772 Корабельные стенгазеты 12 08 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 772. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Корабельные стенгазеты. 12.08.1974 года.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Встреча представителей газеты «Правда» с экипажем БПК «Свирепый». Командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров рассказывает гостям, журналистам газеты «Правда» и Тимуру Аркадьевичу Гайдару (справа) о задачах и возможностях БПК «Свирепый» (фото из архива Юрия Опарина). В этот раз на корабль пришла вся семья командира ракетно-пусковой группы комплекса УРПК-4 «Метель», лейтенанта Пивоварова Юрия Владимировича – жена и двое его детей. В момент съёмки, когда дети играли с пусковыми установками реактивного бомбомёта РБУ-6000 «Смерч-2» по моей просьбе они кричали: «Ну, погоди!».


В предыдущем:

Это был мой подарок братишкам ко дню рождения корабля, потому что с помощью Валерки Маховика мы дозвонились по нашему тайному городскому телефону до знакомых в кинофонде базы Балтийска и попросили привезти на корабль этот фильм. Ночью 11-12 августа 1974 года я опять не спал, а печатал и сушил фотографии и оформлял на завтра (на фактический день рождения корабля – автор) корабельную стенгазету с фотками о визите Тимура Гайдара и юмористически-сатирическую стенгазету «Ну, погоди!».

Утром в понедельник 12 августа 1974 года, в фактический день рождения БПК «Свирепый», перед разводом службы корабельного наряда, заспанный и бледный, с синими кругами под глазами, сумрачный, злой и «вусмерть уставший» (так меня описали моряки, строившиеся на развод – автор) я вывесил на специальные держатели – канцелярские зажимы – две стенгазеты – корабельную новостную и юмористическую «Ну, погоди!».

На первом листе ватмана были изложены события празднования Дня рождения БПК «Свирепый», краткая история корабля, фотографии первого поднятия военно-морского флага 12 августа 1972 года и фотографии о визите на корабль представителей политотдела БФ, центральной газеты «Правда» и Тимура Гайдара.

На втором листе ватмана были нарисованы смешные сценки из событий воскресенья 11 августа 1974 года и наклеены фотографии футбольного матча между командой «Свирепые» («Свирепый») и командой СКР (не помню его названия). На рисунках были изображены наши «силачи», которые так или иначе подтягивались на перекладине, отжимались в упоре лёжа от бревна-скамейки, очень похожей очертаниями на стилизованную женскую фигуру, а также поднимали пудовую гирю, формой очень похожей на пузатую водочную стопочку, «на большее количество раз»…

Центральное место в стенгазете «Ну, погоди!» занимала фотография семьи одного из наших офицеров – жена и двое детей командира ракетно-пусковой группы комплекса УРПК-4 «Метель», лейтенанта Пивоварова Юрия Владимировича, которые весело играли на установках РБУ-6000 «Смерч-2» и надпись к снимку гласила: «Ну, супостаты! Погодите! Вот вырастем, тогда…!».

Женщина на снимке была уже хорошо знакома нам, потому что это она одна в день нашего захода-прибытия в ВМБ Балтийск из боевого похода первой БС (боевой службы) в воскресенье 15 октября 1973 года пробилась на наш корабль и встречала нас вместо Главкома, адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова, командующего БФ, адмирала В.В. Михайлина и всех их свит…

Центральное место на корабельной стенгазете занимала общая фотография экипажа с гостями и фото общения нашего командира корабля, капитана 2 ранга Е.П. Назарова с журналистами газеты «Правда» и Тимуром Гайдаром. Здесь мы ещё раз поздравили нашего командира с его днём рождения (08 августа 1974 года Евгению Петровичу исполнилось 40 лет).

Эти стенгазеты были приняты экипажем БПК «Свирепый» на «Ура!», возле них весь день толпились моряки, мичманы и офицеры, пришёл и сам командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров, но я этого уже не видел и не слышал, потому что беспробудно спал, «запершись» у себя в «ленкаюте» и переживал очередной обидный разнос от замполита, капитан-лейтенанта А.В. Мерзлякова, который, не стесняясь в выражениях, выговаривал мне за то, что я не согласовал с ним форму и содержание этих стенгазет.

К вечеру, по сложившейся ещё весной 1972 года традиции, от этих корабельных стенгазет остались только обрывки названий – всё остальное было либо варварски оторвано, либо аккуратно вырезано ножницами и унесено в свои ДМБовские альбомы и шхеры.

Вестовой от командира корабля долго и настойчиво стучал в дверь ленкаюты, а потом прокричал мне: «Командир велел тебе, Суворов, принести ему его фотографии!». Я просунул в щель двери вестовому пакет с фотографиями для командира, которые заранее отпечатал ещё ночью и снова улёгся на свой матрац, уложенный на стол президиума в «ленкаюте», но сна уже не было…

Сколько стенгазет, боевых листков и молний я сделал за время службы?! Множество и практически ни одной из них не осталось – все были разорваны в клочки и унесены моряками в свои «закрома»…

Замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и начальник РТС, капитан-лейтенант К.Д. Васильев утешали меня и говорили, что я «должен гордиться таким жадным вниманием к своему творчеству, потому что это признание успеха, востребованности и желанности твоих стенгазет, рисунков и фотографий».

Я верил старшим товарищам, но не утешался их словами, мне было обидно, потому что я тоже хотел, чтобы мои стенгазеты, особенно рисунки, оставались в фотолетописи нашего корабля, в моих ДМБовских альбомах…

Кстати, все мои фотографии в моих ДМБовских альбомах – это всё либо «брак», либо оставшиеся экземпляры от тех комплектов фотографий, которые я делал для корабельных стенгазет, тематических стендов, фотолетописи БПК «Свирепый»,  фотоотчётов в разведотдел, а также от комплектов фотографий для командира корабля и замполита.

Как говорится: «Сапожник без сапог».