Звезда Николая Сиротинина

Юрий Иванович Хмыз
Он не дожил до двадцати.
Была судьба к нему жестока.
От нас по звёздному пути
Ушёл он в небо раньше срока.

Ушёл июльскою порой,
Не замарав ни честь, ни совесть…
Тебе, бесстрашный наш герой,
Вот эта маленькая повесть.


               1.СУДЬБА ГЕРОЯ
17 июля 1941 года уроженец Орла 19-летний Николай Сиротинин в одиночку в течение двух часов противостоял фашистской танковой дивизии Гудериана в деревне Сокольничи Кричевского района Могилёвской области. Старший сержант артиллерии, командир орудия 55 стрелкового полка 6 стрелковой дивизии уничтожил в этом бою 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника.   
В настоящее время в селе Сокольничи  Кричевского района  Могилёвской области  могилы, в которой немцы похоронили Николая Сиротинина с воинскими почестями, нет. Через три года после войны останки Коли перенесли в братскую могилу в городе Кричеве, в которой захоронено 40 погибших воинов, свезённых из всех одиночных захоронений в Кричевском районе.  К 20-летию своего подвига Николай Сиротинин награждён посмертно орденом Отечественной войны I степени.
У шоссейной дороги недалеко от места гибели Коли Сиротинина стоит обелиск в честь его подвига.   Сюда приезжают молодожёны, здесь проводятся многие праздничные мероприятия: в День Победы, при приёме в комсомол и в пионеры  и др.
В городе Кричеве, с населением 28 тысяч человек, Сиротинина знают практически все: и стар и млад. Здесь есть улица Сиротинина, в краеведческом музее имеется уголок в честь орловского героя (среди экспонатов музея есть алюминиевый котелок, на котором видна выцарапанная надпись «Сирот. Н»), в селе Сокольничи одна из  школ носит имя орловского героя, где имеется отличный музей, много  экспонатов посвященных подвигу Коли.
     На территории  завода  «Орёлтекмаш», где он работал и откуда 5 октября 1940 года был призван Орловским горвоенкоматом  в ряды СА, есть мемориальная табличка в память о Николае Владимировиче Сиротинине.     На доме №32 по улице Добролюбова, в котором жил Коля Сиротинин до ухода в Советскую Армию, 4 августа 2011 года, по инициативе  работников «Орёлэнерго» установлена мемориальная доска в его честь.     В музее Орловской школы №17 имеется  много материалов посвящённых подвигу Николая Сиротинина.
    Глубоко уверен, что подвиг Коли Сиротинина достоин самой высшей награды России и его имя должно быть в одном ряду с такими героями, как  Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, генерал Карбышев…
   За время минувшей ВОВ очень мало найдётся солдат и офицеров СА, которых хоронили бы наши враги во главе с полковником немецкой армии под троекратный ружейный салют.   
    Одна из первых статей о подвиге Николая Сиротинина была напечатана в Литературной газете  от 7 января 1960 года  под заголовком  «Это не легенда».
Авторы – М.Мельников и Л.Ющенко.
    В 1965 году в журнал «Огонёк» также была публикация о подвиге орловского героя.
    В 1967 году знаменитый писатель-фронтовик  Константин Симонов с директором
местного музея города Орла Петром Мельниковым обращались в Верховный Совет СССР с ходатайством о присвоении звания героя Советского Союза (посмертно) Сиротинину Николаю Владимировичу. Оттуда поступил ответ: звание Героя Советского Союза может быть присвоено Сиротинину Н.В. только по представлению командования красноармейца, а такого представления не было…
   В 2010 году на ВГТРК вышел документальный фильм о Сиротинине Н.В. «Один в поле воин. Подвиг 41-го». Режиссёр – Александр Ладнов.
    Участвовавший в съёмках данного фильма Председатель Совета федерации РФ Сергей Миронов сказал:
    Подвиг, который совершил Николай Сиротинин достоин того, чтобы ходатайствовать перед Верховным главнокомандующим, о присвоении  ему звания Героя России.

