Деревенский алфавит. Буква К - Кишаново

Манико
Кишаново: «Самая лучшая деревня».

От деревень на букву К глаза разбегались. Обзвонила специалистов поселений, круг сильно сузился - очень многие деревеньки уже нежилые или только дачные. Заинтересовало Киндерево с его названием якобы от «кинь дерево»; Клочково, в котором молодежь держит скотинку; Княщина - с печальной историей дачника, преподавателя медакадемии, который выстроил здесь красивый дом, возил студентов играть в футбол, но в конце концов из-за нескончаемого варварства дачных воров отступился, бросил жилье. Но когда услышала про Кишаново, родную деревню архиепископа Симона, решила - едем туда!

Хозяйка деревни
При всем неблагозвучии названия Кишаново, или Кишанки (так говорят местные), оказалось очень симпатичной, чистенькой, цветущей деревенькой. Еще с дороги залюбовались осенней пасторалью - выкошенное, зеленеющее травкой поле, стожки сена, коровки...
На такой же изумрудной улочке нас встретила хозяйка деревни - Елена СУРОВЦЕВА. О том, что она именно Хозяйка деревни, мы поняли как-то сразу - по тому, как четко Елена Анатольевна определила нам план действий, в который, кроме экскурсии и бесед с жителями, вошло отведывание молока тех самых коровок. Да и все жители Кишанова называли эту чуть строгую, деятельную труженицу именно так - Хозяйка деревни.
Елена Суровцева здесь последний старожил. Хотя и странновато называть так симпатичную женщину. Она родилась в Кишаново и всю жизнь живет здесь вместе с супругом Павлом. По образованию медик - окончила медучилище в Ярославле, но так сложилось, что с 1987-го работает почтальоном. Две коровки - их, Суровцевых, кормят вкуснейшей молочной продукцией всю деревню. Окашивает поля вокруг Кишанова на тракторе Павел. Жители благодарны: пожароопасные сухие заросли - бич большинства деревень, а в Кишанове этого нет. Как нет и (только представьте!) заброшенных домов, а также... пьющих личностей.
- Что хотите, но наша деревня лучшая! - гордо заявляет Елена Суровцева.
И знаете, это, наверное, правда. Когда люди так любят место, где живут, оно не может быть некрасивым, неуютным. Оно - благодатное. Возможно, Кишаново такое еще и потому, что здесь родина митрополита Симона. Здесь - его родной дом. Здесь и сейчас живут его родные. Наша Хозяйка деревни - его племянница.

От Монаха из Кишанова до митрополита Рязанского
Владыка Симон, в миру Сергей Новиков, родился в соседнем Жолнине. Когда ему было 4 года, семью постигла беда - сгорел дом. Новиковы перебрались в Кишаново. Семья жила очень бедно, и маленький Сережа часто молился: «Господи, дай нам муки побольше». Родители привили мальчику любовь к Богу, в любую свободную минутку он бежал в храм. За это ребята прозвали его Монахом.
Сергей Новиков окончил Ярославский химико-механический техникум, но его всегда тянуло в храм Божий. В те советские годы походы в церковь не приветствовались, молодого специалиста пытались «перевоспитывать»… Но Сергей Новиков лишь укреплялся в своей вере. Он пошел учиться в семинарию Троице-Сергиевой лавры и духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. В 1958-м пострижен в монашество с именем Симон. С 1955-го по 1972-й провел в стенах Московской духовной академии - студентом, преподавателем, инспектором, завкафедрой.
С 1972-го начал служение на Рязанской кафедре, которую занимал более 30 лет. Архиерейский жезл ему вручал будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это были годы гонений и возрождения Русской Православной Церкви. При владыке Симоне количество приходов в Рязанской области увеличилось с 51 до 300. Восстанавливал он и храм в нашем Николо-Отводном. Скончался в 2006-м, но до сих пор верующие, слышавшие его проповеди, вспоминают их со слезами на глазах…

