50 героев истории. Рамакришна

Кучин Владимир
ОТ АВТОРА

Волновые герои, — это исторические персонажи, которые родились, либо умерли 17, 18, 19 числа. Автор выбрал 50 самых выдающихся Волновых героев и напоминает в этом эссе их знаменитые имена читателю, т. к. уверен, что любой читатель уже знает их имена. Формат 50 героев — сложен, и выбор автора отчасти субъективен, но только отчасти. Автор был вынужден провести отбор среди героев истории по принципу, который можно обозначить как «профессия» (условное обозначение). От каждой «профессии» был выбран один, либо два героя — и читатель может убедится — это персонажи выдающиеся

В эссе применены сокращения:
БСЭ — Большая Советская Энциклопедия
БЭ К и М — Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Б и Е — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Британника– Энциклопедия Британника
(п. а.) — перевод автора.
Источники, из которых взяты цитаты, приведены перед цитатами.

25. РАМАКРИШНА — ИНДИЙСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕФОРМАТОР

18 февраля 1836 г. н. с. в Индии родился Рамакришна — знаменитый религиозный реформатор. Этот день был для европейских протестантов - лютеран - днем памяти великого католического реформатора Мартина Лютера, который умер 18 февраля 1546 года - т.е.  ровно 290 лет тому назад. Считать ли это случайностью? Задумывались ли над этим последователи Рамакришны? Скорее нет, чем да.

БСЭ:

РАМАКРИШНА (наст. имя — Гададхар Чаттерджи) [18.2.1836, Камарпукур (Зап. Бенгалия), — 16.8.1886, Калькутта], индийский философ-мистик и религиозный реформатор, представитель неоиндуизма. Выступил с проповедью «всечеловеческой религии», считая, что такие конкретно-историч. формы религ. поклонения, как индуизм, ислам, христианство, представляют собой отд. проявления всеобщей устремлённости к единому божеств. началу. Филос. основы этой «всечеловеческой религии» были взяты Р. преимущественно из др.-инд. идеалистич. школы веданта, различные направления к-рой он пытался согласовать, представив их в виде ступеней йогического духовного опыта (см. Йога). По Р., безграничная любовь и преданность богу (бхакти) осуществляется не путём аскетич. отречения от мира, а через, выполнение каждым человеком своих земных обязанностей. Отстаивая необходимость обществ. деятельности, Р. понимал её, однако, довольно узко — гл. обр. в аспекте всеобщего «духовного совершенствования». Такого рода «совершенствование» необходимо, согласно Р., для избавления от бедствий «железного века» (Кали-юга), характеризующегося всевластием денег, засильем иноземных поработителей и т. д. Учение Р. получило широкую известность за пределами Индии после выступления на Всемирном религ. конгрессе (Чикаго, 1893) его наиболее выдающегося ученика Вивекананды. В 1897 для пропаганды идей Р. его учениками было создано религ.-реформаторское об-во «Миссия Рамакришны» (центр в Белуре, вблизи Калькутты, отделения в Европе и Сев. Америке), продолжающее свою деятельность и в наст. время.