                2.Биография               

       Родился  Николай в городе Орле. Жили в доме №32 по ул. Добролюбова. В этом же доме проживали  две  сестры его отца: Лидия Кузьминична и Ольга Кузьминична.
       Образование – 5 классов. С 1 по 4 классы учился в Орловской  школе, которая  располагалась в здании, где в настоящее время находится  техникум  железнодорожного транспорта (г. Орел, ул. Студенческая, д. №2).
       В 1934 году его отец (машинист паровоза)  по работе был направлен в город Ливны (водил поезда – Ливны, Верховье, Мармыжи) и с ним из Орла переехала вся семья.
5-й класс Коля Сиротинин заканчивал  в Ливенской школе №4, которая находилась на ул.  Шмидта. Учился хорошо и добросовестно.
      В музее Орловской школы №17 имеется фотография родителей Николая Сиротинина на  встрече с учениками этой школы, на которой написано, что Сиротинин Н.В. учился в этой школе – это не соответствует действительности.
Школа №17 в городе Орле была открыта в 1961 году.
     В Орёл отец Николая  возвратился в 1949 году. В этот же год в Орёл переехали сёстры Николая  (Кира и Таисия) и брат Вениамин.  Мать с младшей дочерью Ниной вернулись в Орёл из Ливен в 1950 году.
Отец – Сиротинин Владимир Кузьмич (1888-1961).
Мать – Сиротинина Елена Корнеевна  (1898-1963).
Похоронены  мать и отец Николая Сиротинина  в Орле на Афанасьевском кладбише.
Дети  Владимира Кузьмича и Елены Корнеевны:
Кира – (1919-1997); 
Николай (1921-1941) – похоронен в братской могиле  в  городе Кричее Могилёвской области; 
Таисия (в замужестве Шестакова) (15.10.23 – 12.04.2015).  Всю жизнь проработала  на заводе «Орёлтекмаш», где начинал свою трудовую деятельность наш герой.
Вениамин – (1927-1992);
Нина (в замужестве Сизонова) – род. 03.01.1930г., проживает в Орле.
      Работал Николай Сиротинин на заводе «Орёлтекмаш» токарем в номерном цехе.   
Сёстры несколько раз спрашивали Колю, чем он занимается на Текмаше, а он всегда
с  улыбкой им отвечал: вытачиваю болты и гайки.   
    5 октября 1940 года Николай был призван в ряды Советской Армии Орловским горвоенкоматом.
По заявлению  его  сестёр Таисии и Нины звание Героя Советского Союза их брату не дали только из-за отсутствия его фотографии.

        3.Дневники. Свидетельские показания. Письма.

1.ИЗ ДНЕВНИКА  НЕМЕЦКОГО ОФИЦЕРА
обер-лейтенанта    Фридриха   Хенфельда 
4-й танковой  дивизии  Хайнца Гудериана. 

«17 июля 1941 года. Село  Сокольничи  близ Кричева. 
Вечером  хоронили  неизвестного  русского  солдата.
Он один, стоя у пушки, долго расстреливал колонну танков
и пехоты,  так и погиб. 
Все удивлялись его храбрости...
Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы
все солдаты фюрера дрались так, как этот русский,   
мы завоевали бы весь мир. 
Три раза стреляли залпами из винтовок».

Справка:
Советские солдаты обнаружили данный дневник у погибшего под Тулой летом
1942 года обер-лейтенанта  Фридриха Хейнфельда и передали его военному
журналисту Фёдору Селиванову.

2.СВИДЕТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАНИЯ.

