Люди высокой травы. липан апачи

Григорий Коротков
                «ЛЮДИ ВЫСОКОЙ ТРАВЫ»

 С 1749 года апачи сохраняют мир, их численность 5000 человек, они превосходно обрабатывают кожу и дерево, сообщал в 1755 священник из Нуэво-Леона Игнасио Мартинес. Глава Сан-Фернандо-де-Бехар (1755) также свидетельствует о мирных отношениях с апачами в 1753 и 1754 годах. Рамос (1755) подтверждает этот мир и благотворную торговлю, осуществляемую между поселением и нде - охотниками на бизонов. Уррутиа (1755) сообщает, что в этот период с апачами не было никаких проблем, а если поселенцы сообщали об ограблении, лидеры апачей возвращали похищенных животных.
   Апачи «Apache» и ипанде «Ipande» были двумя народами «нде» - т.е. «людей», включёнными в мирные соглашения 1749 года принятые в Сан-Антонио. На основе знаний и информации доступной в то время, их выделяли в отдельные племена. «Ипанде» были непосредственными соседями Сан-Антонио и держали ранчерии между реками Гваделупе и Сан-Антонио в том числе Сиболо, к северу от Kернес-Сити, штат Техас устье Cиболо-Крик. Однако апачи под руководством вождя Таку (Чико), пришли с запада и имели убежище на территории Рио Флоридо (река Кончо), что указывает их размещение в Aпачерия-де-лос-Льянос. Я применяю исторические данные из миссий апачей на реках Рио-Гранде и Сан-Саба в середине восемнадцатого века очертившие Aпачерию-де-лос-Льянос в Западном Техасе, как родину вождя Таку. Ларье идентифицирует ранчерию Аранда, встретившуюся на Сан-Саба в декабре 1753 года, как принадлежащую вождю Чико, чье настоящее имя - вождь Taку.
    Что касается численности индейцев, отец говорит, что они нашли только ранчерию вождя, которого в Сан-Антонио звали Чико, и с ним жило пятьсот человек. Помимо этих индейцев пришли около ста представителей другой ранчерии, которые на тот же вопрос, дали аналогичный ответ. [Larrea Arricivita 1792 года цитирует Хаммонд и Рей 1996, II: 54]

    В 1750 году в лагерях липан апачей вдоль реки Гваделупе вспыхнула оспа. Липаны считали, что эпидемия была вызвана  одеждой из миссии, которую носили только что освобожденные заложники. Липаны переместили свои лагеря в верховья реки Нуесес и том же году установили торговлю украденными лошадьми в обмен на оружие  с восточными племенами Техаса.
    В 1751 большая группа традиционалистов липан во главе с УСАТЫМ (Bigotes, или Усатый первый), люди которого кроме набегов, не желали никаких контактов с испанцами, откололась и пересекла Рио-Гранде, уйдя в Коауилу. Эта  группа называла себя «Народ Большой Воды». Их лагеря  расположились  вдоль Рио-Эскондидо и Рио-Сан-Родриго (Коауила).

    После 1750 года, между апачами и испанцами в Сан-Антонио преобладали дружественные отношения. Нде в Сан-Саба приветствовали приходивших испанцев. Лейтенант Гальван и брат Мигель де Аранда обследовали в июне 1753 года Апачерию, прилегавшую к Сан-Антонио, после чего они пересекли реки Ллано и Педерналес подойдя к ранчерии нде на Сан-Саба. Высказав приветствие, нде сказали колонистам, что большинство их людей охотятся на бизонов на севере и на юг в сторону реки Рио-Гранде. Таким образом, в 1753 году нде все еще жили на реке Сан-Саба и продолжали охотиться на бизонов от реки Колорадо до Рио-Гранде. Гальван (1753) сообщил о почвенных перспективах и положительно оценил проект постройки миссии для апачей. Гальван также разъясняет, что эта ранчерия апачей на Сан-Саба важна, потому что охватывая страну бизонов между Нью Мексико и Julime(хумано) в Ла-Хунта-де-лос-Риос она сохраняет буферную зону, которая держит команчей на расстоянии.

