50 героев истории. Станиславский

Кучин Владимир
ОТ АВТОРА

Волновые герои, — это исторические персонажи, которые родились, либо умерли 17, 18, 19 числа. Автор выбрал 50 самых выдающихся Волновых героев и напоминает в этом эссе их знаменитые имена читателю, т. к. уверен, что любой читатель уже знает их имена. Формат 50 героев — сложен, и выбор автора отчасти субъективен, но только отчасти. Автор был вынужден провести отбор среди героев истории по принципу, который можно обозначить как «профессия» (условное обозначение). От каждой «профессии» был выбран один, либо два героя — и читатель может убедится — это персонажи выдающиеся

В эссе применены сокращения:
БСЭ — Большая Советская Энциклопедия
БЭ К и М — Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Б и Е — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Британника– Энциклопедия Британника
(п. а.) — перевод автора.
Источники, из которых взяты цитаты, приведены перед цитатами.

29. КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВСКИЙ — ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР-НОВАТОР

17 января 1863 г. н. с. в Москве родился Константин Алексеев — известный как Станиславский (это сценический псевдоним) — великий актер и режиссер, основоположник современного мирового театра.

П. Бурышкин «Москва купеческая», 1954:

«Семья Алексеевых была весьма известна по своим заслугам и в промышленной, и в общественной областях, и в сфере искусства. Имя Константина Сергеевича Алексеева-Станиславского известно всему миру. В промышленной области Алексеевская фирма товарищества „Владимир Алексеев“ работала по хлопку и шерсти. У них были хлопкоочистительные заводы и шерстомойни. Было и огромное овцеводство и коневодство. Им принадлежит заслуга перенесения мериносовского овцеводства из Донской области в Сибирь. Частично им принадлежала и золотоканительная фабрика, — позднее кабельный завод, где директором был Станиславский.»

Мне интересны три факта биографии Станиславского:

Из самодеятельных актеров своего кружка и кружка Владимира Немировича-Данченко Станиславский создал в 1898 г. общедоступный Московский Художественный театр. Первой оригинальной пьесой театра была пьеса Антона Чехова «Чайка»;

Станиславский создал свою систему сценической работы — основа ее перевоплощение актера и поиск точных характеристик героев и в тексте и в движениях. Станиславский предлагал добиваться «веры» в образ — его классическое «не верю» — один из приемов его системы.

«Система Станиславского» получила мировое признание и успешно применялась и применяется на всех главных мировых сценических площадках.

Пример русского режиссера Станиславского - редкий случай, когда уже при жизни русского деятеля культуры его "система" была признана в Европе и Америке, начали работу школы подготовки актеров по его системе, и характеристика - "играет по Станиславскому" - это большой комплимент и признание мастерства. Такое положение сохраняется в артистической среде уже 100 лет.