Вержбицкой О.Б. - жительницы села Сокольничи.
      Я. Вержбицкая Ольга Борисовна, 1889 года рождения, уроженка Латвии (Латгалия) проживала перед войной  в деревне Сокольничи, Кричевского района, вместе со своей сестрой. 
     Мы знали Николая Сиротинина с сестрой до дня боя. Он был у нас с товарищем, покупал молоко. Один раз я помню хорошо, что он давал нам деньги, но мы отказались,  ибо кто мог брать деньги с советского воина, который  защищает нас в такую минуту. Николай очень настаивал, чтобы мы взяли деньги. Он был очень вежливый, всегда помогал пожилым женщинам доставать воду из колодца и в других тяжёлых работах.
     Я хорошо помню вечер перед боем. Многие ушли в беженство за реку Сож, а у меня сорвалась корова  и я пошла по селу её искать. Была такая тишь, которой я не помню за свою жизнь. Я видела, как уходили из деревни последние наши воины. На бревне у калитки дома Грабских  я увидела Николая Сиротинина. Он сидел, что-то думал. Я очень удивилась, что все уходят, а он сидит. Я поздоровалась, он ответил мне.
     Когда начался бой я не была дома ещё. Помню как летели трассирующие пули, помню как в разгар боя по дороге к переправе бежал наш высокий военный командир. Бежал он очень быстро. Бой всё продолжался. Шёл он около трёх часов. Около полудня, вернее во второй половине дня , немцы собрались у места, где стояла пушка Сиротинина. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей. Мне, как знающей немецкий язык, главный немец с орденами, лет пятидесяти, высокий, лысый, седой, приказал переводить его речь местным людям. Он сказал, что русский очень хорошо сражался, что если бы немцы так воевали, то давно уже взяли бы Москву, что так должен солдат защищать свою родину – фатерлянд. Потом из кармана гимнастёрки нашего убитого солдата достали медальон. Мне передали медальон и я прочитала текст. Помню твёрдо, что там было написано «город Орёл», Сиротинину Владимиру (отчество не запомнила), что название улицы было (как мне помнится не Добролюбова, а Грузовая или Ломовая), помню, что номер дома был из двух цифр. Но знать кто этот Сиротинин Владимир – отец, брат, дядя убитого или ещё кто, мы не могли.
    Немецкий главный начальник сказал мне: «Возьми этот документ и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был её сын и как он погиб». Я побоялась это сделать, думая, что немцы хотят проверить меня и моё отношение к советским людям. Тогда стоявший в могиле  и накрывающий советской плащпалаткой тело Сиротинина немецкий молодой  офицер вырвал у меня бумажку и медальон и что-то грубо сказал.
Немцы дали залп из винтовок в честь нашего солдата и поставили на могиле крест и повесили его каску, пробитую пулей.
Я сама хорошо видела тело Николая Сиротинина ещё когда его не опускали в могилу. Рядом стояла пушка. Лицо его не было в крови, но гимнастёрка с левой стороны имела большое кровавое пятно, каска была пробита, кругом валялось много гильз от снарядов, немцы к кладбищу стащили много своих танков и таких крытых машин, как тракторы (бронетранспортёры). Своих убитых они похоронили отдельным кладбищем на десятом километре в лесу у шоссе.
Так, как наш дом находился недалеко от места боя, то в тоже время с дорогой в Сокольничи, то немцы около нас стояли. Я сама слыхала как они долго и восхищённо говорили о подвиге русского солдата, подсчитывали выстрелы и попадания. Часть немцев даже после похорон ещё долго всё стояла у пушки  и могилы и тихо разговаривали. 
У немцев все годы оккупациия не работала, а занималась сельским хозяйством и переводила только один это раз. Вместе с сестрой мы выручали много наших пленных, вступаясь за них перед немцами, так как знали немецкий язык. Всё это может подтвердить вся деревня.
Я человек старый и считаю, что такой замечательный советский воин, как Николай Сиротинин, совершивший такой большой подвиг, должен быть отмечен достойной наградой и место, где он погиб
надо бы огородить, написать на памятнике о его славном деле на боевом месте.
29 февраля 1960 года.

Грабской Л.И.  - жительницы села Сокольничи.
     Я, Грабская Лидия Ивановна, младшая из сестёр Грабских, в доме которых был штаб батареи, свидетельствую следующее. Наш отец, коммунист, ушёл на фронт. За неделю или десять дней перед приходом немцев, в нашем доме разместился штаб только что пришедшей конной батареи.
Были старший лейтенант Николай,  лейтенант Федя. Помню и бойца Николая Сиротинина, которого часто вызывал старший лейтенант и давал ему приказы.  Сиротинин, когда сооружал для жителей села блиндаж, сказал, что он рабочий, из города Орла и к тяжёлому труду привычен.
     Перед боем наши войска ушли за реку сож. Остался к утру лишь Сиротинин. Где-то там в разгаре боя был в одно вре6мя и старший лейтенант Николай, который после был ранен в левую руку, прибежал к нам и после того,  как сестра его перевязала, он убежал в сторону переправы.
     Сиротинин бился с немцами один, так говорили все наши старики, которые видели бой. Немцы хоронили его с воинскими почестями, как настоящего героя. Я сама на похоронах не была, но все бывшие соседи  рассказывали про речь немецкого полковника, который сказал, что Сиротинин такой герой, которого он не встречал за все три войны.  Я также слыхала , что немцы  убили его лишь тогда, когда мотоциклисты окружили с тыла, заехав по дальним дорогам. Техники немецкой он набил много и она стояла у кладбища, два танка  стояли у дороги, разбитые им.  Оставшиеся три снаряда нашли старики, закопали в блиндаже, недалеко от могилы.
29 февраля 1960 года.