    Эррицивита (1792) добавляет, что Гальван и Аранда обнаружили апачей на реке Сан-Саба, где в рамках подготовки к постройке миссии, те вырыли два ирригационных канала. 5 января 1754 года, 467 человек племени нде во главе с вождём Таку, возвращаясь к Сан-Саба из Сан-Антонио, встретили на реке Педерналес Терана (Ther;n 1755b), двигавшегося по дороге обратно в Сан-Антонио. Вождь Таку сказал, что его люди собираются, чтобы жить в миссии на Сан-Саба. Два дня спустя, вождь Пинтас встретил Tерана (1755a) в Пуэрто-Веджо и сказал, что он и его люди охотно пришли бы в миссию на Сан-Саба. Вождь Пинтас сообщил, что десять вождей апачей уже обосновались в верховьях Рио Флоридо (река Кончо), тем самым образуя барьер против вторжения команчей, и они также будут посылать людей, чтобы жить в миссии. Хотя река Кончо не была пристанищем для одного народа, этот отчет утверждает становление данной местности в качестве Апачерии не позднее 1683 года и подтверждает существование поселений-ранчерий нде (апачей) недалеко от Сан-Анджело(Техас) между 1683 и 1754. Считая местность, включавшую Сан-Саба, наиболее важной для местного населения, Tеран (1754) предположил, что Пинтас может поддержать развитие миссии.
    Tеран (1755a) объяснил, что хотя апачи разделены на множество групп, они говорят на одном языке, за исключением хумано(Jumano), которые были отступниками из Хунта-де-лос-Риос. Все это подтверждает, что сообщения о Julime в испанских хрониках колоний реки Рио-Гранде были о тех же хуманo упомянутых в испанских отчетах из колоний реки Сан-Антонио.

    После того, как липаны обратились к испанцам, с просьбой устроить для них миссию, те пошли навстречу и организовали для них первую миссию Сан-Лоренцо, около Сарагосы в Коауиле, которая просуществовала с 21 декабря 1754 по 4 октября 1755. Но сославшись на отсутствие пищи липаны взбунтовались и сожгли здания.
 
    В январе 1757 года, два вождя и 500 человек описанных Паррильей(1757)  как Apache и Ypande приехали в Сан-Антонио, извинившись за отсутствие племён Natag;, Mescalero, Pelon, Come Nopal и Come Caballo. Хотя Кастанеда (1938: 395) определил их как липан, Паррилья (1757) использует термин Ypande. Лидеры апачей и ипанде обещали, что будут собираться в будущей миссии Сан-Саба, а после этого приняли свою обычную дань. Эррицивита (1792: 369) сообщил, что Паррилья выдал серебро главным мужчинам (вождям совета) апачей и вождю ипанде. Хотя оба руководителя нде приняли испанское признание своего суверенитета, очевидно, что они не считали себя вассалами.
    Независимо от колониального мнения того периода, испанское выделение ресурсов для апачей было равносильно выплате дани в виде более чем 2600 бушелей кукурузы, 133 голов крупного рогатого скота, а также многих других подарков в течение семи лет. Поэтому нде - охотники на бизонов приобретали все это из миссии Сан-Антонио без какого-либо риска для рейдеров нде или их ранчерий.  Другим средством приобретения колониальных товаров и услуг, было запросить для себя миссию. Вожди Таку и Пинтас (Pintas) получали ресурсы от испанцев обоими способами, и сообщали о большом собрании ранчерий на Рио Флоридо или реке Кончо в Техасе, прежде чем наступил 1758. Миссии по рекам Сан-Саба и Нуэсес в западном Техасе стали частью истории нде – охотников на бизонов на десятилетие между 1757 и 1767.

    Вождь Таку (Chico – «МАЛЬЧИК») был главным представителем по ведению переговоров о создании миссии Сан-Саба и играет ключевую роль в этом анализе из-за своего возможного родства с вождём Куэльга де Кастро и его принадлежности к территории Aпачерия де лос Льянос между реками Кончо и Сан-Саба. Этот обзор докладов, относящихся к миссии Санта-Крус-де-Сан-Саба, уделяет особое внимание его значению для нде - охотников на бизонов как еще одно доказательство того, что Apache и Ypande, это различные нации.
    Паррилья собрал трёх миссионеров, девять семей тлашкальтеков и 100 солдат. В марте Паррилья (1757) переехал в колонию на реке Сан-Маркос. Прибыв на реку Сан-Саба 17 апреля 1757, посланники стали созывать апачей, но к маю никто из них в миссии так и не появился. Уэйд (1998) предполагает, что май являлся ключевым временем сезона охоты на бизонов, и отсутствие нде у Сан-Саба скорее вызвано неправильными сроками прибытия испанцев, чем нежеланием апачей. Фрай Бенито Варела намеревался их отыскать и пошёл с отрядом к реке Сан-Маркос, не встретив никаких нде - охотников на бизонов. В гарнизоне, Варела говорил с женщиной нде, сбежавшей из плена техасов. Она сообщила, что силы техасов напали на ранчерию нде с реки Колорадо (Arricivita 1792: 369). В мае 1757 года, вождь Таку (Чико) отправился в Сан-Антонио, где Фрай Долорес отругал его, но выдал маис и боеприпасы, чтобы помочь его народу переехать к Сан-Саба и охотиться на бизонов. Вождь Таку объяснил, что его люди хотят отомстить команчам и индейцам из миссии Сан-Антонио, которые убили брата вождя Каса Бланка и взяли в плен четырех женщин. Затем вождь Таку вместе с рядом лидеров нде обустроил ранчерии возле колонии Сан-Саба (Arricivita 1792: 370-372). К июню 1757, 3000 апачей разбили лагерь на реке Сан-Саба, подготовившись для охоты на бизонов и к войне против своих врагов (Баньос и Хименес 1757).
   
