добре и Зле, о Боге, о потусторонней жизни, пронизывающие весь «Римский дневник». Война воспринимается В.Ивановым как драма, которая вписывается в Священную историю, как одна из многих страниц истории человечества.


Видение поэтом вечернего высокого небо символизирует старость, в свете которой события воспринимаются совсем иначе, чем в юности. Мудрость,  которая приходит с годами, говорит, что черное и белое, добро и зло часто меняются местами и потому ни о чем нельзя судить однозначно:


Со двух дубов соседних
Спор о судьбах последних
Два ворона вели.
...

Пророчил черный вод возврат,
А белый граял: «Арарат».
Хвалились: — «Белизною
Я полюбился Ною;
Он отпер мне ковчег.
В волнах не сыщешь зерен;
От мертвой снеди черен
Стал этих перьев снег».
— «Я в радуге небесных врат
Стал, черный, бел, как Арарат».
(24 февраля)


Вячеслав Иванов – поэт религиозный, в центре его поэтики всегда стояла христианская тема, как одна из главных, и завершает он свою поэтическую жизнь тоже христианской тематикой. «Римский дневник» включен в сборник «Свет вечерний», вышедший уже после смерти поэта. Его название взято из древнейшего церковного песнопения «Свете тихий», которое исполняется на вечернем богослужении при выносе светильников:


Свете тихий Святыя славы, безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Iисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир тя славит.


Цикл состоит из 114 стихотворений, разделенных календарными датами. В центре его - праздничный круг литургического года, который открывается Рождеством Христовым, хотя первым в календаре В.Иванова-католика стоит январь с праздником Богоявления.


И снова ты пред взором видящим,
О Вифлеемская Звезда,
Встаешь над станом ненавидящим
И мир пророчишь, как тогда.
…..

И бесноватый успокоится
От судорог небытия,
Когда навек очам откроется
Одна действительность — Твоя.
(28 декабря)


Завершением цикла можно считать стихотворение, написанное на другой день, 29 декабря. В нем вспоминается  последняя глава Евангелия от Иоанна, в которой трижды предавший Христа Петр, ринулся к Учителю, чтобы вымолить у Него прощение за предательство. В Петре поэт явно видит себя.


Порывистый, простосердечный,
Ты мил мне, Петр! — Мечта иль явь?
— «Он!» шепчет Иоанн. И вплавь
Ты к брегу ринулся, беспечный.


Там Иисус уж разложил
Костер, и ждет огонь улова.
О том, что; было с Ним, ни слова:
Он жив, как прежде с ними жил.
(29 декабря)


Так сходятся начало и конец, даже календарно. Изначально цикл «Римский дневник» Вячеслава Иванова был выбран мною как календарный, т.к. он включает все месяцы года от января до декабря. Хотела проводить зиму и встретить весну. Но по мере погружения в содержание дневника, стало понятно, что календарное время здесь только одно из и не самое важное.


Сквозь него проглядывает время  Вечности, время, отмеченное христианскими событиями: Воскресением, Богоявлением, Благовещением, Сретением, Рождеством Иоанна Крестителя и другими. Но кроме них Вячеслав Иванов размышляет об истории человечества, искусстве и о постижении истины.


«Nudus salta! Цель искусства —
Без покровов, без оков
Показать, кто ты таков,
Темные поведать чувства
Заповедных тайников —


Все, что в омутах роится
Под блестящим, гладким льдом, —
Распечатать мертвый дом,
Где от бела дня таится
Подсознательный Содом».
(18 февраля)


«Римский дневник» - это и покаяние, и предсмертная исповедь, и личное признание в своей неправоте, и одновременно присутствие надежды, что за смертной чертой, несмотря ни на что,  его примет в свои объятия Спаситель.


Я посох мой доверил Богу
И не гадаю ни о чем.
Пусть выбирает Сам дорогу,
Какой меня ведет в Свой дом.


А где тот дом, — от всех сокрыто;
Далече ль он, — утаено.
Что; в нем оставил я, — забыто,
Но будет вновь обретено,


Когда, от чар земных излечен
Я повернусь туда лицом,
Где — знает сердце — буду встречен
Меня дождавшимся Отцом.
(28 февраля)


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/vyacheslavivanov/