Мы стригли владыке бороду
Домик, где рос митрополит Симон, стоит на краю Кишанова. Сейчас это дача семьи его внучатой племянницы, даниловны Анны БЫКОВОЙ (Макаровой). Молодая женщина с открытым лицом и лучистой улыбкой говорит, что все здесь наполнено его духом, а воспоминания вызывают светлые слезы.
- Своих внуков у владыки не было, мы были ему как родные внуки, - рассказывает Анна. - Он приезжал всегда в один и тот же день - 18 июля, день памяти преподобного Сергия Радонежского, в честь которого назван. Как же все ждали его! Мы, ребятишки, собирали для владыки букеты полевых цветов и с нетерпением ждали встречи, чтобы только лицезреть его.
Анна улыбается: конечно, дедушка - а для них он был любимым добрым дедушкой - привозил конфетки, подарки ребятне. Но больше всего вспоминается его доброта и любовь, исконный образ архиерея с длинными волосами и бородой, прикосновение его колючей щеки, когда он целовал деток.
- Владыка играл с нами в прятки, догонялки, - улыбается Анна. - Одевался по-простому, ходил на родник с коромыслом, никакой работы не чурался. А когда нам было лет по 10-12, даже разрешал бороду ему стричь. Потом посмотрит в зеркало и скажет: «Я удовлетворен».
Кстати, в музее в Вятском, которое от Кишанова напрямки в 4 километрах, есть экспозиция, посвященная митрополиту Симону. В нашем музее такой экспозиции пока нет.

Деревенский печник в Англии
О том, как Кишаново жило раньше, хозяйка деревни посоветовала расспросить у Веры ЛИВАНОВОЙ, блокадницы, которая на днях отметила свое 90-летие. Удивительно: девичья фамилия Веры Владимировны - Белованова, в замужестве она становится Ливанова, ее дочь сейчас носит фамилию - Селиванова!
Вера Владимировна тоже родилась здесь, в деревне, в многодетной семье. Братья и сестры позже разъехались, в Кишанках одна она задержалась. Сейчас бабулечка живет со своей дочерью Юлией полгода в деревне, а на зимовку уезжают в Ярославль - дом уже ветхий, в морозы в нем не продержаться.
Вера Владимировна рассказала, что до войны деревенские в поисках заработков ходили пешком в Питер. Ее отец, Владимир БЕЛОВАНОВ, был печником. Работал и в Питере, и на Кубани. А оттуда завербовался на работу в Англию. Но то ли все эти мытарства сказались, то ли климат Англии подорвал его здоровье, только умер он рано, в 1941 году.
Хватить лиха по полной пришлось и молоденькой тогда Вере. В 1940-м она приехала вслед за двумя старшими сестрами в Ленинград - учиться в техникуме на бухгалтера. Здесь ее и застала война. В первый же день общежитие, в котором жила Вера, разбомбили. В этот же день погибла и одна из ее сестер - медсестра; судно, на которое погрузили раненых, потопили немцы.
Из блокадного Ленинграда уезжала последним рейсом. Лед был уже плохой, многие проваливались.
- Когда наконец попали на берег, нам столько печенья надавали, конфет! Не помню, как и управились с ними - проглотили, как и не едали никогда, - вспоминает бабушка.
Вера Ливанова, вернувшись в Кишаново, выжила, а еще одна девушка, приехавшая вместе с ней, умерла…
Сейчас, в свои преклонные годы, Вера Владимировна по-прежнему следит за обстановкой в мире, очень переживает за происходящее в Украине. А еще очень стыдится, когда в новостях говорят, что государственные миллиарды куда-то подевались. «Хоть бы не говорили уж… Ну нельзя же так-то…»

