Оксоль

Елена Барткевич
   На днях проехала я с работы на пару остановок дальше – надо было зайти в один магазин. Зашла, купила, что собиралась, отправилась домой пешком. Иду и вдруг вспоминаю, что путь будет лежать мимо магазина стройматериалов, а мы давно уже собирались купить олифу, чтобы покрыть ею выложенную вагонкой внутреннюю часть балкона. Раньше поблизости от дома был другой магазин стройматериалов, но закрылся, а ехать куда-то ещё мне всё было недосуг. Думаю – дай зайду, гляну. Если есть олифа – то сразу и куплю, как раз ведь мимо иду...
    Зашла. Магазин новый, вернее, в нём после ремонта объединили два – товары для ремонта и галантерею. Хожу, разглядываю дверные замки, ручки, садовый инвентарь... Пара покупателей что-то спрашивает у продавщицы, какой-то шланг. Есть ли? А она отвечает:
     – Не знаю, я из другого отдела. И кричит: – Женя!
     Подошёл Женя – молодой мужчина, как я заметила мельком, пока шарила глазами в поисках своей олифы. Продавщица переадресовала ему вопрос покупателей, и он начал вежливо им что-то объяснять и показывать. Кажется, нашёл им нужный шланг и пошёл в подсобку.
    Я спрашиваю у продавщицы:
    – У вас олифа есть?
    Она кричит:
   – Женя, у нас олифа есть?
   – Есть, – отвечает тот из подсобки.
   – А где?
   – Там, слева, смотри дальше на полке.
    Идём с ней вместе вдоль отдела, она разглядывает  бутылки, банки на полках. Надписи «Олифа» нигде нет. Выходит Женя, подходит к нам.
    – Ну и где здесь олифа? – спрашивает продавщица.
    – Вот, – он снимает с полки прозрачную пластиковую бутылку без этикетки с коричневатой жидкостью, похожей по цвету на чай, ставит передо мной, говорит: – Пол-литра – сто рублей, цена сумасшедшая...
    Беру в руки бутылку без опознавательных знаков, с одним одиноким ценником. И силюсь понять – почему этикетки-то нет? Вручную её разливают, что ли? И «сумасшедшая цена» – это ирония, или что? Я сто лет олифу не покупала, так что понятия не имею, 100 рублей за пол-литра – это так дорого или так дёшево?
    –  Это точно олифа? – с сомнением спрашиваю я.
    –  Оксоль, – охотно отвечает он.
    – Какая-такая «аксоль»? Мне нужна олифа.
    – Это и есть олифа. Олифа-оксоль.
    – А в чём разница?
    – Олифа  очень долго сохнет, дня три. Вам это надо? – и он поворачивается, уходит к новым покупателям, потому что его опять зовёт продавщица, которая не может найти чёрную краску.  А Женя здесь, похоже, знает всё.
   Я кручу в руках странную бутылку и не знаю, что с ней делать. Тут меня осеняет: позвоню домой, своему благоверному, знает же он, наверное, что такое оксоль?
    Достаю телефон, звоню:
     – Слушай, я тут в магазине стройматериалов, хотела купить олифу, а у них олифы нет, только оксоль. Ты знаешь, что это такое?
     – Нет, –  несколько растерянно отвечает муж, – впервые слышу.
     – Вот и я тоже. Посмотри в Интернете! Если что, я  куплю.
     – Сейчас? –  переспрашивает он недовольно. Понятно, оторвала его от очередного исторического или военного сериала.
     – Да, сейчас, пока я здесь. Посмотри, всё равно за компьютером сидишь!
     – Ладно... «Аксоль» или «Оксоль»?
     – А я знаю?! Тут этикетки нет. Напиши и так, и так...
    Я жду. Через некоторое время он берёт телефон и говорит:
     – Не надо, не бери её. Она с растворителем и токсичная, красить надо в респираторе. Мы с ней задохнёмся, пока высохнет.
     – Так не брать?
     – Не бери.
     – Ладно, поищем олифу...
     Я оставляю бутылку на прилавке, иду в галантерейный отдел. Слышу мимоходом, как Женя консультирует двоих покупательниц по поводу показанной им чёрной краски, уверяет, что ею можно красить и по масляной краске, и по нитре, расписывает её достоинства, советует приобрести ещё то-то и то-то, и в результате они выкладывают тысячу двести за всё.
