Левые и правые

Историк Владимир Махнач
Радио «Радонеж», Москва. Февраль 2000.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, август 2017.


Добрый вечер, братья и сестры! Должен обратиться к вам с печальной уже не новостью, но с печальным напоминанием. У нас опять с вами крадут. На сей раз не деньги. У нас крадут имя, доброе и честное имя правых. Это не первый случай. У нас много чего крали. Еще на прошлых выборах основные противоборствующие тогда стороны, и пропрезидентские, и коммунисты, и ЛДПР-овцы Жириновского состязались под патриотическими лозунгами, патриотическими программами, патриотическими тезисами, за которые всего лишь на два года раньше общественному деятелю немедленно вешали на шею ярлык фашиста. И вешали обычно патриотическому общественному деятелю, патриотическому политику. Когда же их оттеснили в дальний угол, тогда господин президент и господин Геннадий Зюганов сами стали патриотами. А теперь уже все патриоты, теперь у нас непатриотов больше не осталось. Ну, допустим. Была же старая поговорка, которую неправильно цитируют: «Патриотизм есть последнее прибежище негодяев». На самом же деле точно она звучит так: «Патриотизм есть последнее прибежище даже негодяев». Понимаете разницу? Ладно, оставим.

Гораздо хуже, что у нас крадут имя правых и тем самым представляют нашу политическую жизнь как бы нормальной: на левом фланге — КПРФ, на правом фланге — «правое дело» с Кириенко, с Немцовым, с Хакамадой. Так выглядят обычно парламенты европейских стран. Там есть и правые, и левые, есть и центр, иногда бывают крайне левые и крайне правые. Только ведь это небезопасно.

Знаете, почему наши по сути дела левые, то есть радикалы, разрушители России стараются теперь подхватить имя правых? Ведь они не всегда к этому стремились. Когда шла «перестройка», «правыми» старались называть старых коммунистов, представителей, так сказать, идеологии Советского Союза. Тогда деятели «перестройки», «прорабы перестройки», например, Собчак, Афанасьев с гордостью носили имя левых. Тогда они разрушали, и в общем они действительно были левыми, как любой радикал, разрушитель. Но теперь они не хотят разрушать, они теперь хотят властвовать, они теперь хотят, чтобы наша страна была их страной. Потому они принимают имя правых, имя, связанное со стабильностью.

Почему это важно? А задумайтесь. С чем ассоциируется у нас понятие «правый»? С такими замечательными словами, как «право», «правда», «справедливость», «правосознание», «праведник», «православие». В богослужебном тексте звучит: «Правым подобает похвала». Братья и сестры, неужели же Кириенко, который нас ограбил полтора года назад, будучи повинным в так называемом «дефолте» или «кризисе», неужели же Гайдару, неужели Чубайсу с его ваучерами подобает похвала с нашей православной точки зрения? Ведь это же наша страна. А раз это наша страна, то и основная часть собственности должна быть в православных руках. Так оно, кстати, до революции и было. Но потом всю собственность отняли в виде государственной политики, в виде национализации, превратили ее в так называемую общенародную собственность. А потом потомки тех, кто грабил нас в 1917-1927 годах, решили избавиться от государственной собственности, но только не вернуть награбленное нам, православному большинству, а поделить его между собой. Разве не так?

И еще. Обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля. Там написано: правый значит прямой, совестливый, праведный. Еще в XVII веке говорили: кому-то править, то есть прямить кого-то, поддерживать, быть к кому-либо благосклонным. Это все замечательные слова.

Но есть более высокий авторитет, нежели авторитет даже словаря Даля. Это авторитет Священного Евангелия. Читаем с вами в 25 главе Евангелия от Матфея:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою руку, а козлов — по левую».

В славянском тексте написано еще лучше: «козлищ». Итак, по левую руку оказываются козлища. Заметьте, те, кто стремится ко власти, не хотят оказаться в компании козлищ. Но разве мы признаем в них агнцев? Разве признаем в них праведников?

А с чем ассоциируется слово «левый» в русском языке? «Левые деньги»; «левый заработок»; «загнать налево» — вот ассоциативный ряд. Потому человек, которого именуют правым, уже сразу начинает выглядеть привлекательно. Вот почему эта ложь есть огромное зло. И я искренне и серьезно призываю всех вас, не давайте распространяться этой лжи! Не все слушают эту передачу. Но вы можете разъяснить вокруг себя всем, кто правые, а кто левые, что значит быть правым, а что значит таковым не быть.

Кто такие правые в международной политической практике? Они в общем очень разные люди. Прежде всего, конечно, монархисты, затем националисты в большинстве своем, фашисты, нацисты, английские консерваторы, германские христианские демократы, итальянские либералы. Были даже партии, которые именовались просто — «Правая».

Кто были правыми в дореволюционной России? То были монархисты и чуть более либеральные русские националисты. В первом случае партия была представлена Пуришкевичем, во втором случае — Балашовым. Оба весьма достойные люди.

Как видите, правые, как и левые, бывают разными. И нам не все из них симпатичны. Наверное, симпатичны консерваторы, еще более симпатичны монархисты. Но вряд ли симпатичны нацисты. Однако мне думается, есть некая общая черта у всех правых, и она делает всех без исключения правых более привлекательными, нежели левые.

Я предлагаю вам такое определение. Правый может быть прогрессивен, но дороже прогресса для него всегда будет традиция. Левый может быть традиционен, но дороже традиции для него всегда будет прогресс.

Если принять подобное деление, то сразу все становится ясным с нашими «правыми», становится понятно, какая «традиция» им дорога. Да они сплошь враги православия! И будет все ясно с нашими левыми. Будет ясно, каких правых надо поддерживать и каких левых поддерживать не надо.

То есть, в сознании правого должны доминировать интересы православия, интересы нашей с вами восточнохристианской культуры и, наконец, интересы большинства русской нации. Подходят ли эти «правые» по всем трем параметрам? Они стремятся к западной культуре. Они стремятся доказать, что православие в России — одна из множества религий. Они не русские люди, часто не русские по крови, но главное, не русские по поведению, по мировоззрению. Итак, они левые.

Так вот, когда все вокруг левые, то невозможен центр. Центр — это же не откидная подножка сбоку от левых. Конечно, в такой православной стране как Россия должна быть правая партия большинства. Вот когда будет такая правая партия, тогда возможен будет и центр между правыми и левыми. Потому давайте поддерживать правых. Давайте, когда левый называет себя правым, незамедлительно обвинять его во лжи. И давайте помнить, что козлища не сядут справа.