Письмо Леониду Марягину

Сергей Журавлев
Добрый день, Леонид Георгиевич!
Вы улыбнетесь, но мне кажется, я старею. Пересмотрел вчера ночью великий фильм "Вас ожидает гражданка Никанорова" (который, если верить Вам на слово, в 1979 году кормил все бесплатное здравоохранение) и не мог уснуть до утра. Мне нравилось все, что Вы делали и, особенно, "Вылет задерживается" с юной Симоновой и "Враг народа Бухарин" - о кафкианском судебном шоу и при этом - о дружбе двух вождей, и где так шикарно чувствуется рука Виктора Петровича, вся его игривая и необъятная натура, - но "Гражданка Никанорова" - это шедевр шедевров и вершина нашего кино, без дураков. Теперь я могу это обосновать, и очень жалею, что не сделал этого в 1994-м. Жалею, что не пересматривал его с начала восьмидесятых, и до сегодняшнего дня у меня оставалось ощущение, что главная сцена фильма - финал, где диктор на вокзале объявляет "Вас ожидает гражданка Никанорова", что это всего навсего НЕЧТО, фильм из ряда лучших советских фильмов, что-то там такое шукшинское, настоящее, трогательное и т.д., но не более того. Жаль. Я бы сказал Вам какие-то важные слова, которых Вы, думаю, были бы рады слышать.
Не буду размазывать манную кашу по тарелке, как говорил наш друг Владимир Иванович, и поэтому скажу просто и кратко. Собственно, что получилось. В кои веке Мережко родил выдающуюся идею. Эдакий деревенский Идеал, колхозница Никанорова, которая пол жизни ждала своего принца. Ждала, ждала, да и дождалась. Принц, как и положено, тот еще не подарок. Не пьет, не курит, не пристает. Ученый агроном, рванул как Лев Толстой, в деревню. В общем, такой фрукт на белом коне десять лет будет думать, прежде, чем жениться и пятнадцать - прежде, чем развестись. Не говоря о том, что Валя/Люба вышла за другого! Кстати, одно решение - взять на роль принца Борислава Брондукова - это уже Оскар! Непризнанный.
Так в чем итоговая и великая фишка фильма, всей этой большой совместной работы? Мало того, что героиня, "простая русская баба", Катя Никанорова, сразу просекла структуру момента, принца идентифицировала и заняла круговую оборону, так она еще справляется со всеми препятствиями, соблазнами и "тараканами", как Терминатор с полицейскими и прочими злодеями. Только гениальная и гипер-органичная Гундарева при этом еще и смеется.
Но, как говорил Мюнхаузен, это еще не все! Это первая мысль комплимента.
Вот вторая. Идеи хороших фильмов всегда имеют какие-то определенные и часто утилитарные задачи: заинтересовать, зацепить, тронуть, заставить задумать о том, о сем, достичь пафоса, вызвать катарсис.
Великие идеи - более свободны, расслаблены что ли, их сверх-задача, как правило, проста - сотворение, здесь и сейчас, чего-то взаправдашнего, героев, которые встают со страниц или выпрыгивают из экрана и "вгрызаются вам в кишки", как выражался Хемингуэй. А это будет посильнее любого катарсиса, потому что в таком сотворении есть что-то божественное. Так что сверхзадача "Гражданки Никаноровой" - эта самая Катя Никанорова, живая, смеющаяся и подлинная.
И это сделано на уровне реальности Тарковского, Германа и Шукшина, лучших их сцен. А эти титаны ХХ века, заметим, конгениальны не просто русской классике, а гиперклассике: "Онегину", "Шинели", "Белым ночам", "Запискам из подполья", "Отцам и детям", "Дворянскому гнезду"... Уф! Дайте дух перевести...
Вот какие-то такие комплименты мне надо было бы сказать в те странные и пустынные дни в Доме кино после смерти Виктора Дёмина и хоть так отплатить за Вашу щедрость и финскую водку.
Как всегда, не прощаюсь.