О жизни и молодости

Мовла Гайраханов
Жизнь состоит из проблем. Жизнь проходит в поисках решений проблем. Одинаковую проблему разные люди решают по-разному. Кто-то считает, что проблемы необходимо разрешать любым путем, без всяких нравственных и моральных барьеров, кто-то придерживается определенных принципов, через которые считает невозможным перешагнуть. Иногда в жизни людей возникают такие проблемы, что  отбрасываются  всякие моральные устои, чтобы сохранить саму жизнь.
В жизни бывают моменты, когда страх парализует волю, убивает в человеке все человеческое. Война лучше всего обнажает всю глубину такого нравственного падения. Война сметает все барьеры между нормальной жизнью и абсолютным беззаконием, убийствами, насилием, грабежами…
Те, кого победители считают героями, на самом деле оказываются подонками, которые готовы безжалостно убивать невинных женщин, детей, стариков. Война оправдывает такие убийства и делает героями тех, кто их совершал.
Люди, которые оказывались в зоне военных действий, знают об этом не понаслышке, и готовы бежать очертя голову, как можно дальше от таких мест.
Однажды военные поставили ультиматум в течение короткого времени покинуть село, в связи с началом боевых действий. Это легко сказать, но сложно сделать в позднюю осеннюю слякоть, в вечерних сумерках, без света и газа, под свистом пролетающих снарядов…
Кто-то оставался, положившись на волю Всевышнего Аллаха,  чтобы отправить на своем транспорте чужих детей, женщин, стариков, кто-то бежал, спасая только свою жизнь.
О войне сложно говорить и писать объективно, тому, кто оказывался в зоне ее действий. Это историки могут бесстрастно описывать военные действия и войсковые операции, если они не сидели в обнимку со своими детьми и родителями под бомбежками, не прижимались своими телами к земле, когда между грохотом бомб и снарядов слышался надрывный плач их детей, не голодали и не испытывали чувства страха, холода, голода.
Война – это тема отдельного разговора, и здесь мы ее коснулись только ради того, чтобы ярче и нагляднее описать жизненную ситуацию.
Молодость более чутка и благородна. Года и опыт приносят знания о жизни,  человек начинает понимать и принимать причины совершения подлых поступков, учится предпринимать меры, чтобы избегать попадания в ситуацию возможного возникновения сложных и неразрешимых проблем. Наверное, это и есть инстинкт самосохранения.
Молодость очарована жизнью больше, чем она того стоит. Молодость живет мечтами и надеждами. Познание самой жизни происходит в результате крушения этих надежд и иллюзий. Жизнь – это расставание с теми, кто тебе дорог и мил, жизнь – это расставание с собственным здоровьем, жизнь – это путь, ведущий к расставанию с самой жизнью. И только в самом конце этого пути мы начинаем по-настоящему осознавать,  насколько неправильно мы жили.
В жизни каждого человека бывают моменты, когда начинает ощущаться тонкость грани между жизнью и смертью. Невольно мысли уходят в прошлое, и перед лицом надвигающейся опасности мы начинаем осознавать, что не готовы к тому, что может произойти с  душой за гранью этой жизни. В жизни было много поступков, дел и слов, которые постыдны и отвратительны, но, увы, прошлое не вернешь, и только искреннее раскаяние может в какой-то мере облегчить тяжкий груз  души.
Молодость не готова прощать, молодость еще не обременена выбором решений между подлыми и очень подлыми  поступками. Юность не имеет опыта восхождения к власти и богатству по чужим головам, ей не знакомо чувство унижения, когда другие идут наверх, растаптывая тебя и таких как ты, не умеющих и не желающих плевать в чужие души, чтобы сделать ступенями своего восхождения к вратам ада.
Неумение прощать – это один из пороков молодости. Поступки, которые мы сегодня осуждаем, завтра могут произойти в нашей жизни, и мы переосмыслим свое прошлое, простим тех, кого когда-то осудили и не простили, потому что, этим самым простим и оправдаем самих себя.