    Эррицивита (1792) подтвердил в последующем утверждении, что они настойчиво хотят оставаться свободными в достижении своей реальной цели, ради которой пришли к этому месту. Руководители и другие индейцы отвечали, что желают поселиться в пределах миссии, но только тогда, когда они все смогут собраться. Так как многие из них охотились на бизонов, и должны держаться вместе из-за опасности нападения команчей, которые были их смертельными врагами ... они также хотели ... провести военную кампанию против этого племени, для чего просили помощи солдат. [Hammond и Рей 1996, II: 61-62]
    Согласно тому же документу, Террерос узнал, что брата и сестру вождя Таку свалила болезнь, и он отправился их навестить, прежде чем те умерли, в результате чего Таку пропустил совет в миссии. Его отсутствие открыло возможность для вождя Каса Бланка выступать в Сан-Саба за нде - охотников на бизонов, который сказал, что думает, им нельзя изменить свой кочевой образ жизни, но они хотят мира с испанцами. Когда ему напомнили об обещаниях переселения в миссии, Каса Бланка дал понять, что он сам никогда не давал слово осесть, и в его планах присоединиться к другим апачам, чтобы сражаться с команчами. Завершив церемонии по своим умершим родственникам, Таку собрал триста человек, чтобы поселиться в Миссии Санта-Крус-де-Сан-Саба. Но когда Фрай Хименес попросил его изложить свои намерения, вождь сокрушенно сообщил, что должен идти, чтобы поддержать своих людей в борьбе против команчей и вести народ охотиться на бизонов.
    Эррицивита (1792) признавал, что даже если вождь Каса Бланка обоснуется на реке Сан-Саба со своей ранчерией из 311 палаток и 2000 человек, он не сможет защитить их от сил нортеньо, команчей и техасов, против которых у 100 солдат пресидио(укрепления) не было никаких шансов. В июле 1757 года, после успешной охоты на бизонов, вождь Таку ненадолго навестил миссию. Затем, 30 сентября, миссию посетило еще меньше апачей, в то время распространялись слухи о готовящемся нападении северного альянса. Событие спровоцировавшее нападение, скорее всего, произошло в 1757 году, Хуан Лил заявлял, что «Техасы, команчи, бидаи(Vidae) и йохуаны(Jujuan) ... пришли [к Сан-Саба] в поисках апачей, которые убили некоторых их друзей и соплеменников возле Рио Флоридо [Concho River] (Weddle 1964: 74)». Свидетельство Лила предполагает, что до нападения на миссию Сан-Саба, северный альянс совершил раннюю и неудачную атаку территории нде на реке Кончо. Таким образом, подкрепляется утверждение, что нде (апачи) охотники на бизонов в 1757 году проводили свои границы между реками Кончо и Колорадо в Техасе.

