Июль 2017 года на Везувии

Андрей Ганчев
Жила-была семья украинских трудовых иммигрантов недалеко от Неаполя, под Везувием. Родом они были из малюсенького городка, или, что практически одно и то-же, из большого села. В Италии они проживали тоже в небольшом городке, снимали квартиру на окраине, прямо возле большой плантации оливковых деревьев. Жизнь практически удалась, была стабильная работа, купили новую машину, телевизор большой, и остального до кучи и по мелочи.

Сельский менталитет имеет свои преимущества. Это надёжная жизненная стратегия выживания в разных, часто крайне неблагоприятных условиях. Кодекс носителя сельского менталитета предоставляет достаточно полный набор эффективных правил поведения и реагирования на самые разные ситуации.

Но сельский менталитет имеет и свои недостатки. Если условия жизни человека отличаются от выработанных столетиями условий жизни в сельской местности, то подобные жизненные правила могут дать серьёзный сбой.

А в сельской жизни Юга Италии, если сравнивать с Украиной, есть своя специфика. Температуры летом значительно выше, ветры в горной местности, опасность возникновения лесных пожаров очень высока.

Всем живущим в особо охраняемой пожароопасной зоне периодически приносят инструкции поведения во избежание грандиозных пожаров и кидают в почтовые ящики. Но приезжим из других стран читать всякие инструкции скучно, да и написаны они на чуждом итальянском языке, вот пусть их сами итальянцы и читают. Но даже если бы они были написаны по-украински, читать, а тем более соблюдать правила чужой страны никто бы и не подумал, если эти правила противоречат привычному кодексу поведения носителя сельского менталитета. Возможно, что парочку этих инструкций даже использовали для разжигания костра.

В конце концов, жизненный опыт подсказывал, что у себя дома ни разу ещё не возник пожар от костра на краю поля, ни у них самих, ни у родителей, ни у дедов-прадедов. Не воспламеняется картофельное поле, готовое к уборке урожая, значит, и беспокоиться и переживать не о чем. А про разницу между плантациями картошки в дождливой местности и оливковыми рощами на Юге Италии они не думали. Картофельные клубни растут под землёй, а оливки на дереве. И в отличие от картошки, в созревающих оливках высокое содержание масла. Но про это кодекс селянина молчит, как рыба об лёд.

В этот день, казавшийся с утра прекрасным, всё было создано для дивного пожара: сушь, жара под сорок градусов по Цельсию, отсутствие дождей последние два месяца, оливки поспевали. А тут ещё и украинка решила убраться в своей квартире. После уборки весь накопившийся мусор она вынесла за дом, сложила кучкой на краю оливковой рощи и подожгла. Дальше всё пошло как по нотам: порыв ветра, сноп искр, стремительно распространяющееся пламя.

Огонь быстро перекинулся в лес на склонах Везувия. Поднимающиеся столбы дыма были видны за десятки километров. Многие средства массовой информации поспешили порадовать своих читателей сообщениями о начавшемся извержении вулкана. Противопожарные самолёты-амфибии Canadair живописно распыляли многие тонны воды с пеной над очагами пожаров. По мере сил помогали и вертолёты с прицепленным громадным ведром, черпающие воду рядом в заливе. Про вертолёты эти ходят упорные слухи, что они периодически зачёрпывают зазевавшихся аквалангистов и просто пловцов, и сбрасывают их с высоты в горы, но это совсем другая байка…

Первыми на место возникновения пожара приехали полицейские Лесного Корпуса, а сразу за ними – карабинеры. Третья заповедь кодекса сельского жителя гласит: «никогда ни в чём не признавайся властям и всё всегда отрицай». Так украинка и поступила. На допросе у карабинеров она дала показания и подписала протокол, где чётко указывала, что, во-первых, к пожару она никакого отношения не имеет и ничего не поджигала, и её в этот день вообще дома не было, во-вторых, она подожгла это не специально, в-третьих, когда она зажигала огонь, то не думала, что от костра бывают пожары, а самое главное – всё это подожгла итальянка, хозяйка дома, где она с мужем арендует квартиру.

Против украинки итальянские полицейские завели сразу два уголовных дела. Первое о неосторожном обращении с огнём, приведшем к значительным материальным потерям. Десяток свидетелей однозначно указали на виновницу пожара. А второе уголовное дела она заработала уже не по неосторожности. Возмущённая хозяйка дома подала заявление на украинку иск по обвинению в клевете.

Теперь украинская семья живёт в ожидании двух судов, с арестованным имуществом и подпиской о невыезде. Как выяснилось, в Италии не только шаловливые ручонки, но и несдержанный язык могут подвести человека под уголовную статью.