Мистер Авий

Александр Грешнов
          «Неоконченная повесть» вызвала неподдельный интерес у читателей. Всякое в жизни бывает. Вот и у меня все получается, как бы само собой. Мне везет на интересные истории, на встречи с интересными людьми. Но больше всего меня интересует  поколение 70-80 г.г.
«Непуганое поколение» - такой вот ярлык получили эти люди. Потому что жили и работали в застойные времена. Как потом оказалось, не худшие времена в новой истории России. Я бы назвал их героями своего времени: БАМ и Целина, Афганистан и Ближний Восток, освоение Сибири и Дальнего Востока, и еще многое, что невозможно вычеркнуть из истории.
За окном больничной палаты военно-медицинской академии им. Кирова шел снег. Летевшие сплошной стеной снежинки украшали крыши и фасады домов. Который год подряд зима в Питере была сиротской. Снег не успевал таять и превращался в грязную кашу, беспощадно уничтожающую обувь прохожим.

       Вот и сегодня было, как всегда.  Только такая непогода способствовала эмоциональному разговору.
 Все развалили! Сколько можно? – кричал в сердцах Владимир, - высоко закидывая больную ногу. Назревала громкая дискуссия. От спора заставил отвлечься стук в дверь. Она отворилась настежь, на пороге, улыбаясь, стоял небольшого роста человек. – разрешите представиться: полковник в отставке Военно-Воздушных сил, Терешенко   Авий Владимирович.
Даже если бы он не доложил это, все равно скрыть  свое военное происхождение ему не удалось.
- Вот только летчиков здесь не хватало, - с досадой произнес Валентин, и с трудом повернулся на бок.
- Зовите меня проще – «Дмитрич».
- А подробнее можно? – с неподдельным интересом спросил Александр , очищая от  шкурки мандарин, который принес с обеда.
- отчего же нет? – отреагировал  полковник. А дальше начали происходить совсем уж невероятные события. Дмитрич начал свой рассказ. Лицо рассказчика изменилось, глаза заблестели. Предчувствуя что-то интересное. Мы устроились поудобнее.
- Мой отец – начал Дмитрич, был командиром военно-воздушных сил. С самой ранней юности он мечтал об авиации. Так в жизни у него и сложилось. Майор  Терещенко дослужился до главного инженера авиаполка. Когда началась война, он сумел организовать эвакуацию запасного аэродрома, за что был награжден трофейным немецким автоматом. И все же его отец погиб во время перелета на запасной аэродром вместе с летчиком самолета ПО-2.
В честь отца и авиации меня назвали Авием.
Шло время, я вырос, стал офицером, к 27-ми годам успел закончить спецшколу ВВС, и Ленинградскую академию инженеров ВВС. Военная судьба меня бросала по аэродромам, как в нашей стране, так и за границей. Закончил службу военным  советником в Египте. Приехал я в эту страну с женой и сыном. Взять с собой семью позволили хорошие условия, которые предоставили нам египтяне. Огромная трехкомнатная квартира с кондиционерами, хорошая зарплата. По прибытию в Каир, я направился в штаб бригады. В кабинете сидел командир бригады – египтянин, и его русский советник.
- Представляется подполковник Терещенко по случаю дальнейшего прохождения службы – громко отчеканил я.
Командир бригады слегка вздрогнул от моего громкого доклада.  Затем они долго разговаривали с советником. Улыбаясь, командир бригады спросил меня: - Скажите, подполковник, а если мы будем вас называть: мистер Авий, вы не  будете возражать?  Я утвердительно наклонил голову. Так я стал мистером Авием.
Информация об этом так быстро распространилась, что не успел я выйти из штаба, мне уже протягивали руки, поздравляя с новым мистером. Это имя закрепилось за мной надолго. И, зачастую, на застолье с товарищами я по привычке отзывался на это имя. Потом и сам привык. А! Хелло,  мистер Авий!
В Египте мы находились чуть меньше года. Задача стояла такая, обучить египетских летчиков боевому применению авиации.
К концу 1973 года начали появляться тенденции у египетского руководства к  отказу от советских советников. Египетское руководство считало, что местные летчики достигли достаточного уровня боевой подготовки и не нуждаются обучению тактики воздушного боя.
Однажды в курилке один из лучших летчиков египетской армии капитан Абдель заявил: «Я хочу доказать, что выиграю учебный бой у своего инструктора майора Стрельцова.  Находившийся там же Стрельцов, не заставил себя ждать: «Я принимаю вызов!»,  тихо сказал он. Тут же были оговорены условия боя. Учебный бой был назначен на следующий день. Слухи о предстоящей дуэли разнеслись мгновенно. За учебным воздушным боем наблюдали все, кто находился на аэродроме.
Египетское утро, как обычно, веет прохладой.  Небо голубое, без единого облачка.  Сводки погоды благоприятствовали полетам. Тишина была разорвана ревом моторов самолетов. Эти самолеты ушли в небо. Ведомый капитан Абдель пытался сфотографировать на взлете ведущего(майор Стрельцов), чем сознательно «нарушил» условия ведения учебно-воздушного боя. Ведущий, разгадав намерения соперника, ушел на петлю. При выходе со второй петли ведомый столкнулся с землей, египетский летчик погиб. Учебный бой был закончен трагически.
Как  бы не было прискорбно, но майор Стрельцов доказал, что уровень подготовки советских инструкторов довольно высок.
Со временем политика египетского руководства изменилась. Оно взяло курс на сотрудничество с США.
Но это уже совсем другая история.