ПАДЕНИЕ САН-САБА, НАШЕСТВИЕ «СЕВЕРЯН» 1758
    В начале 1758 года, начались нападения «нортеньос»(северян) на жителей реки Сан-Саба. 25 февраля, воины нортеньо угнали из испанского пресидио(укрепления) 59 лошадей. 16 марта в Техасе, силы Norte;o из команчей, Tancague(тонкава), Vidai, Yujuan (йохуаны) и другие воины, прорвались в миссию. (Натан и Симпсон 2000: 44,58).  Утром, маленькая, наспех построенная и обнесенная деревянным частоколом миссия Санта-Крус-де-Сан-Саба, была окружена двумя тысячами враждебных индейцев, в том числе вичита, команчами, воинами кэддо и тонкава.
    Три испанских священника находившихся в резиденции пытались усмирить союзную силу  подарками и предложениями безопасного прохода в соседнее укрепление(Presidio), но частокол вскоре был преодолен, а отец Tеррерос - руководитель миссии вместе с несколькими другими поселенцами убит. Небольшая группа переживших нападение, укрылась в церкви - самом крупном сооружении миссии. Между тем, частокол и несколько зданий были подожжены, потом индейцы отошли и начали отмечать победу. Бой спорадически продолжался,  индейцы стреляли из французских ружей по церкви и пытались проникнуть внутрь. 
    В четырёх милях вверх по течению, 30 солдат из пресидио Сан-Саба услышали страшный грохот, увидели дым от пожара, а вскоре их самих окружили. Пока индейцы держали солдат в состоянии страха, те не могли прийти на помощь миссии: две трети гарнизона находилось на различных заданиях. С наступлением ночи, победившие союзники-туземцы, зажарили несколько убитых быков и пировали недалеко от осажденных миссионеров. В то время как победоносные индейцы пировали, выжившие во главе с Хуаном Лилем, бежали под покровом темноты и направились к пресидио, многие из них были тяжело ранены.
    На следующий день прибывшее в укрепление дополнительное подкрепление из вернувшихся солдат, по-видимому спасло гарнизон от участи, которая постигла миссию. В результате, прежде чем испанские колонисты завершили год своего проживания на реке Сан-Саба, мечта о миссии для апачей рухнула.

    Вскоре после этой катастрофы Хуан Кортина (1758) пишет, что апачская женщина из ранчерии в Сан-Саба сбежала на лошади от вражеских воинов, и сообщила, что ранчерию вождя Таку атаковали силы команчей. Более подробную информацию предоставляет Эррицивита (1792) заявив, что команчи атаковали нде - охотников на бизонов во главе с Таку на берегах Рио Флоридо (река Кончо), в результате неопределенное количества жертв и девятнадцать плененных захваченных команчами. После нападения, вождь Таку выжил и бежал в Сан-Саба. Уже через три месяца после этого инцидента он решил пойти со своей ранчерией охотиться на бизонов. Вождь разбил лагерь на холме у реки Флоридо(Кончо), но в самый неожиданный момент на них опять напали команчи. Он оказался полностью окружен, не имея других средств защиты, кроме бегства. Во время беспорядочной атаки противника, вождь бросил свои палатки, оружие, лошадей и людей. Некоторые из спасшихся, включая самого Чико, разными путями пришли искать убежища в пресидио (укрепление) Сан-Саба, оставив за собой неизвестное число погибших и девятнадцать захваченных в плен... Мы можем сказать, что этот случай очень хорош для сравнения, так как его злонамеренное молчание было не менее вероломным, а такое жестокое наказание заслуженным. [Hammond и Рей 1996, II: 71]

    Паррилья прибыл в Сан-Антонио в октябре 1758 года, и предложил вождю Таку и нескольким его последователям приехать в Сан-Антонио, где монахи пытались убедить охотников на бизонов отказаться от своего кочевого образа жизни. В ноябре йохуаны напали на апачей рядом с Сан-Саба, а в середине декабря команчи и объединённые силы, состоявшие из одиннадцати племён, вооруженных ружьями атаковала 34 апача и убили 25 из них (Кортинас 1758; Allen 1939). Затем Паррилья называет вождя Таку (Чикито – «Малыш») в качестве лидера бродячего народа блуждающего в поисках мести.
    В целом вождь Таку, был связан с посещениями миссии в Сан-Антонио, он также объединялся семейными связями с Каса Бланка, который ранее подвергся нападению на реке Колорадо, в результате оба предводители нде ответили налетом на Asinai Tejas. Тем не менее, его убежищем был район Рио Флоридо (река Кончо) недалеко от Сан-Анджело, место, которое он и вождь Пинтас упоминали, находилось возле Рио Флоридо. (1784) Сведения Кабельо из экспедиции Паррилья укрепляют эту принадлежность, когда он упоминает, что женщины и дети нде располагались станом к западу с остальными племенами нде.

    Исходя из этих данных, вожди Таку, Пинтас и Каса Бланка(«БЕЛЫЙ ДОМ») - все, привязанные к миссии Сан-Саба, были связаны с отдельными территориями. Вождь Пинтас располагался вдоль рек Ллано и Педерналес к западу от Сан-Антонио, вождь Каса Бланка находился на реке Колорадо к востоку от Сан-Саба, а вождь Таку на реке Кончо к западу от Сан-Саба. Хотя вождь Таку переехал с ранчерией из 500 человек, базировавшихся на Сан-Саба, и посетил Сан-Антонио, его главное убежище находилось на реке Кончо и, следовательно, в равнинной части Апачерии, на территории Cuelcahen Nde между реками Сан-Саба и Кончо в Техасе… После 1771 года, Cuelcahen Nde появляются в военных документах как нде (Apache), связанные с территорией нации между липанами Сан-Антонио и прибрежной равниной Техаса, фараонами из Пекос, и апачами Эль-Пасо. Объединение вождя Таку с этой территорией, миссией Сан-Саба, и линией родства вождя Куэльга де Кастро делает его ключевой фигурой в документальном происхождении и миграциях Cuelgahen Nde.