Кашуро И.Д. -  жителя  села Сокольничи.
       Я. Кашуро Иван Давыдович, работал учителем в Сокольничах до войны. По болезни я был освобождён от службы  в армии. Я находился в Сокольничах в те дни, к огда сюда пришла наша батарея.
В ночь, перед боем, я был на другой стороне деревни, и до сих пор помню какой страшный огонь открыли немцы, в основном по позиции, которую занимал Николай Сиротинин. Трассирующие пули  буквально прошивали воздух над деревней. Сиротинин бил из пушки методически.
       Я слыхал, что он остался у пушки один и вёл бой до конца отразив одну атаку немцев, а через несколько мнут и вторую. Весь бой длился около трёх часов. Знаю я и о похоронах и о речи немецкого оберста, который дал исключительно  высокую оценку как смелости,  так и меткости, так и мастерству выбора позиции николая Сиротинина.
    Я был на месте боя с группой односельчан через день. В щиту пушки было три пробоины. Одна из них довольно большая, в неё лезли три пальца. Каска Сиротинина  тоже была пробита. Вся земля вокруг усыпана осколками.  Валялись гильзы от снарядов.
     Три оставшиеся невыпущенными снаряда закопали в землю Устин Кашуро  и второй старик, который 
После был убит партизанами. Погиб Сиротинин будучи окружён мотоциклистами.
    Считаю, что вопрос о награждении такого выдающегося героя первых недель Великой Отечественной  войны  поднят совершенно верно. Подвиг Сиротинина – это пример верности Советской  Родине для всей нашей молодёжи.
29 февраля 1960 года

Мельникова М.Ф. – диретора Кричевского краеведческого музея, краеведа.
    Я. Мельников Михаил Фёдорович, работая  сельским библиотекарем в деревне Сокольничи, Кричевского района, Могилёвской области, ещё в 1951 году летом, услыхал впервые о подвиге неизвестного солдата-артиллериста, похороненного немцами,  поражёнными его невиданным героизмом
И мастерством. Много людей было опрошено  за это время. Приняли участие в поисках материала работники Центр Архива Советской Армии в 1957 году Терещенко и  Т.Степанчук, спец. корреспон.
«Комсомольская правда» А.Щербаков, зам. ред. «Орловского комсомольца» С.Коробков.
     У меня хранятся записи многих лет. Я считаю нужным дать краткое содержание показаний умершего жителя села Сокольничи  Устина Кашуры  (умер полтора года назад), с которым беседовали  все упомянутые мноютоварищи также.
У.Кашура рассказывал об отступлении наших войск, потом перешёл на рассказ о бое Николая Сиротинина. Старик Кашура  наблюдал бой. Между прочим, он сам видел, как по Сиротинину  уже вёдшему огонь из карабина , тяжело раненому, стрелял немецкий офицер-мотоциклист. Кашура плакал, когда рассказывал эту сцену и нельзя было не верить старику.
     Устин Кашура вместе с другим стариком закопал оставшиеся три снаряда у пушки Н.Сиротинина,
Если бы сделали хорошие поиски, то сапёры могли бы их обнаружить сейчас,
ибо есть люди приблизительно указывающие место.
1 марта  1960 года.