На роднике варили раков
Юлия Селиванова, дочь блокадницы, поведала о деревне своего детства - 50-60-х годов.
- Скотину держали в каждом доме. У нас был теленок, корова, поросенок, овечки, куры, у кого-то еще гуси. Помню, как старались успеть накосить животине травы. Всюду ведь колхозные поля, свободного места немного. Бывало, братья утром проснутся пораньше, соберутся идти косить, слышат - а там уже косят. Все, опоздали. А сейчас - коси не хочу…
День деревни гуляли на Николу - в мае. Молодежь со всей округи собиралась на роднике. Речка Левашовка тогда была полноводнее, в ней даже щуки водились.
- Ой, у нас такая кошка тогда удачная была! - вспоминает Юлия. - Пойдет на речку, поймает щуку или налима, нам притащит - хоть жарь.
На гулянья варили раков, песни пели. Люди были открытыми, общительными. В деревне никто дверей не запирал…
- В то время в деревне уж больно хорошо время проводили, - продолжает Юлия. - У нас было три игровых зоны. Первая - на лугу, там играли в лапту. Столько народу собиралось! Потом под рекой играли в городки. Помню звук, с которым они разлетались. И - футбольное поле, мальчишки играли на самом серьезном уровне, даже междеревенские соревнования проводили, а мы все болели. Как жалко, что все в прошлом…
Юли признается, что хоть и провела большую часть жизни в Ярославле - она работала учителем, но дом ее - здесь, в Кишанове.
- Всегда, когда выходила из автобуса, непроизвольно делала глубокий вдох - я дома!

Кишановский дендрарий
- Такого вы не увидите ни в одной деревне, я вас уверяю, - говорила Елена Суровцева, провожая нас дальше.
Раиса НОВИКОВА - дачница, но ее супруг также в родственных отношениях с владыкой Симоном, отсюда и местная фамилия. Владения огородницы потрясли. Мы увидели красивый мостик через речку, а дальше - ровненько выкошенное поле со множеством маленьких саженцев и лавочкой у небольшой заводи. Что это?
- Мои дети, дочь Людмила и зять Федор, решили сделать здесь зону отдыха, - пояснила Раиса Ивановна. - Я из кедровой шишки вырастила саженцы кедра, мы здесь их посадили. Дети выписывают разные деревца, сажают - хотят, чтобы получился дендрарий.
В «детском саду» дендрария уже растут елочки, сосенки, молодые дубки, необыкновенные сосны, вырастающие до 60 м в высоту, барбарис, неколючая ежевика, можжевельник казацкий… За всем семья тщательно ухаживает.
Раиса Ивановна с большой любовью рассказывает о том, как они кормят рыбок в реке и как этим процессом живо интересуется местная выдра, о ежиках, которых иногда подкармливают молоком, о том, что на лавочке, возможно, будут отдыхать влюбленные… А я думаю - сколько же труда вложено здесь в каждый метр! Потрясающе.
- У нас вся деревня - труженики, - говорит Раиса Новикова. - Потому что хозяйка Лена всем пример подает!
А дом, в котором живет Раиса Ивановна, просто уникальный, ему около 300 лет! Это - первый дом Кишанова. Хозяйка рассказала, что когда-то здесь проходил почтовый тракт, именно по нему увозили на север декабристов. И вот в этом-то единственном доме располагалась почта, меняли лошадей. Когда его капитально ремонтировали, обнаружили в основании огромные валуны и бревна.

Они движутся!
Закончилась наша экскурсия по деревне у Владимира ПАВЛОВА, который постоянно живет в Кишанове уже почти 7 лет. Он охотно подтвердил, что их деревня - самая лучшая. Потому что маленькая, дружная и от асфальта - 300 метров. И вообще - разве можно деревню сравнить с городом, от которого уже тошнит?
- Если честно - мне вот 59 лет, а я только здесь впервые увидел, что планеты по небу действительно движутся! - признается мужчина. - Вышел ночью покурить - Господи, думаю, что же это? За пять минут она, голубушка, раз и передвинулась. Это непередаваемо!
Но Владимир Петрович в деревне не только на звезды любуется. Он замечательный мастер! Делает из дерева все что угодно. Для внуков соорудил такой детский город - городские площадки позавидовать могут.
Закончилась наша поездка замечательно. С Хозяйкой деревни решили, что родник - сердце деревни - мы смотреть пока не будем, потому что деревенским стыдно за его состояние. Но Владимир Павлов пообещал, что приложит все силы и вместе с остальными жителями благоустроят это славное место. И даже выложат тротуарной плиточкой. Так что - на следующий год мы в Кишаново уже приглашены. И с превеликим удовольствием приедем сюда снова. Спасибо, лучшая деревня, за позитив!
Марина БОРОДИНА