Кого спасёт красота

Влад Тихонов
   Написать эту статью захотелось после прочтения отличного эссе Галины Дейнеги (http://www.proza.ru/2016/12/07/120). Кое-что я написал в рецензии, но обсуждаемая проблема оказалась шире рамок рецензии.
   На Прозе есть несколько работ, посвящённых этой теме. Если обобщить, то корень проблемы обнажён достаточно ясно и достаточно давно: «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал!».
   Надо спасать человечество!
   Акцентирую. Не человека, человечество!   
   Средством спасения многим видится Красота. А для этого необходимо воспитать человека.
   Предлагаю расставить фигуры на шахматной доске жизни и проанализировать позицию.
   
   1. Надеюсь, Вы согласитесь, что появляемся мы на свет с разными задатками души. Она наполнена семенами злаков и сорных трав. По идее первые необходимо заботливо растить и оберегать, а вторые нещадно искоренять.
   Зададимся вопросом: почему задатки души включают и плохое, и хорошее?
   Ответа нет. А вот толчок к размышлениям есть.
   Если мы создания божьи, то почему Он изначально не наделил нас только хорошими задатками? Вот жизнь бы была!
   А если так как есть, то для чего, с какой целью?
   Если мы – результат эволюции, то очевидно, что плохое не так уж и плохо для выживания. Выживание и жизнь – синонимы? Для меня нет.
   Но знает ли о своих качествах ребёнок? Нет. Зато прекрасно знает «хочу» и «дай». Вы встречали в своей жизни ребёнка лишённого этой страсти? Я – нет.
Что такое хорошо и что такое плохо, объясняют родители, потом учителя, потом … улица.  Истинным воспитателем является жизнь. Жить хочется хорошо! А человеческая жизнь скоротечна. Неизбежность смерти делает жизнь бессмысленной и пробуждает желание оттянуться по полной. Так что – после нас хоть потоп! Приехали…

   2.В воспитании важна семейная атмосфера, атмосфера любви. Её не заменит ничто! Но существует ли она во всех семьях?  Если родители не занимаются самовоспитанием и собственным развитием, то «на выходе» имеем то, что и «на входе» плюс минус статистическую погрешность.
   С ячейкой общества разобрались.

   3.Какой вклад в воспитание вносит общество (государство)?
   По идее оно ответственно за образование и досуг. А здесь у общества, построенного на деньгах, и утопического общества на основе равенства и справедливости разные принципы. Те, кто пожил в СССР, а сейчас в демократических странах на его развалинах, прекрасно видят отличия.
   Общего образования нет. Считать, конечно, научат, но для удовлетворения любознательности нужны деньги. Собственно, доля справедливости в этом есть  – отбор талантов идёт на самой ранней стадии. Деньги должны делать деньги. Поэтому образование это удел богатых и талантливых.
   Деньги стирают границы, превращают народы в население, а страны в территории. Человека лишают принадлежности к роду, к земле, где он родился, и превращают в индивид, в управляемый элемент безродной массы. По итогу имеем перекрашенный рабовладельческий строй.
   Задайте себе простой вопрос: воспитывается ли в вашем обществе честь, совесть, порядочность? И проявляются ли они повсеместно в общественной жизни?
   А кто, где и когда это воспитывает?

   4.Религия.
   Вы не задумывались над тем, что все мировые религии с небольшими вариациями говорят об одном и том же? Что они предлагают дорожную карту жизни  -  как прожить правильно, праведно и ясно?
   Дело за человеком – осознать это!
   Не уверовать, не поверить, а осознать! Т.е. воспринять модель Мироздания и найти своё место в нём. На это способны не все. Во-первых, в силу врождённых качеств души и, во-вторых, в силу наличия свободного времени для духовной работы. Рекомендую послушать лекции А. И. Осипова, профессора Московской духовной академии. Вы легко найдёте их в сети.

   Но осознать – это половина дела. Надо защищать свой выбор от агрессивного невежества, которое может отправить вас на костёр. Только через осознанный выбор и борьбу можно надеяться на продолжение жизни личности после смерти тела! Именно для этого Бог создал социум. Здесь Душа может обрести личность и красота может спасти Вас, но не всех гамбузом. Сам же мир защищён Создателем. Надежды на некий идеальный мир на Земле утопичны. Попытки построения такого мира были. Закончились ничем, но мечты остались.
   
   Теперь рассмотрим стратегии игроков за шахматной доской.

   5.Бог и Дьявол
   Существование Дьявола при всемогущем Боге на первый взгляд нелогично. Но если Всемогущий допускает его существование, то в этом есть какая-то логика.   Какая?
   В «Дороге к Богу – 2» я писал, что жизни социума и личности присуще развитие. По его прекращению прекращается и жизнь. Развитие многовариантно. Какой вариант выбрать?
   Пример из жизни - «А что думает по этому поводу товарищ Жюков?»
   Мудрый руководитель всегда советуется с подчинёнными. Даже если уже имеет решение проблемы.
   Дьявол – оппонент. Коварный. Можно сказать идеологический. Если Бог – мудрый родитель и, несмотря на наказание непослушных, поддерживает в семье атмосферу любви, то воспитательный критерий Дьявола – власть! Обладание ею даёт все блага жизни!  Отстранение от власти – мука вечная!
   Как ни странно, для развития нужна золотая середина. О! Кто способен её держаться?!

   Где-то в четвёртом классе я записался в нашу поселковую библиотеку и был её читателем лет тридцать. После Фенимора Купера вторым по значимости героем после Соколиного Глаза стал герой Теодора Драйзера Френк Ален Каупервуд.
   Это же, как просто и гениально: купил в одной лавке мыло и продал его в другой! И ты уже миллионер! А дальше, больше, невзирая на удары судьбы.
   Успех!
   Читатель, Вы успешны? В смысле ваши куры ещё клюют монеты?
   Американскую поговорку слышали: если ты такой умный, почему не богатый?
   Правда, в последнее время слышал продолжение: потому, что умный! Видать в России придумали.
   Ну, ведь понятно, ТУДА с собой ничего кроме себя не возьмёшь. А детям лучше удочку оставить и научить ловить ею золотых рыбок.
   Но кто ты есть? Зачем ты там нужен?

   Есть на самом деле Бог и Дьявол никто не знает, но идея Бога и идея Дьявола в обществе точно есть. И, похоже, что  идея Дьявола переигрывает идею Бога вплоть до самоуничтожения шахматных фигур!
   Похоже. Но только Бог по факту не в проигрыше. Ведь на доске остаются только фигуры, разделяющие его идею.
   В этом и заключается логика Бога по отношению к личности человека – развитие через тернии искушений, через ОСОЗНАНИЕ греха! Только такие личности становятся его со работниками и со творцами.
   
   Так кого спасает красота?