    В конце лета 1759 г. испанский отряд из 576 человек, включая 176 индейцев миссии и апачей, во главе с Диего Ортисом Паррилья предпринял поход, чтобы наказать Norte;os (северные племена)  уничтоживших миссию Санта-Крус-де-Сан-Саба.
    1 октября испанские силы обнаружили ранчерию йохуанов (Yojuan - группа тонкава), вероятно, в основной долине реки Бразос. Пятьдесят пять индейцев были убиты, в том числе пять женщин и пять детей, смерть которых  возлагали на апачей. Кроме того, были захвачены 149 пленных и возвращены 100 лошадей  похищенных из Сан-Саба. Испанцы потеряли только две убитых лошади и двое апачей были ранены.
…Однако в целом этот поход не достиг своих целей и завершился в начале октября сражением при укрепленной деревне Taovaya (Wichita-вичита)на реке Ред-Ривер. Ортис Паррилья,  полковник драгун и комендант Сан-Луис-де-лас-Aмариллас Пресидио (Сан-Саба) потерял девятнадцать человек убитыми, четырнадцать ранеными и девятнадцать  дезертировало, не считая союзных индейцев апачей. Хотя испанское поражение было преувеличено недоброжелателями Ортиса Паррилья,  экспедиция всё же не выполнила своих целей захвата индейцев, их наказания и прославления испанского оружия. Это означало конец миссионерской деятельности на реке Сан-Саба. Что более важно, она продемонстрировала значительные изменения, которые произошли на границе: летучее сочетание испанских лошадей и французского оружия дали туземцам возможность вести военные действия близкие к соответствующим способам испанцев.

    После  катастрофы Сан-Саба, в 1762 году для липан апачей была создана третья миссия Сан-Лоренцо-де-ла-Санта-Крус, расположившаяся верховьях реки Нуэсес около современного Кэмп-Вуд, округ Реал, штат Техас.  Её основали 23 января 1762 года, но в 1767 из-за атак  команчей и вичита, липаны были вынуждены оставить миссию. Миссионеры сообщали, что к миссии принадлежат около 3000 липан; однако испанские отчеты, указывают, что отдельные группы липан регулярно приходят и уходят. Священники пытались научить липан выращивать кукурузу и другие культуры. Хотя она просуществовала дольше, Сан-Лоренцо никогда не стала официально утвержденной и была сожжена, в 1771 году от неё окончательно отказались.
   Наконец, четвёртая миссия Нуэстра Секора де-ла-Канделария (около Монтелла, округ Ювалд, штат Техас) была построена 6 февраля 1762, однако в 1766 году липаны также оставили её из-за атак команчей и вичита. Любопытно однако, что липан и мескалеро продолжали частые посещения этой области, и миссия Канделария в предстоящем столетии, часто служила для выращивания зерновых культур, когда они не могли получить доступ к другим продуктам питания. В 1766 году миссия Канделария включала в себя более 500 липан.

    В марте 1763 года липаны атаковали виллу Сан-Фернандо-де-Австрия (Коауила), они вошли в город с помощью уловки, и 7 поселенцев были  убиты, а 40 лошадей украдены.               
    В 1768, миссионеры видели пёстрый по составу лагерь разных групп липан апачей на берегах Рио-Гранде-дель Норте или сегодняшней Рио-Гранде, между Техасом и Мексикой. В 1772 году, колониальные миссионеры  постоянно посещали липан апачей между реками Нуэсес, Фрайо и Рио-Гранде в Техасе - живущих в этой области, надеясь обратить их в христианство. В 1772 году, 300 липан апачей напали на асиенды и поселения в Коауиле, а также Нуэво-Леоне. Индейцы убили десятки испанских поселенцев и угнали тысячи голов скота.
    Вождь ПОКА-РОПА («МАЛЕНЬКИЙ НАБЕДРЕННИК») впервые упоминается в исторических записях в 1775 году вместе с БОЛЬШИМ ВОЖДЁМ (Cavezon), сильным предводителем липан, чья группа населяла территории от Сан-Саба до верховий Нуесес в Техасе. В октябре 1775 года, девять больших ранчерий липан, в том числе группы Кавезона и Пока-Рoпa, наблюдались совместным лагерем вдоль Рио-Гранде.
    К 1778 г. поселившиеся у Рио-Гранде липаны со своими родственниками, превратились в проблему настолько серьезную, что даже команчи стали казаться испанцам не такими беспокойными соседями. Более того - власти задумали использовать их в борьбе с апачами.    