Поклад А.Ф.  -  жительницы села Сокольничи.
      Я. Поклад Анна Фёдоровна, видела Николая Сиротинина в дни перед боем. В день боя я была за рекою Сож в беженстве, ибо боялась немцев. Мой муж участник гражданской войны Иван Егорович Поклад, будучи больным  всё равно ушёл добровольцем и на войну против фашистов. Со мною остались два мальчика.
      Несколько дней спустя я вернулась в село Сокольничи и узнала из рассказов жителей  следующее (ведь нам нечего было говорить друг другу неправду, делились мнениями открыто перед своими):
Николай Сиротинин остался у пушки один. После видели, как от деревьев  у шоссе  побежал  наш человек, военный, в разгаре боя, по направлению мимо позиции на село. Остальные ушли раньше. Были разговоры, что они даже звали с собою и Сиротинина, но он не пошёл, заявив: Я отсюда никуда не пойду.
Кто мне передавал это тогда, я не помню.
      После боя, немцы  ещё несколько часов не шли по шоссе. Окружили Сиротинина мотоциклисты, которые проехав по другим дорогам через деревню Охарь, Поклады на Сокольничи. Они его и убили.
      Я от многих слыхала и рассказ  о похоронах и о речи немца и о стрельбе в честь Сиротинина. На похоронах были многие односельчане: Вержбицкая, Грабовские, Кустреиха,  Длугаканский, который и бой видел, а также много детворы.
      Я в первый день, услыхав о смерти Николая , пошла на могилку, которая была рядом с моим огородом. Было очень больно смотреть на эту одинокую могилу  в поле, очень было жалко такого  хорошего юношу. Я поправила могилу, потом обложила её дёрном, садила цветы, приносила цветы в советские праздники, а в церковные священника.. Мне помогал ухаживать за могилкой  мой сын Виталий, который подростком был взят в армию и погиб при штурме Кенигсберга, посмертно награжденный медалью и похороненный в городе Кибертай в Литве.
      Пушка Сиротинина стояла недалеко от длинной фермы, но не в самой ферме, по которой очень сильно били немецкие пушки. Вся земля кругом пушки Николая была усыпана осколк5ами.
      Я очень много слыхала от Длугаканского  о том, как вёл бой Сиротинин, как он будучи ранен всё ещё вёл по врагу огонь и не оставил до конца своего боевого места.
      Конечно, как-то неудобно даже говорить, что его нужно наградить так, чтобы имя его помнили и наши правнуки. Это же всем и так понятно – он такой герой, каких мало, да ещё в то время, когда мы видели отступающих в панике. А вот сотни и тысячи таких как Николай бились от всей русской совести. Если уже немцы преклонились перед ними и не могли не наградить почетом, то наши генералы тем более должны отдать герою почести. Конечно надо поставить памятник и на месте боя, на его боевом месте, и надпись надо сделать хорошую, чтобы каждый знал о таком замечательном красноармейце.
29 февраля 1960 года.

Пузыревской С.Е. – жительницы села Сокольничи.      
      Я. Пузыревская Софья Ефимовна, 1907 года рождения, перед войной работала заведующей магазином в деревне Сокольничи, Кричевского района, Могилевской области.
      Я видела многих из наших бойцов-артиллеристов перед занятием нашего района  фашистами. Хотя я и не была очевидцем боя, но из рассказов жителей Сокольничи, которые и в годы оккупации и после между собою рассказывали об этой битве. ,Знаю, что Николай Сиротинин осткался у пушки один и бился с врагами до последнего дыхания.  Я знаю, что немцы хоронили его  торжественно, выстроив своих солдат и местных жителей, что немецкий военный начальник  держал речь, в которой говор ил солдатам, что он ещё не видел  такого героизма, который проявил русский солдат. И ещё он говорил, что у этого русского надо учиться бороться за свою Родину.
   Я видела в течение многих дней свезённые немцами  к нашему сельскому кладбищу разбитые вражеские машины: танки, бронетранспортёры, мотоциклы. Была я и на десятом километре, где немцы похоронили своих солдат и офицеров, которых убил наш артиллерист. Николая Сиротинина хорошо знала семья Грабских. Мы все знали имя этого героя, знали, что он рабочий парень из Орла. Могилу Сиротинина при немцах и до 1948 года  присматривала наша односельчанка, колхозница Анна Фёдоровна Поклад.
     Что касается длительности боя Сиротинина с немцами, то он по моему убеждению (а я была тогда в Сокольничах) длился он  от двух до трёх часов. Я знаю, что Сиротинин стрелял из пушки, а потом была слышна частая стрельба, как из пулемёта. Пушка Сиротинина была сдана в утильсырьё после войны.
29 февраля 1960 года.

3.ПИСЬМА.

