Руми - Книга обо всем

Виктор Постников
     В городе Хашна, в Афганистане, жил великий поэт по имени Хаким Санаи. В те времена, в 12 веке, персы, жадные до богатств Индии, постоянно совершали на нее грабительские набеги.
     Молодой человек Хаким Санаи, благодаря своим песням, восхваляющим принцев и королей, стал известным придворным поэтом. Он успешно воспевал их добродетели и развлекал историями побед, одержанных ими.
     Однажды, когда султан Хашны Ибрагим, готовился к очередному набегу на Индию, Хаким Санаи поспешил во дворец. Он только что сочинил хвалебную песнь и хотел успеть преподнести ее султану.
     Путь ко двору пролегал мимо обнесенного стеной сада, в котором часто проводил время сумасшедший Лаи Кур. Известный своим пьянством и отсутствием моральных принципов Лаи Кур громко комментировал все, что происходило вокруг него. Когда Хаким проходил мимо, из-за стены раздался звучный голос.
     «Дай мне еще вина, Саки» - произнес он, обращаясь к  своему юному слуге. «Я предлагаю тост за то, чтобы султан Ибрагим ослеп!»
     «Ш-ш-ш,- последовал ответ, - «Не желайте слепоты нашему доброму султану!»
     На это Лаи Кур ответил, что Ибрагим  заслуживает слепоты за свое безумие. «Какой король в здравом уме покинет такой прекрасный город, как наш, город, который радуется его присутствию и нуждается в его защите, для того, чтобы отправиться в путешествие посреди зимы ради дурацких целей? Ну и король! Он заслуживает того, чтобы ослепнуть за пренебрежение к своему долгу, к которому обязал его Бог».
      Хаким Санаи был поражен услышанным. Он замедлил шаг. Не успел он сделать еще несколько шагов, как голос зазвучал снова.  «Еще вина, добрый Саки. Теперь я выпью за то, чтобы ослеп поэт Санаи».
      «Господин, вы зашли слишком далеко»- ответил Саки. - «Сам султан любит поэта Санаи за  то, что в его стихах есть волшебство, вдохновение, завораживающий ритм, а это, действительно, редкость. Вы не должны желать ему ослепнуть. Я думаю, что скорее он заслуживает Вашей похвалы».
      «Нет – ответил Лаи Кур, - «Этот человек – дурак. С его умом и интуицией он неспособен увидеть всю тщету своего существования. Он закрывает глаза на то, в чем действительно нуждается его душа. Мой тост означает, что хорошая доза слепоты, возможно, заставит его пробудиться!».
     Хаким Санаи  замер. Похолодев, он не смог продолжать свой путь. Слова сумасшедшего Лаи Кура поразили его в самое сердце. Он  развернулся и пошел прочь от дворца, домой.
     Санаи покинул Гхашу и нашел учителя-суфия Юзефа Хамдани. Побыв с ним рядом некоторое время, он принял учение суфиев, известное как «Путь сердца». С целью вернуть его в Гхашу, султан Ибрагим предложил Санаи в жены свою сестру, но тот отказался и вместо женитьбы отправился в паломничество в Мекку и Медину. Вернувшись из своего путешествия, он создал великую поэму «Хадигату`л Хаджигат» (Хаджикуа) или  "Обнесенный стеной сад истины", поэму, наполенную таким экстазом и непринужденностью, что исчезли все сомнения в том, что тост Лаи Кура сработал.
     Хаким Санаи достиг вершины, о которой говорят все великие мистики – он нашел Бога в себе самом.  Он отбросил иллюзии, которые делали его слепым, и сердце его стало открытым и наполненным. Он пел о своем великом единении с Богом, или Возлюбленным, голосом, полным страсти и радости.
     Когда он стал облекать в слова свой мистический опыт, Хаким Санаи был обвинен как еретик и вынужден был защищать себя в суде. К счастью, он сумел найти защиту от обвинений и провел остаток жизни, создавая стихи, полюбившиеся многим и вдохновившие известного поэта Джалалуддина Руми.
     Название «Обнесенный стеной сад истины» имело для Санаи двойной смысл. Во-первых, именно из закрытого сада Гхаши, достиг его слуха голос Лаи Кура и заставил его понять, в чем его истинное предназначение. «Истина, - говорит Санаи, - скрыта от нас только затем, чтобы пробудить в нас неодолимое стремление познать ее».
     Во-вторых, в Персии слово, которое можно перевести как «закрытый сад», означает также «рай». Для суфия, мир, в котором мы живем, и есть рай, но чтобы понять это, надо жить с открытыми глазами. Этот мир и есть «все», и сердце, которое познало эту истину, знает все, что нужно.