    20 января 1778 года, 400 нде (апачей) прибыли в Сан-Антонио во главе с вождями Toйейo, Касусе, Хосе Чикито, Maнтека Мучо и Пато Бланко (БЕЛАЯ УТКА)(Кабельо 1779: 525). В то время Хосе Чикито считался важным военным вождём и убедил своих людей заключить мир с техасами и другими кэддо. По словам Кабельо, вождь Хосе Чикито попросил его помочь заключить мир между липанами и губернатором Угальде.
    Хуан де Угальде, губернатор Коауила, сообщал, что в 1780 году вождь Пока-Рoпa женился на дочери Кавезона. Этот брак представляет собой не только объединение двух семей, но также указывает на оборонительный союз между двумя зонами,  территории которых лежали в прилегающих районах на юго-западе Техаса. Пока-Рoпa также развил дружеские отношения с губернатором Угальде, в результате чего его группа основала лагерь не далеко от Пресидио Агуа-Верде (вблизи современного пограничного города Квемадо, штат Техас), чтобы получать пищу и защиту со стороны испанских войск. Угальде сообщил, что он встретился с Пока-Рoпa, чтобы обсудить политику испано-индейской границы, и тему испанского отказа от помощи липан апачам в пользу альянса с команчами.

    В 1780 году, грозная и  разрушительная эпидемия оспы приходит в стойбища липан  штата Техас, а затем распространяется по лагерям в Коауила. Умирает так много индейцев, что священники боялись, как бы многочисленные трупы  не вызвали другие болезни. Шаманы в поисках лекарства от оспы, адаптируют использование пейота, заимствованное у индейцев карризо.               

    В 1779 и весной 1780 года, оспа уничтожила всё руководство тонкава, и Эль Мочо - апач захваченный и поднятый тонкавами вырос до руководства этого племени, в Монте-Гранде между реками Тринити и Колорадо, а в 1781 году заключил мир с апачами. Вождь Эль Мочо созвал на совет тонкава, техасов, прибрежные племена и липан апачей, чтобы обсудить альянс под его руководством.  Липан апачей из групп Хосе Чикито, Эль Хойосо и Мантека Мучо прибывших участвовать в совете, чтобы обсудить альянс, в лагерь тонкава было столько же, сколько танцующих и торгующих бизоньими шкурами и лошадьми в обмен на ружья. Осведомитель, присутствовавший на этом сборе у реки Гваделупе, сообщал, что там находилось всего 600 тонкава.
    По словам Кабельо, Хосе Чикито вынашивал идею объединения с вождями мескалеро Кемадо(«Сожжённый») и Воленте(Volante – «Правитель»), а также с группами льянеро и хумано. Опять же, испанские документы показывают, что люди, именуемые Llanero, являются конфедерацией более мелких автономных единиц, которые в целом соответствуют численности групп липан, мескалеро и хумано. Кроме того, Хосе Чикито был связан с льянеро и признавался ими вождём (Schilz 1987: 27-30).
    В ноябре и декабре 1782 года нде - охотники на бизонов пригнали 2000 лошадей и мулов к реке Гваделупе, чтобы торговать за оружие и боеприпасы с тонкава, бидаи, майейе, каранкава, коко, акокиса и кэддо. Однако альянс вождя Эль Мочо основывался на его требовании всем вместе изгнать из Техаса испанцев. После ярмарки на реки Гваделупе, нде - охотники на бизонов вернулись в Коауила и горы Девис, чтобы обсудить план Мочо. 
    В целом, вождь Хосесилло Мансо (Jocecillo el Manso) был индейским миссией культа Пейота, вероятно, возникшем среди мансо района Эль-Пасо, он признавался предводителем липан апачей, а вождь Эль Мочо, захваченный ребенком у нде(апачей) и выращенный среди тонкава стал вождём своего народа, который включал майейе, Xarame и других.

