Джордж Монбио - Забудьте об окружающей среде

Виктор Постников
The Guardian
9 August 2017

Забудьте об ‘окружающей среде’:  нам нужны новые слова для названия  чудес природы

Язык  является критически важным для нашего отношения к  миру природы.  Помогите мне найти новые слова для лучшего описания природы и нашего отношения к ней. Это поможет лучше защищать ее.   Если бы Моисей обещал израильтянам землю обетованную, по которой текут  секреции  самок и рвота насекомых, пошли бы ли они за ним в Ханаан?   Сомневаюсь.   Другое дело – молоко и мед.

Тогда почему мы используем подобный язык для описания природных чудес?  Примеры можно найти повсюду,  но я проиллюстрирую  проблему на примерах Великобритании.  На суше, места, где природа находится под  защитой, называются «местами, представляющими особый научный интерес “ [1] На море, они называются “запрещенными для посещения» [2].  Вряд ли можно было придумать более эффективный способ отчуждать людей от природы.

Даже термин  “reserve” отдает холодом и отчуждением –  подумайте, что имеется в виду, когда мы используем его в отношении человека.*  “Окружающая среда”  также неудачный термин:  пустое, бездушное слово. Дикие животные и растения описываются как  “ресурсы”  или “запасы”,  как если бы они принадлежали нам и их роль сводилась к служению:  это понятие было преступно расширено с помощью термина «услуги экосистемы» [3] 

Наше покушение на жизнь и красоту также выхолощено и скрыто с помощью слов.  Когда биологический вид уничтожается людьми, мы используем термин “вымирание”.  Он скрывает нашу роль в убийстве и смешивает  его с исчезновением видов, вызванным природными явлениями.  Это все равно что называть  убийство “окончанием срока”. “Климатические перемены” также  смешивают природные вариации с вызываемые человеком  катастрофическими  нарушениями:  это смешение намеренно эксплуатируется теми, кто отрицает нашу роль. (Даже этот нейтральный термин в настоящее время запрещен  американским министерством сельского хозяйства [4]).  Я все еще встречаю термин “усовершенствованное” пастбище,  означающий, что землю очистили от всего живого кроме парочки растений, предпочтительных для животных или силоса.  Нам нужен новый словарь.

Слова обладают исключительной силой, способной формировать наши представления [5].  Организация Common Cause  провела эксперимент [6], в котором участников попросили сыграть в игру.  Одной группе сказали, что игра называется “Уолл-стрит”, для другой ее назвали “Игра для всех”.  Это была одна и та же игра.  Но  участники, играющих в Уолл-Стрит, проявили больше эгоизма и продемонстрировали попытки обмануть других играющих.

В словах зашифрованы ценности, которые мы подсознательно воспринимаем, когда  слышим.  При повторении определенных фраз они могут формировать и усиливать наше мировоззрение [7],  создавая определенный барьер для восприятия отличного мнения.  Рекламодатели и пропагандисты хорошо понимают этот прием:  они знают, что могут вызывать определенную реакцию на определенный язык.  Но многие, кто стремится защищать живую планету,  по-видимому невнимательны к языку.

Трагическая неспособность экологов  прислушаться к тому, что им давно говорили когнитивные лингвисты и  социальные психологи [8] привела к самому катастрофическому из всех определений:  «природному капиталу» [9].  Данный термин информирует нас о том, что природа подчинена человеческой экономике,  и теряет свою ценность, если не будет выражена в денежном эквиваленте.  Это неизбежно приводит к выводу, сделанному  правительственной организацией  Natural England: “Правильное функционирование  природной среды  критически важно для экономического процветания.”

 Ограничивая живую природу таким образом,  мы хороним вещи, которые нельзя измерить деньгами. В Англии и Уэльсе,  согласно парламентскому отчету,  потеря почвы приводит к ежегодным убыткам, равным 1 млрд фунтов» [10].  Читая данные заявления, у нас может возникнуть предположение, что эту потерю можно возместить деньгами. Но  1 млрд фунтов, потерянных в этот год,  1 млрд фунтов, потерянных на следующий год и т.д. - это не суммы. Это конец цивилизации [11]. 

 В воскресенье вечером я пошел посмотреть на бобров, которые начали обживать речку Оттер в Девоне.  Я присоединился к людям, тихо идущим  к берегу, чтобы посмотреть на заветное место.  Друг, с которым я шел, заметил: “Мы похожи на паломников,  правда?”  Пришедши на место, мы увидели толпу людей, стоящих под деревьями в полном молчании.   Когда появился первый зимородок, затем бобер,  можно было видеть какой восторг был на лицах.  Очарование природой,  тишина, которую мы должны соблюдать, чтобы наблюдать за дикими животными, указывают, по-моему, на истоки религии.

Почему тогда защитники природы  –  которые несомненно воодушевлены тем же чувством благоговеяния – так и не смогли найти соответствующие слова для ценностей, которым посвятили свою жизнь?

Вот несколько идей.  Надеюсь, что в комментариях к этой статье, вы их исправите и дополните.

Кто называет, тот и хозяин.  Ученые, которые придумали термин “места, представляющие особый научный интерес” – конечно подсознательно – заявляли:  это место важное, потому что оно нам интересно. Описывая мельчайшие детали морского дна, там, где запрещено рыболовство,  и называя это место “зоной оценки”, они  говорят нам о том, что такие места служат для научных экспериментов.  Да, у них есть такая роль. Но, для большинства людей, которые ныряют здесь,  это несравненно больше: загадочные чудесные существа, вызывающие восторг и изумление.

Вместо того, чтобы присваивать себе единоличное право  на определения,  профессиональные экологи должны нанять поэтов и когнитивных лингвистов и любителей природы, чтобы те помогли им подыскать  необходимые слова для любимых вещей [12]. Вот несколько идей.  Я надеюсь в комментариях, вы их улучшите.

Если мы назовем охраняемые зоны “чудесами природы”, мы не только  скажем о любви к природе,  но также и вызовем желание охранять чудеса.  Давайте забудем слова « окружающая среда» и назовем ее “живая планета”  или “живая природа”,  дающие нам большее представление о чем идет речь.  Давайте забудем о  климатических переменах  и назовем их “разрушением климата”.  Вместо вымирания,  примем слово, предлагаемое эко-защитницей и юристом Полли Хиггинс [13]: экоцид.

Нам подарено богатство языка и богатство природы. Давайте их соединим, это поможет защитить обоих.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] https://newsframes.wordpress.com/framing/
[8] http://valuesandframes.org/new-report-nature/
[9] [10] [11] [12] [13] http://eradicatingecocide.com/

* Русский термин «заповедник», по моему, в этом отношении звучит гораздо  благороднее. Хотя тоже не спасает. - ВП