Что нам интересно

Аркадий Костерин
   Думаю, вполне справедливо будет сказать, что наши жизненные интересы функциональны. Я имею в виду, что если нам что-то интересно, то в этом выражается наш поиск наилучшего состояния души и тела. Это, в частности, означает, что в духовном мире нам интересны более всего  альтернативные варианты нашей собственной реализации, то есть, наши «другие реальности». Например, захватывающие нас произведения искусства предлагают нам выбор нашего поведения в предлагаемых ими обстоятельствах.

   Осмелюсь утверждать на этом основании, что в наших духовных интересах реализуют себя актуальные содержания нашего бессознательного, т. е. наши альтернативные личности. Причём, чем шире "диапазон" возможных реализаций человеческой души, чем больше разнокачественных реальностей охватывает он, тем больше интересного находит человек вокруг себя. Чем шире и богаче наше восприятие, тем интересней мы живём. А наши художественные предпочтения и вкусы складываются  по принципу родственности.

   Широта и богатство души во многом определяется тем, какое место в духовном мире человека занимает любовь, альтруизм, жертвенность. Это определяет количество и качество духовных измерений, связывающих человека с миром и их богатство. Эгоист монологичен, спектр его интересов узок, потому что замкнут, в конечном счёте, на себя, и на то, что он лично может потребить. И спектр этот имеет тенденцию к постепенномму сужению воспринимаемой действительности. По крайней мере, - духовной действительности.

   Не случайно для художественного осмысления интереснее всего трансформация личности, что я связываю, опять же, с поиском оптимального пути в жизни. Но, всё-же трансформация, изображаемая автором, должна преследовать внутреннюю, идейно мотивируемую цель, а не только стремление к оригинальности. Иначе, произведение даёт только имитацию духовного поиска (интересничанье), которое всегда сопрягается лишь с эгоизмом и самоутверждением. Это, по-моему, тупиковый путь трансформации личности. Да и искусства тоже.

   Интересы наши проявляются в эмоциях. Эмоции — это, по сути, энергетическое наполнение художественно переживаемой нами  альтернативной жизни, признак актуальности того варианта личности, который реализуется в интересном для нас повествовании. Чем ближе к нашим стремлениям поступки и переживания героев произведения, тем сильнее наши эмоции, сопереживание им. Соответственно, по этим эмоциям можно оценить влияние на нас художественного произведения. Каково же это влияние? Как его можно себе представить?

   Влияние это, в общем, сводится к тому, что изменяется наше восприятие жизни. Дело в том, что сознание человеческое фиксирует и оценивает не все варианты действительности, а лишь наиболее значимую реальность. Все прочие варианты нашего возможного восприятия и оценок пребывают в бессознательном. Однако, они тоже влияют на наш выбор. Просто эти варианты менее вероятны и реже проявляются. Эмоции от переживаемых нами произведений, как бы, "подзаряжают" энергией те или иные наши альтернативные личности, делают их более вероятными для осознания. В силу этого, и сознательная наша реальность сдвигается в сторону этих альтернатив.

Август 2017