Деревенский алфавит. Буква О - Осташево

Манико
Осташево: мечтаем, чтоб пахло пашней

Выбирать деревню на букву О нам не пришлось, тут было без вариантов - конечно Осташево. О нем были наслышаны от жительницы этой деревни, нашей постоянной читательницы, писательницы и посетительницы Наталии БЛОХИНОЙ.
Наталия Николаевна - ходячий позитив, она любит делиться своей неуемной энергией, раздавать заряды бодрости и вкусняшки. Был такой случай. Мы собрались в очередную деревню, накануне 8 Марта. Читательница заглянула к нам в редакцию поздравить всех с наступающим праздником, мы захватили ее с собой - до автовокзала. И по дороге попали под раздачу роз - работники ГИБДД так поздравляли женщин-водителей и их пассажирок. Наталия Блохина, получив розу, вдруг вышла из машины и ответно одарила дам из ГИБДД и телевидения (процесс снимали), раздав все свои припасы на праздник. Видели бы вы удивленные лица тех дам!
Нога моя стала
- Может, вы останетесь ночевать? У нас ведь столько всего! - говорила по телефону Наталия Блохина.
Объясняю, что сложился определенный формат "Деревенского алфавита", ему и следуем.
- Но ведь буквы "Ж" не было, а дальше еще "Ь" и "Ъ" - эти пропуски и можно использовать под Осташево, - убеждала собеседница.
Наталия Николаевна, такая любовь к своей деревеньке вызывает большое уважение!
Мало того, чтобы облегчить наш корреспондентский труд и максимально рассказать об Осташеве, энтузиастка опросила деревенских старожилов - Марию Никифоровну и Валентину Никифоровну Несодомовых и других, записала все в толстую тетрадь, собрала фотографии, старые карты и сформировала некий краеведческий архив. Спасибище! С удовольствием воспользуемся.
Самый ранний источник сведений об Осташеве, который увидела краевед, - карта в Рыбинском музее-заповеднике, датированная 1777 годом. На ней отмечено Осташево, Гридкино (в котором сейчас только три дома), а вот села Рыжикова еще нет. То есть - Осташево возникло ранее 1777-го и в то время входило в состав Вокшерско-ямского стана.
О возникновении названия деревни у Наталии Блохиной есть своя версия.
- В церковнославянском словаре нашла слова, от которых, возможно, образовано название Осташево, - рассказывает Наталия Николаевна.
Первый вариант: останок - будущность, память, остаток. Второй: стати - останавливаться. "Нога моя ста (стала, остановилась) на правоте - на прямом, честном пути" (Пс. 25,12). Краевед уверена, что оба слова изначально заложены в название деревни - уж больно красивая версия. Шли люди, остановились на осташевской высоте, огляделись и решили, что место правильное, надо бы остаться.
На карте 1856-го от деревни Туфаново идет проселочная дорога до Осташева через сельцо Скоково, в котором был только господский дом. В Осташеве тогда значится 25 домов, в Рыжикове - 23.
В тетради Наталии Николаевны - список домов и их жителей за много лет. Листаешь, и перед глазами за каких-то пару минут проходит жизнь нескольких поколений. Вот дом построили, в нем жили люди, они женились, рожали детей, чему-то радовали и о чем-то горевали. Затем многие записи, увы, заканчиваются словами - уехали туда-то, дом разобран на дрова. Перед Великой Отечественной в Осташеве было 48 домов, во всех - "деток до горизонта". Сейчас "по номерам" домов 32, зимующих жителей - 19.
Пал Саныч
Добраться до Осташева можно без проблем - подъезжаем прямо к домам. Жителям крупно повезло - дорогу по деревне в 2012 - 2013 годах сделали хорошую, в асфальтовой крошке. По ней и идем. Заброшенных домов не видно (позже нам сказали, что летом все-все дома обитаемы), но то тут, то там - пустые места, раньше на них были жилища. Деревня показалась мне неуютной - как-то мало деревьев, красивых уголков. Но, возможно, причина такого впечатления - ранняя весна и холодный, забирающийся под кожу ветер.
