Рецензия на пьесу Пластелин Сигарева

Лев Вишня
Рецензия на «Пластилин» В. Сигарева.

  Очень любопытно иногда проходит литературный процесс. Скажу честно, если бы не знал, кто автор и что этому автору дали премию, даже не стал бы и читать подобную пьесу. Но когда автор получает официальное признание все его «недоработки» чудесным образом превращаются в новые  литературные приемы, которые предстоит исследовать и штудировать.

  Значит, сюжет такой: 14 летний мальчик Максим (интеллект, судя по репликам, сумел развиться только до шестилетнего), блуждает по городу, попадает в переделки, общается с местными жителями и в финале трагически погибает.
  Местные жители состоят исключительно из «подонков», «сволочей», «подлецов» и опять-таки, судя по репликам, в подавляющем числе из дебилов.. Любопытно так же, что самыми сволочными персонажами пьесы являются женщины. Все они, как правило, дегенератки, причем поголовно похотливые дегенератки, три из них по ходу сюжета пытаются изнасиловать нашего героя. Подружка Максима, Наташка, - фирменный «ублюдок в юбке». Мать Максима - стерва и алкоголичка. Учительница в школе – чуть более образованная, чем остальные персонажи, дегенератка с невероятно сволочным характером. Бабушка Максима – человек конечно добрый, но находящийся на крайней стадии старческого маразма. Иногда Максиму мерещится «ОНА». Кто такая «ОНА» Максим так и не понимает до конца своей короткой жизни. Он даже не узнает хорошая ли «ОНА» или плохая, что от нее вообще можно ждать.
   Таким образом, к исходу текста только два человека вызывают у зрителя хоть какое-то уважение, это двое подонков уголовников, которые насилуют Максима и его друга, также дегенерата, Леху. Любопытно, что живя столько времени в подобной среде, ни Максим, ни Леха не знают, что означает играть в карты на «просто так», и проигрывают свои задницы этим двум упырям. Что еще любопытней, проигрывают, играя в «дурака».  Начинается пьеса со сцены похорон, заканчивается – убийством. Ублюдки, подонки и дебилы по худу всего сюжета кружатся вокруг бедолаги Максима, создавая определенный гротескный фон.  Такова, по мнению Сигарева, наша нынешняя российская действительность.

  Родом Сигарев из Ревды. По сюжету пьесы, я понял, что подобную апокалипсическую картину он наблюдал с самого своего детства в своем родном городе (кстати, город действительно относится к разряду проблемных). Меня позабавило, что в пьесе неестественно мало для подобной среды мата. Больше обычной ругани, причем, как правило, хаотичной. Еще меня позабавило, что реплики «Ты че!», «А ты че!» – повторились в пьесе более ста раз! Этот очень интересный литературный прием наилучшим образом характеризует весь фон событий. В принципе пьеса напомнила мне «Страдания юного Вертера» Гете. По крайней мере, сюжет классический.
  Эмоциональный фон всего текста чрезвычайно тяжелый. Героя непрерывно пытаются изнасиловать, причем сначала женщины, а затем и мужчины. Бедного Максима непрерывно бьют, учительница называет его «сучьим отродьем», даже друг Леха в итоге его предает.  Только мистическая «ОНА» своим «миражом» временами сглаживает ситуацию.  Финальная сцена – убийство Максима - действительно напоминает Шекспира. Бедный ребенок кричит, умоляет своих мучителей, в которых, как я понял, нет ни грамма сострадания и уважения к человеческой жизни, плачет и в конце концов даже мочится от страха им под ноги. Но разжалобить извергов ему так и не удается. Среди палачей Максима присутствует и его бывшая подружка Наташка, которая согласно авторскому замыслу, является самым подлым существом во всей постановке. Однако подспудно из всего этого фона выплывает надежда на будущее и легкий свет проскальзывает из мрака «темного царства». Так что получается, что все это было не напрасно.

  Таким образом, прочитав пьесу, я понял, что мне обязательно надо сходить на спектакль и увидеть как все происходит воочию. Пьеса удостоена 10 наград, в том числе и самой престижной в области драматургии «Европейского оскара». Она так же будет номинирована и на «антибукера» и вполне возможно его получит. Я думаю, что эта пьеса является наиболее прорывной в нынешней литературе и наиболее интересной с точки зрения новых литературных приемов. Эта пьеса так же является самым большим успехом «школы Николая Коляды», сейчас она поставлена и идет во многих европейских театрах. Эта пьеса так же является несомненным успехом и самого Николая Коляды, который является учителем Василия Сигарева.