     Тем не менее, не все племена нортеньо(«северян») были готовы заключить мир с апачами и во время ярмарки в Гуадалупе, тавакони, Taovaya, вичита, и Iscani атаковали липан апачей и тонкава, охотившихся на бизонов у реки Колорадо (Джон 1975: 636).
    В то же время, другие апачи и тонкава напали на миссии и ранчо в Техасе, а Кабельо призвал вичита и команчей, чтобы их уничтожить. После нападения Taovaya спровоцированного Кабельо, Хосе Чикито стал враждебно к нему относиться. Кабельо потребовал, чтобы липаны не объединялись с Эль-Мочо, но Хосе Чикито отверг его требование и присоединился к тонкава в большем количестве налетов на Техас.
    В 1784 году Taovaya напали на Сан-Антонио, закончив таким образом испанский союз с нортеньо. Кроме того, по приказу Кабельо вождь Эль Мочо был убит, а тонкава насильно удалены к реке Навасота. В то же время вожди липан Хосе Чикито и Пока Ропа договариваются с техасами, бидаи, коко и майейе, чтобы через них получать ружья.

    Таким образом, социальная интеграция в местное общество нде охотников на бизонов способствовала значительной социальной мобильности.
В течение следующих четырех лет, Хуану де Угальде, губернатору Коауила удалось настроить липан против мескалеро, в то же время Кабельо принимал участие в подобных интригах между команчами, апачами, и различными племенами вичита (Moorehead 1968; Schilz 1987).
    В сентябре 1786 года Запато Сас посетил Кабельо, чтобы просить мира, но ему отказали, и приказали возвращаться к реке Сан-Саба. Позже в том же году, Рафаэль Мартинес Пачеко сменил Кабельо в качестве губернатора Техаса и заключил с липанами мир, выдав им товары, отведенные для других племён (Schilz 1987). Это могла быть одним из факторов, выделяющих возобновление военных действий между команчами и липанами между 1787 и 1788 годами (Weddle 1968: 355).

    За тот же период, в феврале 1786 года губернатор Нью-Мексико Хуан Батиста де Анса заключил официальный мирный договор с команчами. Он сделал это, встретившись с ютами, представленными вождями Моара и Пинто(«Пятнистый»), которые протестовали против предложенного мирного договора. Тем не менее, де Анса настоял, и предлагаемый мирный договор был заключен между группой юта-моуаче, команчами и испанцами. Договор, закончённый с этими грабителями поселений Нью-Мексико дал испанцам ценного союзника против апачей. Команчи соблюдали соглашение в течение нескольких десятилетий. Эта передышка позволила осажденному Нью-Мексико перенести свое внимание и ресурсы на более насущные вопросы.

Последний раз Пока-Рoпa(«Маленький Набедренник») упоминается в 1788 году, когда было отмечено, что он со своей группой находятся лагерем в Коауила вблизи Техаса вместе с вождём липан апачей по имени КАЗИМИРУ.

    В 1789 наместник Новой Испании назначил губернатором Нью-Мексико Фернандо де ла Конча (1789-1794). Вскоре тот пришёл к мирному соглашению между испанцами и ютами. Договор обещал помощь ютам в противостоянии с команчами и навахо. В это время испанцы также принял меры предосторожности против союза между ютами-моуаче и липан апачами.
В 1789 году, апачи разбили испанские силы под командованием Угальде, и хотя известный испанский офицер добился успеха в январе 1790 года в битве при Соледад – западнее Сан-Антонио, липаны омрачили эту успешную атаку опустошением Коауила. 7 марта того же года липаны напали на Ларедо, где полностью разграбили пороховой склад. Преследователи нашли мескалеро и липан за разделкой бизонов на реке Нуэсес.  Еще долгое время они не давали покоя беглецам.
 
    В течение 1790-х годов, отношения между нде охотниками на бизонов с испанцами были осложнены вмешательством англо-американских колонистов. В 1790 году, Мануэль Муньос стал губернатором Техаса, а вожди Хосе Чикито и Запато Сас вызвались служить в Техасской Милиции. В это же время, группы чироки и кикапу начали появляться к западу от реки Анджелина, где продавали липанам тыкву, кукурузу, свинину и европейские товары в обмен на бизоньи плащи и мясо. Примерно в то же время, липаны и тонкава начали торговать с англо-американцами. Сэмуэл Дэвенпорт создал в Накогдочесе торговую фирму и таким образом в 1790-х через посредников кэддо и тавакони вел торговлю бизоньими плащами, шкурами, мулами, лошадьми, пеммиканом в обмен на ружья, виски и другие европейские товары.
     В 1792 году липаны вновь заняли реку Педерналес, присоединившись к тонкава и вичита, поддерживая с ними мир. В 1793 году руководители СЕДОЙ (Canoso), Чикито (Малыш), и Морено(КОРИЧНЕВЫЙ) имели разногласия с пастухами из Сан-Хосе и угрожали покинуть свои деревни в районе Сан-Антонио, в это же время группа тонкава недавно украла из миссии десять голов крупного рогатого скота (Сальтильо 5: 217-223). В течение 1790-х годов, сообщают Педро Нава и Мануэль Муньос, липаны во главе с вождём по имени «СКРИПЯЩИЙ(?) БАШМАК» (Zapato Zas) до самой его смерти, были постоянной угрозой долине Рио-Гранде к югу от Ларедо. Однако, в 1795 году, воины липан отбили украденный команчами скот, который те гнали из миссий на Рио-Гранде в сторону Сан-Саба, и конечно, после этого в полной мере воспользовались испанским гостеприимством в Сан-Антонио.