Заглядываем в один из домов. Здесь одиноко живет Павел Александрович СМИРНОВ. На столе — "Северянка" и партбилет. "Пал Саныч" всю жизнь проработал здесь, в колхозе имени Куйбышева, комбайнером. Всю жизнь - в Коммунистической партии, считает себя коммунистом и теперь, хоть и "что толку-то?" Родился наш собеседник в Ивановском, а в Осташево переехал с матерью в 1963-м.
- В то время народу здесь было очень много, - рассказывает Павел Александрович. - Паспортов не было, справок не выдавали, колхозники оставались на местах. Я одно время председателем сельсовета работал, выдал справку комбайнеру. Он - друг, попросил. Лучший комбайнер района! Так меня вызвал секретарь, сказал - последнее предупреждение, выгоню к чертовой матери.
В колхозе работала сушилка, позже построили фермы, склады, была маслоделка, пекарня. Выращивали в основном зерновые, силосные культуры, горох, подсолнечник и даже запрещенный ныне борщевик.
- Придумали выращивать эту дьявольскую траву! Плохо ее коровы ели, - сердится Пал Саныч. - Сперва думали - хорошее растение, мамка принесла его на грядку. Я вытащил, а в ямку керосину налил - это же зараза!
Супруга Пал Саныча, Нина Александровна, умерла в 2011-м от рака... Мужчина, вспоминая ее, прячет глаза, не оборачиваясь, машет рукой в сторону совместного фото. Она приехала из Костюшина - зоотехником. Ой, как не хотелось девчонке в эти места, которые прозывали "страной чудес"! А все потому, что, по словам Смирнова, народ попивал, а потом "то убьют кого-то нечаянно, то зарежут по пьянке, то на тракторе раздавят". Человек шесть-семь, по словам Смирнова, в год гибло.
Но все же Нине Александровне повезло - встретила нашего Пал Саныча, первого парня на деревне, и создали они крепкую семью. Колхоз молодым специалистам построил дом. Сейчас детки навещают отца, не забывают.
В советские годы на селе жилось не плохо. Вину за последующий развал деревни, сельского хозяйства и страны в целом собеседник возлагает на Горбачева:
- Как Горбачев райкомы развалил, так все и рухнуло. Колхозы держались только на райкомах, партии. Кто шляется, пьет - они как вызовут, как дадут! Горбачев Нобелевскую премию получил, а надо бы его... Вместе с Ельциным. Всех лучше был Брежнев - товары дешевые, доступные. Только колбасы не было - так и шут с ней. Сейчас вот есть, так и не поешь ее - рассказывают, проверили и мяса в колбасе не обнаружили. Как так? А мясо-то где?
Спрашиваю, можно ли как-то восстановить деревню. Пал Саныч тяжело вздыхает и повторяет свою любимую пословицу: "Хватились, когда с горы скатились".
- Сейчас земля пустует... Выйду, посмотрю на поле... Сердце болит, - мужчина снова отворачивается, стесняясь слез...
И роды принимала, и крестила
Наталия Блохина и Анна СКАЧКОВА, к которой мы тоже заглянули в гости, вспоминали немного другую сторону жизни. Женскую.
В семье Анны Николаевны было 10 детей, Анна - шестая. Размещались дома вповалку - кто на печке, кто на полу. Младшая сестрица - в зыбке.
- Мама, бывало, уедет за хлебом в Алексеевское, папа на работе - на колесном тракторе, - вспоминает женщина. - Свету не было (электричество пришло в 1965-м). Мы рассядемся вокруг печи и песни поем.
Однажды произошло несчастье. Мать семейства сидела за столом, на ее руках - младшая дочь Таня. Женщина резала хлеб, ведя нож к себе, лезвие соскользнуло и - прямо малышке в глаз. Так она потом и осталась с одним глазом...
Фельдшера в деревне не было, роды у всех деревенских женщин принимала бабушка Анна Иголкина. Никакого специального образования она не имела, но все необходимые процедуры знала, ей доверяли. Кроме того, бабушка еще и крестила всех нарожденных деток.
- Видимо, у Анне было что-то вроде благословения батюшки на прием родов и крещение детей, - предполагают женщины. - В церкви-то не давали крестить. Иголкина всех крестила дома, в корыте, наверное, в святой воде, которую набирают на Крещение. Крестики были на льняной нитке. Благодарили бабушку кто чем.
