Машина война

Александр Грешнов
               

             Прошло более 70 лет, как минула самая страшная кровопролитная война. Пройдет еще не одно столетие, пока начнут стираться из памяти  страницы истории войны. Никогда не забудет человечество наших отцов и  дедов, которые ценой жизни спасли мир от коричневой чумы. Эти простые люди различных национальностей, называемые советским народом, показали всему  миру,как надо  любить Отечество, что такое подвиг во имя жизни других людей.
Мне  повезло, так как я в своей жизни находился среди ветеранов  Великой Отечественной войны. 
               
   Волею судьбы  я оказался в  доме для ветеранов и был крайне доволен, что смогу найти свидетелей того страшного времени.  Оказалось,несколько героев проживали еще здесь. Не успел я разложить вещи, как в дверях раздался звонок. На пороге стояли жители дома
ветеранов. Они пришли не с пустыми  руками. Получился шикарный стол, украшенный в центре тортом.
 Конечно-               
же, я без труда узнал моих любимых бабушек, как всегда,в отличном состоянии, и  готовности идти куда надо и делать что  надо.

    Конечно же, были воспоминания! Я поинтересовался,кто еще жив из участников войны? Получив положительный ответ, я начал собираться в гости без приглашения. Шел  я не cпеша. Внимательно рассматривал дом для ветеранов. Все же надо отдать должное бывшему губернатору . Конечно, одного такого дома мало.Необходимо строить еще. Думается. что новый губернатор найдет разумный компромисс между реализацией расселения ветхого жилья и обеспечением жильем ветеранов.

   Навстречу проходили люди. Здоровались.Почти всех я знал по совместной работе. Почти все они в этом доме проживают.  Незаметно я оказался у  квартиры номер 16.
Аккуратная входная дверь, перед  ногами лежит резиновый коврик. Видно, чо у квартиры есть хозяин. Позвонил во входную дверь. Тишина… За дверью тихо, как будто никто не живет. Назойливо звоню второй раз. Около двери послышались шаркающие шаги.

Я почему -то представил себе,  что на пороге появится старая женщина, замученная жизнью и внуками.               
И какого было мое удивление - на пороге стояла  красивая, статная женщина бальзаковского возраста с чертами  неувядаемой  красоты. Она была изысканно одета.
   «Мария Павловна,представившись, протянула руку   через порог. Я  тут же воспользовался известным правилом и прошел в квартиру.
В таком случае  говорят: чистота идеальная, ни соринки - ни пылинки.Все в доме для ветеранов знают и любят ее. Бросается в глаза ровная осанка, необыкновенная голубизна глаз, чуть тронутые улыбкой уголки губ.
И тут же, как будто между прочим «Я вчера пирогов напекла. Прошу  угощаться, сытнее с утра не бывает Затем она налила нам по чашке молока. Вспомнились пироги, блины, другая мамина вкуснятина.

    Между  делом я стал осматривать квартиру.А что? Неплохо.Не сказать,что наша героиня занимает апартаменты, но думаю, что места хватает. А мебель? Все скромно. Зато фотография супруга на самом видном месте. Мария Павловна  как-то особенно  посмотрела на фотографию.
«Ведь  я его всю жизнь любила»,-запричитала Мария Павловна,смахивая с лица слезы.               
…Торопиться некуда  и мы, как говориться, начали беседовать за  жизнь.

   Родом  я  из  Суздальского района, - начала хозяйка  квартиры.  Семья у нас  большая.Кроме меня еще две  сестры. Честно?, Вспомнить нечего. Мама постоянно работала или ходила беременная. Такой трудоголичкой я ее и запомнила. Отец трезвым никогда не был.Он ездил на работу в Москву, а  приезжал в одних портках. Пропивалось все, даже нижнее  белье. За домом смотреть было некому, поэтому он покосился  и  напоминал жалкие развалины. Приехав домой, отец строго выполнял ритуал по избиению мамы. Я никак не могла понять « За что?».
 А потом поняла, что этим актом вандализма он возмещал  на маме свою слабость, неспособность обеспечить семью. Тогда еще  Маша заметила, что в обеспеченных семьях отношения были гораздо лучше.

     Как правило, утром отец закатывал истерику, просил у мамы прощения, но спустя некоторое время все повторялось  по тому же сценарию. Посему, когда началась война и была  объявлена мобилизация, я и моя подружка Клава одни из первых отправились в военкомат.  Маша переживала, что по состоянию здоровья (маленький рост, недостаточный вес) ей могут отсрочить призыв. Однако, сомнения были напрасны. ...через некоторое время прозвучала команда «По вагонам!»   Эшелон направился  к Смоленску  поближе  к передовой. Не прошло 30-ти минут движения, как он был обстрелян немецкой авиацией.  Страшно  было смотреть, как спотыкаясь,падали замертво подруги.

В стороне раздался крик и стоны.Маша  поползла, чтобы оказать помощь.
На краю воронки, широко раскинув руки, лежал командир взвода Седов Валерий.Вместо ног у него зияла рваная рана. Маша попыталась сделать перевязку, но перевязочных материалов не хватало.  Из последних сил Маше удалось переложить  раненого на плащ-палатку и вместе с подоспевшей  медсестрой начали тащить раненного в медсанбат.Не думали девчонки, что труд их был  напрасен. Утром от потери крови лейтенант скончался.

    Сколько еще друзей потеряла она в годы войны, но тот первый, Седов Валерий, на всю жизнь запомнился.
А бомбежка продолжалась, самолеты с фашистскими крестами в упор расстреливали эшелон, как дождь летел с неба свинец. Маше было страшно, но пули падали где-то рядом. Чудом Маша осталась целехонька. Раненый все время стонал, а когда доползли до наших окопов, сказал: - Маша, ты береги себя, ведь тебе рожать, после войны мужиков останется совсем мало.
 

   Ох! И тяжела ты фронтовая дорожка!А в сорок четвертом Машу после второго ранения уволили с военной службы.
Шинель вскатку, в руке маленький чемодан с солдатским скарбом, на груди- орден Отечественной войны- она «на крыльях» летела в военкомат, чтобы  поскорее
обнять своих родных. И вдруг ее что-то озарило. На крыльце военкомата стоял красавец-капитан. Он обнял за талию Марию и прошептал: « Выходи за меня замуж!»
- Я согласна, идем свататься!

    Через три дня сыграли свадьбу и 60 лет прожили вместе.
В комнате воцарилась  тишина. Каждый думал о   своем
Я воспользовался этим  и  спросил: -  Неужели  Вас  муж ни разу  не   избил?   
- Жизнь  прожить -  не поле перейти, - загадочно ответила Мария и слезы градом потекли по ее лицу.
 А я подумал:     « Великая женщина!».