    СИЛЬНАЯ РУКА ЛИПАН (Picax Ande Ins-Tinsle) также известный как El Calvo (ЛЫСЫЙ, Плешивый) по словам испанских военных летописцев: стал последним лидером Конфедерации Равнинный Апачей. Он родился около 1740 года и умер примерно в 1806. Этот вождь привел большое мобильное стойбище из нескольких тысяч человек, живущих в типи, которые распространились по обширному региону, от Липанских Равнин в северо-восточной части Нью-Мексико на юг до реки Атаскоса на побережье Техасского залива и на западе – до  гор Санта-Розы в Коауиле.
Его влияние на равнинах было значительным. Уважение к нему среди групп хикарилья апачей и юта в Юго-Восточном Колорадо в значительной степени касалось испанского губернатора в Санта-Фе в конце 1790-х годов. Его политическая позиция среди местных племен в Коауиле также беспокоила испанского губернатора Сальтильо, который встретился с Сильной Рукой Липан в присутствии большого окружения руководителей племён липан, мескалеро и карризо. Испанцы пытались обратить его против своих союзников, чтобы разделить и разгромить конфедерацию. Когда стало ясно, что этот план не сработает, испанцы обратились к Альянсу Команчей, состоящему из различных групп команчей, кайова и вичита, чтобы помочь им надавить и подорвать влияние Сильной Руки Липан.
Его успешная защита Южных Великих Равнин и долины реки Рио-Гранде против испанцев и враждебного альянса, в значительной степени определила линию, по которой впоследствии установилась граница между США и Мексикой.

----------------------------------------------------------
*Culture and History of Native American Peoples of South Texas
Copyright by Enrique Gilbert-Michael Maestas 2003

    Испанцы разделяли липан на три группы:
*Lipiyanes коалиция осколков групп Nadah;nd; (Natages), Guhlkah;nd; и Липан. В 18-м веке под руководством Picax-Ande-Ins-Tinsle (Сильная Рука) они сражались с команчами и выстояли, удержавшись на равнинах.
*Липаны de arriba («Верхние липан», «Восточные липаны»)
*Липаны de abajo («Нижние липан», «Западные липаны»)
*Natages  от Nadah;nd; («Люди Мескаля»), одна из восточных групп мескалеро, которые в 18-м веке оказали значительное влияние на процесс принятия решений некоторых групп  Западных липан.

Мерино описывает территории различных подразделений апачей:
 [Faraones] по-прежнему довольно много. Они населяют горы, лежащие между Рио-Гранде-дель-Норте и Пекос, поддерживают тесный союз с мескалеро, и воюют с нами. Две провинции Нью-Мексико и Нуэва Вискайя были и остаются сценой их вторжений. В обеих провинциях в разное время они заключали мирные договоры, но каждый раз их нарушали… Они граничат на севере с провинцией Нью-Мексико, на западе с мимбреньо апачами, с мескалеро на востоке, и на юге с провинцией Nueva Vizcaya ....
Мескалеро [Mezcaleros] обычно обитают в горах близ реки Пекос, распространяясь на север к окраине Команчерии(Cumancheria-страна команчей). Они подходят к этой территории в благоприятный сезон для охоты на бизонов, а когда делают это, к ним присоединяется  племя льянеро (Llanero), их соседи .... Эти индейцы обычно проводят свои набеги через Bolson де Mapimi, чтобы мародерствовать в провинции Коауилa или в Нуэва-Вискайя .... Они граничат на западе с племенем фараон, на востоке с льянеро, а на юге граничат с Нуэва-Вискайя и Коауила.
Llaneros занимают равнины и пустыни, лежащей между Пекос и Колорадо .... Это очень многочисленное племя, которое делится на три подразделения: Natages, Lipiyanes и Llaneros .... [Липан], вероятно, самые многочисленный из всех племен апачей, и в течение многих лет живут с ними в мире на границах Коауилы и Техаса.