Молодость не верит чужому опыту.  У любого образа жизни есть свои достоинства и недостатки.  Имея что-то одно, необходимо отказываться от другого, либо наличие чего-то предполагает отсутствие другого. Так, наличие власти требует действий, которые сохранят и преумножат эту власть, иначе говоря, власть требует принятия решений для управления людьми, либо материальными ценностями. Чтобы сохранить власть необходимо принимать решения, которые не всегда будут праведными, но, не принимая таковых, можно потерять и власть, и саму жизнь. Не попадая в ситуацию необходимости принятия решения в схожей обстановке, очень сложно объективно судить о действиях других, но молодость судит обо всем через призму своих представлений об истине и благородстве.
Молодость мечтает о справедливости и любви, свободе и равенстве, и готова жертвовать жизнью, чтобы приблизить торжество своих идеалов. Однако построить быстро новый мир невозможно, не разрушая старого. Молодость нетерпелива, и это тоже ее порок.
Отсутствие опыта и терпения у молодости восполняется силой. Она инстинктивно ищет торжества своих идей через применение силы, но насилие приносит в этот мир только новое горе и расставание. Поиск своей истины через убийства ведет только к новым убийствам.
Жизнь делает из романтиков прагматиков. Тот, кто больше всех был очарован жизнью, больше всех в ней разочаруется. Жизнь не постоянна, и человек не в состоянии определить ее начало и конец. Конечно, человек в состоянии прервать свою жизнь, но он не властен сделать ее вечной, или продлить хотя бы на миг дольше. Жизнь непредсказуема, все наши планы, чаяния и мечты могут быть перечеркнуты обстоятельствами, которые выше и сильнее нас. Жизнь  - это испытание. Кто-то проходит их достойно, не унижая и не попирая чужие жизни, кто-то готов растаптывать и уничтожать других, чтобы получить определенную долю обеспеченности в этой жизни ради удовлетворения собственного тщеславия и страстей.
Увы, таковых в этом мире становится все больше и больше. Мир прагматичных материалистов не приемлет чудаков и романтиков, которые не вписываются в общую схему жизни, ломают ее иерархическую целостность, своим неумением и нежеланием поклоняться и преклоняться, совершать насилие ради торжества своего эгоизма.
Мир материальных прагматиков убивает в людях чувства, которые делали эту жизнь ярче и краше. Этот мир заменил дружбу - знакомствами по интересам, уважение – чинопочитанием, почтение – преклонением перед сильными мира сего.
Дружба не материальна, искренняя  дружба делает нашу жизнь более устойчивой, она выше условностей этого мира и ее материального составляющего. Друг – этот тот, кто скорбит вместе с тобой и радуется. Дружба – это как неравный брак, который соединяет двух людей только ради искренней любви друг к другу.
Дружба не может возникнуть ради разрешения меркантильных интересов. Искренняя дружба может родиться только между благородными людьми, объединенными поиском истины. Мне часто приходилось видеть, как «закадычные» друзья обвиняли друг друга во всех смертных грехах, чтобы избежать наказания.
В нашей жизни остается очень мало места для дружбы, любви, сострадания…
Жизнь каждый день ставит нас перед выбором принятия новых решений, порой весьма сложных, практически на грани падения или взлета. Все наши мысли и чувства подчинены правилам нескончаемой гонки, когда сама жизнь основана на выживании. Люди разучились находить свои места под солнцем, каждый стремится вытеснить другого, чтобы встать на его место, а если ты сам найдешь свое место под солнцем, обязательно найдется другой, циничный и наглый, который захочет подмять это место под себя. Постоянная конкурентная борьба составляет смысл нашей жизни и саму нашу жизнь. И только в самом конце этого пути мы начинаем задумываться над тем, может, стоило распоряжаться своей жизнью по-другому, и прожить ее иначе.