Ночь дождя

Мовла Гайраханов
 Дождь лил, как из ведра. Густые свинцовые облака низко нависли над землей, и хотя и время не позднее, но уже сумрак ночи накрыл землю.  Дождь барабанит по крыше, каплями стекает по запотевшему окну, и необычайно сильное щемящее чувство одиночества тревожит душу. Такая погода напоминает, что впереди каждого из нас ожидает неведомый путь одинокого странника, лишившегося всего того, к чему был привязан. 
В обыденной жизни проживаем в суете, решаем важные и неважные задачи,  живем, как нам кажется, полноценной жизнью, и забываем  об ее конечности. А в такую погоду, что-то такое накатывает в душу, заставляет задуматься о бренности своего существования и суетности бытия.
Мысли уносятся в прошлое, и начинаешь осознавать скоротечность ритма жизни. Детство, прошедшее под покровительством родителей, прожитая сумбурно  юность, с ее ошибками и пороками, победами и надеждами, зрелость, когда постигаешь иллюзорность своих мечтаний. Если даже есть достигнутые вершины, они не твои, нет в этом мире ничего вечного и постоянного, все имеет свое начало и свой конец.
Небо рассекается ударами молнии, в темень комнаты вначале проникает вспышка света, а через секунду доносится  шум грома. И хотя тебе еще в школе объяснили природу этого явления, все же страх сжимает душу. Мало знать причину явления, нужно еще постичь мудрость Того, кто управляет и причинами, и их последствиями.
Сильный ветер раскачивает кроны деревьев, тонкие стебли айвы хлестко бьют по окну дома. И все же даже эти удары не нарушают торжественной гармонии дождевого потока, шума грома и отблесков молнии. Эта песня дождя как напоминание тебе, кто ты есть в этом мире, насколько хрупко твое существование, насколько призрачно твое настоящее и будущее.
В такие минуты инстинктивно ищешь ту опору, которая была в детстве, ждёшь силу, сравнимую с материнской любовью, с надежностью отцовской ласки. Увы, жизнь разрушила все, унесла в небытие тех, кому ты был дорог, и кто был дорог тебе. Когда-то, тенью станешь ты сам, и исчезнешь из этого мира. И не дано тебе ведать, где заканчивается твой путь, и каков он путь после земного существования.
Думы в одиночестве, в темной комнате под шум дождя всегда ведут к размышлениям о смысле самой жизни. А когда темнота начинает густеть, так и хочется выбежать на улицу, и под обильным дождевым потоком смыть с себя все то, что заставляет трепетать душу, смыть всю налипшую в прошедшей жизни грязь, избавиться от тех дел и поступков, которые обременяют твою душу.
Увы, такое быстрое очищение невозможно. Душа очищается благими деяниями и искренней молитвой, терпением и постоянством, а дождь слишком быстротечен.
В твоей жизни было много людей, очень разных. Среди них были друзья и враги, знакомые и незнакомые, попутчики и соседи. Жизнь научила распознавать, кто есть кто. Друзья не всегда оказываются таковыми, между друзьями и предательством грань хрупкая, и только душа способна ее прочувствовать, хотя разум неспособен воспринять измену.  А бывают враги, которые достойны уважения, и в своей вражде никогда не пользующиеся подлыми приемами.  И даже есть совсем незнакомые люди, которых уважаешь и почитаешь за их дела и поступки, и знакомые, которые доставляют радость своим отсутствием рядом с тобой.
Но больше всего себе проблем создаешь ты сам. Твоя неспособность быть сдержанным, твое бессилие перед страстью, твое желание иметь больше чем имеешь, и твоя неудовлетворенность своим достатком. Как часто наши мысли ведут нас в тупиковые лабиринты, а наши чувства - в пропасть. Как часто мы ненавидим то, что надобно любить, и любим то, что достойно ненависти. Иногда и целой жизни недостаточно для того, чтобы понять и принять простые истины.
Глубокой ночью дождь перестает барабанить по крыше, и ты начинаешь понимать, что твои мысли превратились в сон, в череду тревожных картин. Реальность слилась с невероятностью,  что-то неведомое унесло твой разум в несуществующие дали, твое тело осталось в темной комнате, а разум витает в других местах.
Можно прожить всю жизнь, и не понять, зачем жил, неужто  только для того, чтобы насытить свое тело и удовлетворить свое тщеславие?
Однако и хандра имеет свое начало и свой конец.
Утром в окно заглянет солнце, ее лучи проникнут через шторы, и ты, радуясь им, забываешь о думах, еще вчера тревоживших твою душу. Все же жизнь прекрасна,  и каждый ее миг достоин того, чтобы радоваться и солнце, и небу, и земле.
Нужно жить и нужно творить, а те переживания и мысли в дождливую темную ночь никуда не ушли, они материализовались и остались жить в тебе, чтобы влиять на твои дела и твои поступки. И даже в самый яркий солнечный и весенний день ты осознаешь, что ночь дождя вернется, а когда то, когда ты сам превратишься в часть земли, капли дождя прольются на тебя милосердием Творца.