Кино и дрессированные коровы
- А как интересно здесь пасли скотину! - вдруг вспоминает Наталия Блохина. - Пастух - первый человек на деревне: весь скот в его руках. У дяди Вани Салтыкова был инструмент навроде пионерского горна, ранним утром как встанет в начале деревни, где была маслоделка, как заиграет на этой трубе - даже сейчас по спине бегут мурашки! Коровы во дворах откликались, начинали мычать.
Очень чудно пас коров и другой пастух - Сергей Корнилов. За стадом он не ходил, а просто усаживался на обочине дороги и командовал коровами специальным свистом. По одному свисту стадо вставало, по другому начинало тихонько разворачиваться дугой и идти в нужном направлении.
Заведено было так: пастух жил у деревенских по очереди по нескольку дней, в зависимости от количества скотины. Люди знали, когда он будет у них жить, готовились: пирогов напекут, яиц наварят, самовар наготове. Пастуха надо было хорошенько кормить, чтоб он получше заботился о скотине.
Ни школ, ни клубов, ни магазинов в Осташеве никогда не было. Учиться ходили в Рыжиково. Анна Скачкова вспоминала, как получила свой первый букварь:
- Иду домой, кругом такая грязь, поперек тропки - лужа. Я стала ее переходить, а сапоги-то и засосало - не вытащить. Плюхнулась в грязь, да и утопила тот букварь.
Но кино в Осташево все же иногда привозили. В пожарном депо отгораживали место досками и вешали простынь. Собиралась вся деревня: стар и млад шел сюда - кто со скамейкой, кто с чем.
Мечты дня сегодняшнего
- Думаю, первая подрубка деревень - это война, - размышляет Наталия Блохина. - После нее в деревню вернулась лишь половина мужчин, часть из них - инвалиды.
Дальше - развал колхозов, люди побежали из деревни. Раз побежали, значит плохо в деревне?
- Плохо? А вы попробуйте, к примеру, из Скокова и Костюшина кого-то выгнать, - возражает Наталия Николаевна. - Наоборот, туда даже из Ярославля жить приезжают. Там ведь - два магазина очень хороших, в них, как в Греции, все есть; медпункт, школа, детсад, почта, дом культуры - теперь еще и с газовым отоплением, все пляшут и поют. Зачем куда-то ехать, если есть условия и - свой дом, родная земля, грядка со свежим укропчиком, это же счастье!
Укропчик, говорю, хорошо, но ведь молодежи еще и развлечений надо. Мне резонно отвечают:
- А в Скокове такой спортзал сделали, по вечерам и выходным знаете сколько там молодежи! И в клуб молодежь идет, там праздники грандиозные, и школа большую работу проводит. А вот в Рыжикове школу уже до последнего бревнышка разобрали...
И все же, считают женщины, Осташево будет жить еще долго. Потому что сюда, к своим корням, возвращаются те, кто уходит на пенсию. А не так давно даже молодая семья с ребенком из Ярославля осталась зимовать, на работу в город каждый день ездят.
Есть у деревенских и планы. Один из них - поставить тем, кто погиб в Великую Отечественную, памятник. Полный список воинов - с датами рождения и гибели, фамилиями их матерей или жен - в тетрадке Наталии Блохиной. Этот список она составляла по рассказам деревенских, проверяла и дополняла в архиве военкомата. Есть у нашей энтузиастки и эскиз памятника - в виде двух разворотов книги. Но у поселения, к которому обращались жители деревни, на памятник нет средств, увы. Хотя жители готовы сделать и свой вклад в это святое дело.
Также в личных планах Наталии Блохиной - сделать на остановочной будке у деревни надпись:
- Лист железа я уже нашла, со следующей пенсии куплю краску и сделаю большую табличку: "Д. Осташево, основана до 1777 года". Красивую, с орнаментами.
А общая мечта большинства осташевцев - чтоб на полях, которые еще живы, вновь загудели трактора и в воздухе запахло свежей пашней.
- У всех были бы слезы на глазах... - говорит Наталия Блохина. - Хорошо бы санкции не сняли с нас еще хотя бы года три. Не будет корма из-за границы, люди возьмутся за лопаты. Мы верим в деревню...
Марина БОРОДИНА

Зарегистрированы в Осташеве:
1991 г - 57 человек
2001 - 42
2011 - 24
2016 - 19