Метаморфоза отрывок из книги Записки репетитора

Наталия Тимченко
   Семья Максима жила в соседнем со мной доме. Отец Максима Николай работал слесарем в нашем ЖЭУ и ему дали однокомнатную квартиру на первом этаже во временное пользование, как служебное помещение. Чтобы получить эту квартиру навсегда, ему надо было отработать десять лет. Николай, когда был моложе, выглядел неплохо: высокий, стройный, симпатичный, но на его работе не каждый может себя держать достойно. Он выпивал, и с каждым годом эта его привязанность к алкоголю усиливалась. К пятидесяти годам он уже стал закоренелым алкашом.

   Елена, мать Максима, образования не имела никакого и после перестройки, когда появилось много богатых семей, ходила, убиралась в особняке. Высокая, стройная, симпатичная Елена, с приветливым выражением лица, изо всех сил старалась держать семью в порядке: готовила, стирала, убиралась и подрабатывала.

   В семье было двое детей Максим и Стёпа. Максим был старше Стёпы на пять лет. Стёпу с маленького возраста объявили необучаемым и отправили в умственно отсталую школу. Там он какое-то время поучился и оттуда его тоже отчислили. С ним, конечно, никто никогда не занимался. В итоге он с утра до вечера бродил по двору. Пока он был маленький, с ним играли его ровесники, но при этом смеялись над ним. Когда он подрос, то болтался по улицам в полном одиночестве. В итоге он вырос и стал очень высокий, но дикий, одинокий и никому не нужный, хотя по лицу его нельзя было сказать, что он глупый. Оно было вполне симпатичное. Когда он попадался мне иногда на дороге, я думала: «Если бы мне отдали его маленьким, может быть, я бы его и выучила. А сейчас уже время упущено».

   Моя подруга Анна Семёновна была учительницей начальных классов в школе, и Максим с первого по четвёртый класс учился у неё. Учился он средне, талантами не блистал, но справлялся. В средних классах потихоньку стал запускать материал по математике, а к середине восьмого класса стал круглым двоечником. Администрация школы пригласила маму Максима и им предложили забрать документы и уйти в вечернюю школу.

   В тот день мы шли с Анной Семеновной с прогулки и встретили плачущую Елену. На вопрос Анны Семёновны, что случилось, она расстроенным голосом сказала:
   -Мало того, что Стёпа пропащий, теперь ещё Максима со школы выгоняют за неуспеваемость по математике.
   -Так в чём же дело, возьмите репетитора и подтяните его.
   -Да где же я его возьму то.
   -Да вот хоть к Наталье Владимировне идите,- сказала Анна Семёновна, указывая на меня.
   -А вы возьмете? – обратилась она ко мне.
   -Почему бы и нет. Приходите.
   Так Максим Самохин стал у меня заниматься. Внешне он был очень симпатичный, скромный, не озорной, уважительный. У него был комплекс двоечника, всё время боящегося, что его вызовут к доске и пытающегося врасти в парту: он старался всё время съежиться, втянуть в себя шею, вообще как-то раствориться, чтобы его было не видно и не слышно. При любом малозначительном вопросе он вздрагивал, как бы ожидая подвоха. Материал оказался очень сильно запущен и первые четыре месяца были одни двойки. В таких случаях я всегда боюсь, что у родителей не хватит терпения, и они заберут ребенка и бросят заниматься. Иногда я спрашивала Максима, что он получил?
   -Двойку.
   -А мама расстраивается?
   -Нет. Она уже привыкла,- интересно то, что когда в одиннадцатом классе он стал
    отличником по математике и на вопрос о том, что он получил, он отвечал:
   -Пятёрку.
   -А мама радуется?- он отвечал:
   -Нет. Она уже привыкла.

   Максим очень хорошо сдал ЕГЭ и поступил в политехнический институт. К концу школы его было не узнать, он подрос, возмужал, плечи его расправились, выражение лица было всегда уверенное, спокойное и довольное. Это был красивый, умный, уверенный в себе парень. Они так и жили в своей однокомнатной квартире: мама, папа, Костя и он.

   В институте он познакомился с очень умной, симпатичной девушкой, которую звали Марина. Она жила с мамой в трехкомнатной квартире. Мама Марины занималась тем, что возила из Италии вещи на продажу. Она была молодая и интересная. В Италии познакомилась с итальянцем, вышла за него замуж и осталась там жить.

   У Максима и Марины родилась дочь. Елена, мать Максима, погибла в автомобильной аварии. Это произошло в тот период времени, когда у Максима всё было нормально, он твердо встал на ноги, хорошо зарабатывал. В политехническом институте он закончил нефтяной факультет, а у Марины были родственники в нефтяном бизнесе. Они помогли ему устроиться на интересную и хорошо оплачиваемую работу.

   Авария произошла не на трассе, а во дворе дома, в момент, когда они ставили машину на стоянку. В них врезалась какая-то девица, только что купившая себе права, и стукнула их с такой силой, что Елена погибла мгновенно на месте, в расцвете сил. После смерти Лены, я видела Максима, когда он приезжал навестить отца и брата. Он был очень печален, но невольно бросился в глаза его ухоженный вид, говоривший о том, что он стал очень успешен: шикарная черная машина, великолепное пальто. Со мной разговаривал очень приветливо, в глазах я прочитала что-то в виде благодарности.

   Отец не захотел жить в этой однокомнатной квартире, продал её и купил небольшой дом, где-то недалеко от города. Они уехали туда жить со Стёпой, но алкоголь и там не даёт ему покоя. Он продолжает пьянствовать. Стёпа, ещё до их отъезда, от безделья, постоянно ходил то за слесарями, то за электриками в нашем ЖКХ, пытался помогать им. Его часто видели пьяным или лазающим по помойкам. Когда они уехали в деревню, он периодически, по-видимому, от тоски приезжал сюда и один тоскливо бродил по двору.