     В галантерее я посмотрела всякие иголки-булавки-пуговицы, спросила ещё стразы, потому что пара штук отвалилась с бриджей. Но стразов не оказалось. Когда я обернулась, чтобы уходить, то увидела при выходе из отдела продавца стройматериалов Женю, который уселся там на деревянном прилавке.
    – Ну, что вы решили? – доверительно спрашивает он.
     Наконец-то я разглядываю его более внимательно. Молодой, лет тридцати с хвостиком, худощавый, в голубой майке и белых брюках, он сидит, непринуждённо сложив на коленях обнажённые загорелые руки. Блондин или, скорее, очень светлый шатен. И глазищи такие голубые! А симпатичный мужчинка...
   – Да я позвонила мужу, он посмотрел в Интернете, сказал – не брать.
   – Как, у вас муж есть? – говорит он разочарованным голосом,  – Ну, вот...
    Я улыбаюсь.
   – А олифа у вас всё-таки бывает?
   – У нас есть олифа. Сто рублей пол-литра.
   Хлопаю глазами:
  – Вы же сказали, что нет у вас олифы! Только оксоль.
  – Я вам сейчас всё объясню, – отвечает он с бесконечным терпением мужчины, которому по тысяче раз в день приходится объяснять женщинам вещи, связанные со стройкой, ремонтом и всевозможными материалами. В его голосе нет ни нотки раздражения, – Олифа бывает разных степеней очистки, вот оксоль – это олифа наивысшей очистки. Её делают из растительного масла. На ней картошку жарить можно!
   – Правда, что ли? – я заглядываюсь в его голубые глаза.
   – Конечно, – он поднимается с прилавка, и мы снова идём с ним к отделу стройматериалов.
   Там Женя опять вручает мне в руки бутылку без опознавательных знаков, я открываю её и принюхиваюсь. Фиг знает, сейчас мне и вправду кажется, что оксоль пахнет чистым растительным маслом.
     – У нас рядом с домом магазин стройматериалов закрылся, – отчего-то проникаясь доверием, объясняю я. – Никак не могу найти эту олифу, и сюда не могла дойти...
     –  Вам никуда не надо идти, – проникновенно обещает Женя, – я вас на руках отнесу.
     – Правда? – кокетничаю я. И тут же стараюсь вернуть Женю к разговору о деле: – У нас балкон вагонкой выложен, надо покрывать, чтобы не испортилась.
     – Оксоль сохнет быстрее, чем олифа. А если её немного разбавить, то она и вовсе высохнет за сутки, – советует он
     – А чем её разбавляют? – наивно спрашиваю я. Мне хочется добавить – «водой»?
     – Уайт-спиритом, – охотно отвечает Женя.
    Хотя,  думаю, даже если бы я и спросила – «водой»? – он бы не очень удивился. Чего спрашивать с женщины, тем более крашеной в блондинку...
    Мне уже хочется купить оксоль у Жени. Вот только я прикидываю про себя – пол-литра нам на балкон вряд ли хватит, это значит, надо две бутылки покупать, плюс ещё кисточку, да плюс уайт-спирит. И лак тоже надо по дереву, чтобы потом им вагонку покрыть, когда оксоль высохнет... Словом, если я это всё сейчас куплю, то кошелёк останется пустой, а мне ещё за продуктами заходить.
    Женя терпеливо ждёт, пока в голове крашеной блондинки идёт трудная работа.
   – Подумайте, – сам советует он, – как я говорю – с этой мыслью нужно сначала переспать...
   Я начинаю смеяться:
   – Хорошо, я тогда пойду.
   – Куда? – пугается он.
   – Переспать с этой мыслью...
   – Ну нет, – говорит он решительно, – теперь я вас никуда не отпущу, – и выходит вперёд, как бы намереваясь загородить мне дорогу.
  – Пустите, куда вы денетесь... – улыбаясь, я выхожу из магазина. Боюсь себе признаться в том, что, может быть, я ничего не купила специально для того, чтобы оставить себе повод ещё разок вернуться сюда, пообщаться с этим Казановой...