Константина Симонова – военного журналиста, писателя, поэта
            
Руководителю
Орловского клуба красных следопытов

Дорогой товарищ Леоничев, получил Ваше письмо.
     О подвиге Сиротинина я знаю, был на месте этого подвига, видел в местном музее материалы, связанные с этим подвигом.
     Подвиг замечательный и в принципе, очевидно, можно было бы ставить вопрос о возможности присвоения Сиротинину посмертно Звания Героя Советского Союза, но дело в том, что, насколько мне известно, к 20-й годовщине Победы Сиротинин за свой подвиг уже был посмертно награждён одной из самых высоких и почётных военных наград – орденом Отечественной войны 1-й степени. Во второй раз за тот же самый подвиг наградят вряд ли.
    Если я ошибаюсь, и мои сведения неверны, то конечно, другое дело и вопрос можно ставить. Но, мне кажется, что дело обстоит именно так, как я пишу.
    От души желаю всяческих успехов Вашему клубу.
    С дружеским приветом
                Константин Симонов
г. Москва,
26.11.1966г. 

4.ЗВЕЗДА  НИКОЛАЯ СИРОТИНИНА

                ПРОЛОГ.

Лежат цветы у обелиска…
Их носят многие сюда:
И пионеры, и чекисты,
И люди мирного труда,

И боевые ветераны,
И ветераны от сохи.
Неравнодушные Иваны
Читают здесь свои стихи.

Лежат цветы у обелиска,
А рядом в поле зреет рожь…
Несут ему поклон свой низкий
И старики и молодёжь.

Москвы ровесник город Кричев
Стал для него навек родным.
Он этот город возвеличил
Великим подвигом своим.

    ОДИН В ПОЛЕ ВОИН.

Он был один в преддверье  боя,
Вдали  Орловщины своей...
А рядом враг, чтоб взять в неволю:
Родных, и близких, и друзей. 

Шоссе.  Июль. Ржаное поле.
Видны речушки  берега.
В кустах у пушки юный Коля 
С тревогой ожидал врага.

О чём он думал в те мгновенья?
О чём в то утро вспоминал?
Про мать, сестёр,  про  брата Веню, 
«Орёлтекмаш»,  ЖД  вокзал.


Про сероглазую девчонку
С красивой розою в руке,
И потемневшую иконку,
Что мать хранила в закутке.

А где-то рядышком в сторонке,
Взмывая в небо налегке,
Беспечно пели  жаворонки,
На птичьем звонком языке.

Вставало солнце.  Лёгкий ветер.
Вдруг он услышал вдалеке
Какой-то шум. Потом заметил,
Что танки движутся к реке.

Орловский парень  с чёлкой рыжей.
Он не спешил. Пускай идут
К мосту ещё чуть-чуть  поближе,
И он  устроит  им салют!

Работал мозг легко и быстро,
Решая ферзевый гамбит.
Чуть погодя раздался выстрел…
И,  первый танк уже горит.

Потом другой, четвёртый, пятый…
Стрелял он метко, не спеша:
- Гори огнём фашист проклятый! 
И пела радостно душа.

Совсем один  в колхозном поле,
Отважен словно Ганнибал,
Забыв о ране и о боли,
Он смерть фашистам посылал.

Горели танки словно свечи,
Их не спасала  даже  бронь.
А этот  юный человечек 
Шептал: - Огонь! Огонь! Огонь!

Знал Коля,  не придёт подмога, 
Снарядов таял арсенал…
Он  танк за танком в гости к Богу,
Скрипя зубами,  посылал.

Зло всюду  кара настигает,
Об этом должен помнить фриц.
И вот уже огнём пылают 
Аж восемнадцать единиц…



На мотоциклах к месту боя 
Прорвался вражеский отряд.
Чуть  отойдя от пушки, Коля 
Взял в руки быстро автомат.

Была неравной схватка эта,
Сражённый пулей он упал…
Горели танки. Лёгкий ветер
Лицо героя целовал.

А изумлённые фашисты 
Глядели с восхищеньем на
Богатыря-артиллериста, 
Чья жизнь была завершена.

Тогда у оберста  впервые
Сомнений зародилась нить:
Коль так дерутся за Россию,
Такой народ не победить?


Всё так же солнышко сияло,
Когда вечернею порой
Он по приказу генерала 
Был похоронен, как герой.

Три вражьих залпа прозвучало, 
И  воцарилась тишина…
А впереди нас ожидала
Почти,  что целая война.

                ЭПИЛОГ.

Великий подвиг славного героя
В сердцах людей остался навсегда.
Ночной порой  над Кричевской землёю
Горит его далёкая  звезда.

О, сколько их красивых и безусых
Погибло, чтобы дальше жизнь текла:
Армян, узбеков, русских, белорусов…
Таких, как юный Коля из Орла!

Октябрь 2011