   Домой я летела, как на крыльях. Как же мало всё-таки нужно женщине, чтобы сделать её счастливой и радостной! Всего-то несколько комплиментов от совсем незнакомого мужчины.
    Ах, Женя, Женя. Знала дирекция магазина, кого брать на это место, явно хорошо знала!
Ведь далеко не каждый из представителей мужского пола сможет вот так – целый день общаться с женщинами, растолковывать нам какие-то вещи, связанные с ремонтом, которые для мужчины, может быть, кажутся простыми, как дважды два, а до нас пока дойдёт... Общаться с нами, не раздражаясь, а вежливо и терпеливо объясняя по сто раз прописные для мужчин истины...
    И приволокнуться он тоже может при случае – пусть в шутку, но всё равно ведь приятно. Словом, идеальный кандидат для продавца из магазина строительных принадлежностей! Наверное, и правда, за кисточками, лаком, растворителем, олифой – пойду туда. Где мне ещё всё так подробно растолкуют, пообещают отнести домой  на руках, откуда придёшь с сознанием своей полнейшей женской неотразимости?..
   Понятное дело, что дома я не стала вдаваться в подробности, рассказывая про очаровавшего меня продавца из магазина стройматериалов. Пересказала ещё раз всю историю, но кратко.
   Муж сидел за компьютером, меланхолически глядя очередной сериал в онлайне. Остановил кадр, покрутился на кресле, слушая меня.
   – Я не стала покупать, потому что меня всё-таки смутило отсутствие этикетки на бутылке, – объяснила я,  – да и потом, на всё сразу мне бы не хватило, я же не планировала сегодня туда заходить...
   Он обернулся к компьютеру, что-то набрал там.
   – Кстати, – сказал он, – иди, почитай, что ты собиралась купить.
   – А что такое? – удивилась я.
   – Ну подойди, почитаешь...
Я подошла. И вот что прочла там:

   "Название олифа Оксоль скрывает 2 вида - В и ПВ. Первая дороже, т.к. в ее основе масло, применяемое в пищевой промышленности - конопляное или льняное. Вторая может иметь в своем составе низкого качества масло из сафлора, подсолнуха, рапса, сои, кукурузы, виноградных косточек. Часто какой-то процент масла замещают нефтеполимерными смолами. Она токсична, легко воспламеняется. Тогда как в натуральной олифе находится 97% масла, в Оксоли только 55%, а остальное - уайт-спирит и немного сиккатива, следовательно, сохнет она быстрее - в помещении часов 20.
Олифа "Оксоль", она же полунатуральная, это плёнкообразующее вещество (жидкость) как и все олифы.
Отличие от натуральной олифы олифы "Оксоль" заключается в наличии третьего ингредиента, это растворитель.
То есть олифа Оксоль это натуральные масла (по ГОСТу не менее 55%) 40% растворители (чаще всего Уайт-Спирит) и 5-ть процентов сиккативы.
Из- за наличия растворителя в олифе "Оксоль" у неё довольно резкий и не очень приятный запах, лучше использовать в нежилых помещениях, или при наружных работах.
В помещениях, где используется или хранится данная жидкость, запрещено наличие открытого огня. Электрооборудование и источники освещения должны быть взрывозащищены. Саму олифу нужно хранить в тщательно и плотно закрытой емкости, беречь от прямых солнечных лучей, а также различной влаги.
Во время применения данной жидкости помещение, где это происходит, должно хорошо проветриваться. Когда используется олифа Оксоль ПВ, производитель рекомендует защищать органы дыхания респиратором, а открытые участки кожи – спецодеждой и резиновыми перчатками."

    – Да уж... – протянула я, – в нежилых помещениях и при наружных работах... Так реально отравишься. Да она ещё и пожароопасная, эта оксоль!
   – А я тебе что говорил?!
   – Так мне сказали, на ней картошку жарить можно...
  – Ага, учитывая, что она токсичная и с растворителем! Представляю себе, как ты на ней картошку пожарила бы!
    Ай да голубоглазый Женя-Казанова... чуть не «развёл» развесившую на комплиментах уши женщину! Вот и верь этим блондинам!
                Август 2017г.